Фатима Уртаева
Познавательно-творческий проект «Золотая Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Познавательно-творческий проект «Золотая Осень»
Подготовила воспитатель :Уртаева Ф. Б.
Проблема: -Недостаточные представления об осени как времени года. Знания детей носят отрывчатый, бессистемный характер. - Недостаточное умение высказываться по данной теме. Через данную тему совершенствовать все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связную речь, интонационную выразительность. -Недостаточное умение детей отразить свои впечатления о дарах осени в художественно- эстетической и театрализованной деятельности. -
Публикация «Познавательно-творческий проект „Золотая Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Характеристика проекта Вид проекта : познавательно - творческий Направленность: развитие познавательных и творческих способностей Продолжительность: 3 месяца Участники: педагоги, дети, родители
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
ЗАДАЧИ: Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период. Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной).
АКТУАЛЬНОСТЬ : Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Предполагаемый результат Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями и родителями. Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему. Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания. Работа по звуковой деятельности детей. Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природного материала, лепка) Развитие детского творчества Чтение наизусть стихотворений об осени Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы
Этапы проекта
1-й этап - подготовительный Методическая работа: -Подбор методической литературы по данной теме; подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр. - Обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы». Подбор аудиозаписей по данной теме. -Приготовление материалов для художественного творчества. -Формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
2-й этап – реализация проекта Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры: «Что растет в лесу осенью?» «Созрело – не созрело» «С какого дерева листок» «Чудесный мешочек»
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин» «Садоводы-огородники» «Семья – заготовки на зиму»
Речевое развитие Рассматривание сюжетных картин «Путешествие с осенним листочком». «Опавшие листья» (И. Бродский). «Осенний день» (И. Левитан). «Прогулка в лесу» (И. Бродский, «Осенний парк» (И. Бродский) Творческое рассказывание детей «Мы гуляли на участке». «Птицы нашего края» Беседы «Об осени» «Перелетные птицы» «В лес за грибами и ягодами» «Дары осени» «Природные явления» «Золотая осень» (И. Левитан) Цель: расширение и обогащение знаний детей об осенних изменениях в живой и неживой природе; развитие умения составлять описательные рассказы по моделям осени
Познавательное развитие : Наблюдение за листопадом
Цель: углубить знания детей о деревьях; учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания; развивать доказательную речь; подметание листьев с дорожек
Трудовая деятельность детей :Уборка участка детского сада от опавших листьев Сбор семян Сбор природного материала на участке
Цель: продолжать циклические наблюдения за деревьями, отмечать изменения; проверить умение детей узнавать по форме опавших листьев название деревьев; сбор природного материала.
Рисование: «Хмурый ветреный день». «Золотая осень» «Осеннее дерево». «Летят перелетные птицы».
Аппликация: «На лесной полянке выросли грибы». «Дары осени». «Что нам осень принесла»
Лепка :«Лукошко с ягодами и грибами» «Овощи и фрукты – дары осени» Ручной труд: Поделки из природного материала «Волшебное превращение»
Художественно-эстетическое развитие:
Музыкальное творчество: Слушание П. И. Чайковского «Времена года» Разучивание песен об осени. Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса». Пение песен: «Пожелтели листья вдруг…», «Дождик», «До свиданья, Осень».
3 этап – подведение итогов: Выставка детских работ «Чудеса осени»
Наша фотогазета
Подготовка и проведение праздника «Осень»
Выставка совместных работ взрослых и детей из природного материала «Осенние фантазии»
Проведение родительского собрания
Результаты работы ; В результате познавательной деятельности у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, а также желание выявлять, чем же интересна осень. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками, у детей пополнился словарный запас; стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заниматься творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к мире. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения. Одной из важных составляющих данного проекта явилось художественно-эстетическое воспитание: дети познакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Научились более умело передавать свои ощущения: в своих рассказах; в рисунках; в музыкально-ритмических движениях.
Приложение:
Дидактические игры
Дидактическая игра «Осень пришла»
Педагог побуждает малышей логично завершить начатые им предложения. Эта игра может проводиться как коллективно, так и индивидуально. Малыши сначала добавляют слово (слова) и вся группа хором повторяет соответствующее предложение полностью.
