Надежда Новохатская
Познавательно-творческий проект «Русская берёзка» во второй младшей группе
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 станицы Октябрьской МО Крыловский район
Экологический проект
«Русская берёзка»
2 младшая группа
Автор : Новохатская Н. Ю.
ст. Октябрьская
2019 г.
Проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Материал будет полезен воспитателям детского сада.
Паспорт проекта.
Тип проекта : познавательно – творческий.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Русская берёзка“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Продолжительность проекта : долгосрочный, апрель–июнь 2019 .
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Продукт проекта : коллаж «Русская красавица»
Пояснительная записка.
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается. (Станислав Брандис)
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. О ней поётся в народных и авторских песнях, рассказывается в сказках и былинах. Русские поэты, писатели и музыканты посвятили ей много прекрасных, взволнованных слов. Белая берёза стала поэтическим олицетворением нашей Родины. И это должны знать и почувствовать дети.
Береза приносит людям радость и свет! Это настроение воплощается и находит своё выражение в праздниках, прославляющих красоту природы. Экологические праздники оставляют глубокий эмоциональный след в душе каждого ребёнка, насыщают его интеллектуально-духовную сферу незабываемыми впечатлениями красоты, радости, любви к природе. Забота об окружающем, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе (дети часто ломают деревья, не понимая, что они живые и какую пользу они приносят).
Актуальность проекта.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проект направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека, экологически – грамотное отношение к природе.
Цель:формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, бережного отношения к деревьям.
Задачи:
1. Обогатить представления детей о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста).
2. Познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки».
3. Воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней (правила поведения в природе – эмоционально откликаться, переживать радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).
Предполагаемый результат: 1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей. 2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям. 3. