Светлана Горчакова
Исследовательско-творческий проект «Золотая осень» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : исследовательско – творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети 4 – 5 лет, родители.
Актуальность проекта :
Трудно представить себе воспитание и развитие детей без привлечения в помощники педагогу природы – этого самого естественного источника красоты. В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому детям дошкольного возраста необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача педагога – правильно организовать исследовательскую деятельность детей и учить их наблюдать и делать выводы из своих наблюдений.
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Золотая осень“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Средняя группа
- Темочки
Цель:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации совместного проекта «Золотая осень»
Задачи:
1. Расширить представления детей об изменениях в природе.
2. Вовлечь детей в исследовательскую работу : проведение опытов, наблюдение.
3. Развивать умение замечать изменения в природе и делать выводы.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
5. Привлечь родителей к совместной реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
- развитие исследовательской деятельности детей;
- развитие логического мышления ребенка через сознание причинно – следственных механизмов экосистемы;
- заинтересованность и сотрудничество родителей с детским садом.
Этапы проекта :
Подготовительный этап:
Содержание деятельности: подбор методической художественной литературы; подбор иллюстраций и картин по данной теме; подбор дидактических игр, настольно – печатных игр, подвижных игр, игр – драматизаций.
Основной этап:
Непрерывно – образовательная деятельность.
Познавательное развитие:
Экскурсии по территории детского сада, в парк.
Задачи: расширять представления детей о природе в осенний период. Развивать умение замечать изменения в природе.
НОД «Наступила осень»
Задачи: уточнить представления детей о названиях осенних месяцев, учить распознавать и называть листья деревьев, воспитывать умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира, закреплять знание о цвете овощей и фруктов, о местах их произрастания.
Речевое развитие
Беседа: «Признаки осени»
Задачи: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Развивать умение замечать и называть изменения в природе, формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Тема: «Осень, осень в гости просим!»
Задачи: формировать грамматический строй речи. Упражнять детей в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже. Воспитывать любовь к поэтическому слову.
Тема: «Съедобные и ядовитые грибы»
Задачи: формировать понятие «съедобное», «несъедобное», познакомить с опасными ядовитыми грибами.
Тема: «Что нам осень подарила?»
Задачи: продолжать знакомить детей с фруктами, овощами, ягодами, грибами.
Художественно – эстетическое развитие.
Рисование.
Тема: «Гриб»
Задачи: учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию.
Аппликация.
Тема: «Ветка рябины»
Задачи: учить разрывать салфетку на кусочки, сминать каждый кусочек в комочек и наклеивать в заданном месте на лист бумаги. Развивать мелкую моторику рук.
Лепка.
Тема: «Солнце в тучах»
Задачи: продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Наблюдение – исследование :
За изменениями осенней природы во время прогулок (солнце, небо, сила ветра, осенний дождь);
За красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени);
За перелетными птицами;
За овощами и фруктами;
За березой, листопадом.
Экспериментирование: температура воздуха в группе и на улице.
Задачи: формировать умения устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умения замечать и называть изменения в природе.
Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, приметы.
Задачи: продолжать формировать интерес к художественной литературе.
Чтение и заучивание стихотворений об осени и ее дарах.
Задачи: формировать умение запоминать небольшие стихотворения, отгадывать загадки.
Просмотр мультфильмов: «Под грибом», «Мешок яблок»
Задачи: формировать способность сопереживать героям мультфильмов.
Составление детских рассказов на темы: «Наш участок осенью», «Листопад»
Задачи: упражнять детей в составлении рассказов по картине.
Рассматривание сюжетных иллюстраций: «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы»
Задачи: совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.
«Раскрась- ка»
Задачи: закрепить знание детей об овощах и фруктах.
Сюжетно – ролевая игра: «Овощной магазин»
Задачи: развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры.
Игра – драматизация: «Репка».
Задачи: развивать умение разыгрывать несложные представлении по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты)
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Листопад», «Огородники»
Задачи: продолжать развивать творческие способности детей в играх. Приучать детей к самостоятельному выполнению правил.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Кто скорее соберет?», «Раз, два, три, к дереву беги!», «Грибная полянка», «Узнай дерево по листочку», «Слово об осени».
Задачи: продолжать знакомить детей с дидактическими играми, направленными на совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать. Закреплять знания детей об осенних дарах природы, названия деревьев, знания о сезонных изменениях. Развивать интерес к различным видам игр.
Настольно – печатная игра «Домино»
Задачи: поощрять стремление детей осваивать правила простейших настольно – печатных игр.
Сбор природного материала на прогулке (семена цветов, сбор шишек, сбор листьев)
Задачи: приучать детей к работе на огороде и в цветнике. Развивать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Поощрять инициативу дошкольников в оказании помощи товарищам и взрослым.
Взаимодействие с семьей:
Организация и участие в выставке «Что нам осень подарила?»
Привлечение родителей к подборке стихотворений, мультфильмов, загадок, примет по теме.
Задачи: привлечь родителей к сотрудничеству и взаимодействию в проекте «Золотая осень»
Заключительный этап
Презентация проекта
Выставка поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
Литература:
1. «Живая экология» А. И. Иванова – 2006г.
2. «Юный эколог» С. Н. Николаева – 2004г.
3. «Деревья и кустарники вокруг нас» К. К. Ибрагимова – 2008г.
4. «Войди в природу другом» З. Ф. Аксенов – 2008г.
5. «Экологические занятия с детьми 4 – 5 лет» Т. М. Бондаренко – 2004г.
6. «Лепка с детьми 4 – 5лет» Д. Н. Колдина – 2012г.
7. «Рисование с детьми 4 – 5лет» Д. Н. Колдина – 2012г.
8. «Аппликация с детьми 4- 5 лет» Д. Н. Колдина – 2012г.
9. «Дидактические игры в детском саду» А. К. Бондаренко – 1991г.
10. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» - 2011г.