Закончилась летняя пора, и к нам. (Пожаловала осень)
Рассветы стали. (Прохладными, сырыми)
Каждое утро мы видим, как по земле стелется легкий белый. (Густой туман)
Осенью люди собирают урожай. (В поле, на огородах)
Птицы собираются улетать. (В теплые края, на юг)
Листья на деревьях меняют свой. (Цвет)
Они становятся. (Красными, желтыми, багряными, коричневыми)
Осень - это пора. (Щедрая, урожайная, золотая, волшебная)
Дидактическая игра «Подбери словечко»
Педагог побуждает детей подобрать как можно больше существительных к прилагательным. Во время игры воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши правильно согласовывали названые слова с заданным родом и числом.
Осенняя. (Погода, прохлада, тучка, пора, дубрава, паутинка, куртка, позолота, роща)
Осеннее. (Пальто, солнышко, поле, марево, утро)
Осенний. (Ветер, листок, лес, парк, отдых, урожай, дождик, туман, вечер, ноябрь, перелет)
Осенние. (Дни, деревья, месяцы, дожди, мечты, снопы, лучики, облака)
Дидактическая игра «Лес в разные времена года»
Педагог предлагает малышам по рисункам и по собственному опыту и наблюдениями подобрать прилагательные и глаголы, характеризующие лес зимой, весной, летом, ранней и поздней осенью т. д.
Какой лес зимой? (Белый, заснеженный, тихий, зимний)
Что делает зимний лес? (Спит, отдыхает, дремлет)
Какой лес весной? (Цветущий, бодрый, красивый, шумный)
Что делает природа леса весной? (Просыпается, пробуждается, оживает, поет, расцветает, зеленеет)
Какой лес летом? (Пышный, зеленый, густой, нарядный, щедрый, ягодный)
Что происходит в лесу летом? (Созревают ягоды, взрослеют птенцы и зверята, все растет, радуется лету)
Каким лес становится, когда пришла осень? (Красочным, цветным, золотым, багровым, пестрым)
Что делает лес с приходом осени? (Желтеет, краснеет, меняет цвет, очаровывает нас красотой)
Как изменяется вид леса поздней осенью? Какой лес в это время? (Голый, грустный, безлистный, черный, угрюмый)
Что делает лес в эту пору? (Готовится к зимнему сну).
Занятие по рисованию
старшая группа
«Хмурый ветреный день».
Программное содержание: Учить детей отображать состояние хмурой, ветреной погоды в рисунках (ветер, дождь) цветом, линиями, составлять композиции с использованием различных техник рисования. Познакомить детей с техникой кляксография с трубочкой и набрызгом. Закреплять навыки рисования сухой жёсткой кистью – тычком. Учить планировать свою деятельность, по окончании работы давать отчет о проделанной работе. Продолжать развивать умение оценивать свои работы. Формировать эстетическое отношение к природе и её изображению в пейзаже. Воспитывать любовь к родной природе. Побуждать детей к использованию знакомых и ранее усвоенных слов.
Словарь: Какое время года? Время года осень. Пасмурный день. Дует ветер, идет дождь. Дерево и трава наклонились, полетели листья.
Материал: 2 иллюстрации с изображением солнечной и пасмурной погоды. Трубочка (для коктейля, жесткая кисть, старая зубная щётка, стека. Гуашь, чёрная тушь, кисточки для дорисовки, салфетки, фартуки.
Предварительная работа: Рассматривание картин и иллюстраций с изображением осенней природы.
Ход занятия
Пригласить детей на выставку картин. Обратить внимание детей на иллюстрации с изображением солнечной и пасмурной погоды. Предложить детям сравнить две картины, уточнить, какая погода на них изображена (солнечная и пасмурная). Обратить внимание детей, как изображена ветреная погода (деревья и трава наклонились в сторону, полетели листья). Пояснить, что сегодня дети будут рисовать пасмурный, дождливый день. Уточнить, какие явления природы можно нарисовать, чтобы все поняли, что это пасмурный день. Дождь, ветер. Обратить внимания на цвета, используемые для изображения солнечной и пасмурной погоды.
Предложить детям рисовать не только кисточками, но и другими материалами. Трубочкой (для коктейля) нарисуем дерево, жесткой кисточкой нарисуем листья, старой зубной щёткой и стекой нарисуем дождь.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Дары осени»
Тема: «Дары осени».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Художественная литература».
Задачи:
1) закрепить знания детей в названиях овощей, с местом их выращивания. Развивать умение описывать овощи. (Коммуникация, познание).
