Елена Крамская
Познавательно-творческий проект «Фольклор в театрализованных играх детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Вид проекта: творческий, групповой
Базисный компонент: работа по проекту проводится в рамках разделов программы Вераксы: «От рождения до школы».
Проектная идея: обеспечить свободу выражений своих чувств.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители младшей группы.
Продолжительность: долгосрочный
Цель:
Публикация «Познавательно-творческий проект „Фольклор в театрализованных играх детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
1. Приобщать детей к фольклору и использованию его в театрализованных играх.
2. Способствовать формированию творческих способностей детей.
Задачи:
1. Формировать представление о фольклоре.
2. Создавать условия для организации театрализованных игр.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Материал: развивающая среда, куклы, маски, костюмы.
Актуальность: Дошкольное детство – это познание жизни, человеческих взаимоотношений, это и время начала формирования ребенка как личности. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии, играя с ребенком, а потом создавая условия для самостоятельной игры. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, творческие способности. Ребенок должен играть. Фольклор нам в этом помогает, ведь каждую потешку, прибаутку… мы с ребенком обыграем вместе. Детский фольклор разнообразен по жанрам и тематике. Игры на материале фольклора дают детям большой опыт и навыки выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театрализованной деятельности.
Литературный ряд: народный фольклор для детей (загадки, потешки, сказки)
Музыкальный ряд: песенки русского народа
Работа с родителями: наглядная агитация по народному фольклору, мастер – класс по изготовлению масок, кукол.
Итоговое мероприятие: фольклорно – музыкальный калейдоскоп «Наша дружная семья».
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми
2. Будет развиваться художественно- речевая деятельность через обыгрывание
произведений детского фольклора
3. Вырабатывается умение взаимодействовать со сверстниками, координировать
свое поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения
4. Становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость
5. У детей появляется интерес к фольклору и театрализованным играм
Продолжительность проекта: долгосрочный
1 этап. Подготовительный: (Сентябрь – октябрь)
а). Мониторинг детского развития и образовательного процесса
б). Подбор народного фольклора, изготовление масок, театрализованных игр, декорации
Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года)
2 этап. Основной (ноябрь – март)
Чтение потешек, пестушек, закличек. Выполнение с детьми различных движений при проговаривании потешек. Выполнение упражнений. Загадывание загадок, инсценировки потешек. Рассказывание сказок. Театрализованные игры.
Работа с родителями:
- Консультации по теме проекта
- Создание тематических папок с приобщением родителей
- Родительское собрание в развитии речи детей (консультация)
- Выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
3 этап. Заключительный (апрель – май)
• Диагностирование
• Совместная работа с детьми и родителями над фольклорно – музыкальным калейдоскопом «Наша дружная семья»
• Внесение изменений и дополнений в проект
Формы обучения:
1. Занятия по развитию речи: «Снегурочка», «Петушок и его семья», «Коровка и бычок», «Уж, как я ль мою коровушку люблю», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Во дворе у бабушки», «Васькин поясок»
2. Беседы: «Кто к нам в гости пришел?», «Сапожок Деда Мороза», «Что растет на огороде?»
3. Чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, Петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады», «Дождик», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Наша уточка с утра», «Бычок смоляной бочок», «Ты, Мороз, мороз», «Жаворонушки, прилетите к нам»
4. Сюжетно – ролевые игры: «Укладывание Маши спать», «Купание куклы Кати».
5. Утренняя гимнастика: «Петушок, петушок», «Ладушки»
6. Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Веселые пальчики», «Коза», «пальчики», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки».
7. Сюжетно – подвижные игры: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Как у дедушки Трифона», «Как у бабушки Маланьи», «Колпачок – тоненькие ножки» и др.
Жанры детского фольклора, используемые в работе:
1. Колыбельные песни 5. Прибаутки
2. Потешки 6. Детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни
3. Заклички для детей об окружающей жизни)
4. Приговорки 7. Народные игры
Народный фольклор используется:
• В период адаптации
• В режимных моментах
• На прогулке
• В непосредственно образовательной деятельности
• В игре
• В свободной деятельности
• Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи: изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Проект ролево – игровой, долгосрочный.
Всего в проект будут вовлечены 19 детей дошкольного возраста, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.
В результате работы на данном этапе можно сделать следующие выводы:
1. Увеличение словарного запаса
2. Повысилась общая звуковая культура речи детей
3. Улучшается связная речь и воображение.
Однако в перспективе мне предстоит ещё работа с младшими дошкольниками по формированию
их речи, навыков культурного поведения и умения правильно оценивать происходящее.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими ребёнком. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку.