Галина Коновалова
Познавательное развитие.
▼ Скачать + Заказать документы
2. ПОЗНАНИЕ подобно трё м ступеням: прошлое, настоящее и будущее. На какую ступень встанешь, по тому пути и пойдёшь. В прошлом мы освоили временные требования к со-держанию и методам воспитания и обучения (ФГТ). В настоящем реализуем ФГОС ДО. И от того, как мы реализуем эту задачу, зависит будущее дошкольного образования. Итак, ПОЗНАНИЕ.
М. Горький сказал: «Сила познания - в сомнении». Очень точное высказывание: органи-зация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС постоянно за-ставляет нас, людей неравнодушной профессии сомневаться, задавать себе вопросы: а правильно ли организована НОД, совместная деятельность с детьми, учтены ли все тре-бования и принципы, прописанные в данном документе и т. д. Но, мы знаем, что непонятное нужно и можно понять, а непознанное - познавать!
Публикация «Познавательное развитие,» размещена в разделах
3. Итак ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. Такое понимание сущности данной образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
4. Задачи познавательного развития представлены на слайде.
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• развитие речевого творчества;
• формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве;
• формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках;
• о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
5. Образовательная область «Познавательное развитие» в нашем саду реализуется на неделях представленных на слайде:
• В МИРЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ
• ПРАЗДНИКИ И ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ
• ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…
• МОЯ РОДИНА
• ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ
• УДИВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТА НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ
• ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС
6Познавательно - исследовательская деятельность предполагает такие формы работы:
Наблюдение
Экскурсия
Решение проблемных ситуаций
Исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними
Коллекционирование
Моделирование
Реализация проектов
Игры с правилами
7. Хочу представить вам виды деятельности для эффективной реализации содержания познавательного развития.
В этом учебном году я работала с детьми раннего возраста. Для реализации со-держания познавательного развития использовала следующие виды деятельности:
8,9,10
• Предметная деятельность, неделя «Предметный мир вокруг нас»
• Рассматривание картинок, неделя «В мире геометрических фигур»
• Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых, неделя «Уди-вительные места нашей планеты»
• Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями «Город, в котором я живу»
• Общение со взрослыми, стихи, сказки, песни, неделя «Моя Родина»
11. На следующем слайде вы видите виды деятельности для эффективной реализации содержания познавательного развития (для дошкольного возраста)
12. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является:
Применения экспериментирования;
Использования проектирования.
13.
Экспериментирование. Рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Примеры экспериментов: «Есть ли у воды вкус?», «Испаряется ли вода?», «Куда делись чернила?»
14.
В прошлом учебном году я работала в подготовительной группе. Мы проводили эксперимент по определению крахмала в картофеле. Владу настолько это понравилось, что он проводит этот же опыт для родителей.
15. Проектная деятельность. Обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В практике могут быть использованы исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение варианта решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования.
16.
С детьми подготовительной группы в рамках познавательного развития были проведены такие проекты: «Волшебница осень», «Малые зимние Олимпийские игры», «Кулинарное путешествие».
17.
Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении пробле-мы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности : от любопытства до познавательной активности.
18. Закрепление способов действий, освоенных детьми в процессе реализации образовательной темы происходит на итоговом мероприятии, которое проводится в конце каждой недели.
19. Формы итоговых мероприятий могут быть разными. Например, в конце недели «Моя Родина» была проведена Экскурсия в мини – музей Русской избы, расположенный в нашем детском саду.
20. Можно провести праздник «День толерантности» совместно с музыкальным руководителем в конце недели «Праздники и важные события».
21. Изготовили коллаж в конце недели «Город в котором я живу» 22. и в конце недели «Уди-вительные места нашей планеты»
23. Еще хотела бы представить вам основные формы взаимодействия педагога с детьми, способ-ствующие познавательному развитию, которые я использую в своей деятельности:
вовлечение ребенка в различные виды деятельности (НОД, беседы, досуги, раз-влечения, экскурсии, походы, выставки, проектная деятельность, исследова-тельская деятельность;
- использование дидактических, спортивных, народных игр;
- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого во-ображения, мышления, памяти, развития речи;
- создание развивающей предметно - пространственной среды;
- сотрудничество с родителями.
24. Познавательное развитие – одно из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.