2) Ввести в активный словарь детей слово овощи и обогатить его названиями овощей. (Познание, коммуникация).
3) Познакомить со стихотворением Ю. Тувима «Овощи». (Художественная литература)
4) Упражнять детей в умении вырезать и наклеивать детали на лист бумаги при создании аппликации. (Художественное творчество).
Методы и приемы: - практические: выполнение аппликации.
- наглядные: рассматривание, демонстрация.
- словесные: беседа, загадывание загадок, чтение художественной литературы, постановка вопроса,
Материалы и оборудование: муляжи овощей, картины с изображением овощей, листы бумаги на каждого ребенка с изображением тарелки, клей – карандаш, салфетки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Утренняя гимнастика «Что растет на грядке…», подвижная игра «Боулинг с овощами», игровое упражнение «Изобрази овощи», двигательные паузы «Овощи», «Мы едим в огороде…»
Игровая Дидактическая игра «Что где растет», «Чудесный мешочек», подвижная игра «Вершки-корешки», сюжетно-ролевая игра «Собираем урожай».
Продуктивная Изготовление аппликации «Овощи на тарелке».
Познавательно-исследовательская Наблюдении за овощами на грядке, экскурсия на огород, экспериментирование «Угадай на вкус», дидактические игры «Что лишнее?», «Один-много».
Коммуникативная Беседа «Какие бывают овощи», речевые проблемные ситуации «Как вырастить овощи?», отгадывание загадок, словесные игры «Кто больше?», настольно-печатная игра «Овощи», сюжетная игра «Собираем урожай», вопросы «Угадай овощ по описанию».
Музыкально-художественная Исполнение песни «Огородная хороводная», музыкально-дидактические игры «Полезай в кузовок».
Чтение художественной литературы (восприятие) Чтение стихотворения «Овощи»Ю. Тувима, обсуждение, разучивание шотландской песенки «Купите лук».
Трудовая Дежурство «Накрой на стол
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Показывает картинки овощей и просит назвать, какие это овощи. Называют овощи. Знают названия овощей.
2. Загадывает загадки про овощи. Отгадывают загадки. Умеют доказывать правильность ответа
3. Задает вопросы про овощи и описывает их. Отвечают на вопросы и воспринимают описание. Правильно строят предложения и употребляют существительное.
4. Раздает детям карточки с изображением овощей и предлагает описать их. Рассматривают картинки и составляют описание. Умеют составлять описательный рассказ.
5. Проводит
физкультминутку «Мы поедим в огороде». Выполняют движения в соответствии с текстом. Снимают напряжение, повышают тонус.
6. Читает стихотворение Ю. Тувима «Овощи» и просит назвать те овощи, которые упоминались в стихотворении.
Воспринимают стихотворение, запоминают названия овощей. Демонстрируют эмоциональный отклик на произведение, верно называют названия овощей.
7. Предлагает вырезать и приклеить вырезанные овощи на листочек с изображением тарелки. Вырезают и приклеивают овощи на листочек. Решают новую проблему: умеют вырезать,выкладывать и приклеивать детали аппликации.
8. Анализирует работы детей и организует выставку.
Высказывают свое мнение о своих работах и вывешивают на стенд. Делают выводы по работам. Демонстрируют эмоциональный отклик на выставку.
Итоговое мероприятие: выставка поделок из овощей «Дары осени».
Конспект занятия по лепке с детьми старшей группы «Дары осени».
Задачи: Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей и фруктов. Учить сопоставлять форму овощей и фруктов с геометрическими формами. Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания.
Материал: кукла «Осень»; иллюстрации овощей и фруктов, корзинка с муляжами овощей и фруктов; конверт с загадками; цветной пластилин, стеки по количеству детей, дощечки для лепки по количеству детей; салфетки по количеству детей.
Предварительная работа: беседа о пользе овощей и фруктов; разучивание стихов и загадок об овощах и фруктах; чтение сказки В. Сутеева «Яблоко»; дидактическая игра «Волшебный мешочек»; сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Ход НОД:
Воспитатель: По дороге в детский сад я встретила красавицу Осень. Она передала мне вот эту корзину и вот этот конверт (показывает детям конверт).
Что же в конверте? Давайте откроем и посмотрим.
Осень передала нам свои загадки и картинки с отгадками.
1. Само с кулачок
Красный бочок
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко (яблоко).
После того как дети отгадали загадку и нашли нужную картинку, воспитатель предлагает рассмотреть яблоко (достаёт фрукт из корзины) и просит описать его. Дети описывают: фрукт круглый, вверху у него небольшое углубление. Яблоко красного цвета, а может быть жёлтое или зелёное.
2. Висит, а не яблоко
Как лампочка, а не светит
Кто ест, тот хвалит (груша).
Дети разгадывают загадку и находят картинку. Воспитатель достаёт из корзины грушу и просит детей внимательно рассмотреть и описать её. Если дети затрудняются воспитатель помогает им.
Нижняя часть фрукта похожа на яблоко, но к верху фрукт сужается, вверху черенок, внизу углубление. Груша жёлтая, но бывает и зелёного цвета.
3. Крупная, славная
В борще я главная (свёкла).
Дети отгадывают загадку, находят картинку. Воспитатель достаёт из корзины свёклу и просит детей описать овощ.
Круглая по форме, снизу имеет длинный тонкий хвостик.
4. Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).
Дети отгадывают загадку, рассматривают морковь и описывают её.
Длинная, сверху расширена, а книзу сужается. Оранжевого цвета или тёмно красного.
Воспитатель: Вот и все загадки отгадали. Теперь давайте вылепим все эти дары осени.
Но сначала немножко отдохнё м:
Физминутка «Урожай» (дети имитируют движения по ходу тексту)
В огород пойдём,
Урожай соберём,
Мы морковки натаскаем,
Мы картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, крепкий, очень вкусный,
Щавеля нарвём немножко,
И вернёмся по дорожке.
Ход работы:
Дети по просьбе воспитателя показывают основные приёмы лепки, уточнив видоизменение базовой формы (шара, овала, конуса).
Воспитатель уточняет, как можно использовать стеку для передачи фактуры овощей.
Дети вспоминают, что можно изобразить при помощи стеки.
Дети самостоятельно берут материал для работы и реализуют свои замыслы. Воспитатель спрашивает 2-3 детей, что бы они хотели слепить, уточняя форму. Так же оказывает индивидуальную помощь. По окончании работы воспитатель спрашивает 1-2 детей, как они лепили.
В конце занятия стук в дверь. Появляется кукла «Осень».
«Осень» : Дети, вы отгадали мои загадки? - ДА!
Воспитатель: Мы не только отгадали их, но и вылепили овощи и фрукты.
«Осень» рассматривает работы детей, хвалит их. Предлагает детям после сна поиграть в овощной магазин.
Короткие рассказы про осень
Осень.
И. Соколов-Микитов
Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.
В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.
Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси.
Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.
Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.
Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.
Скоро, скоро начнутся первые морозы.
До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.
Осень
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.
Грибы
Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.
Лес осенью
И. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Загадки, пословицы, приметы, поговорки и стихи про осень
Осень. Излюбленная пора года для многих писателей и поэтов - сколько произведений посвящено ей, не счесть. Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то - меланхолию и фатализм, но устоять перед осенью удавалось немногим.
В фольклоре много упоминаний об осени - после сбора урожая у крестьян появлялось свободное время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей. Немало об осени и примет - большая часть которых пытается предсказать холодность зимы и засушливость будущей весны. Эти, безусловно очень важные для людей вещи, зачастую укладывались в довольно шутливые формы.
Загадки про осень
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? -.
(Осень)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я -.
(Осень)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят.
(Осень)
Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин.
(Осень)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я -.
(Осень)
Я - в царстве луж, в краю огней и вод.
Я - в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш.
Скажи, какое это время года?
(Осень)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает?
(Осенью)
Всех наградила, все загубила.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Пословицы, поговорки, приметы и стихи про осень
Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.
От осени к лету назад поворота нету.
Весна и осень - всё на дню погод восемь.
Вешний дождь растит, а осенний гноит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу.
Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме.
Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Осень-то матка : кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Осенью и воробей богат.
Отложил бы на осень, а там бы и бросил.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Придет осень, да за всё спросит.
Брюзжит, как худая муха в осень.
В осенью и у вороны копна, а не только у тетерева.
Весна говорит: уклочу, а осень говорит : как захочу.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил.
Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
Летом поём, осенью воем.
На будущую осень, годков через восемь.
Не плачь, овес, что осенью продавать повез, - втридорога заплачу да весной ворочу.
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело.
Съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
Осень
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый - кленовый.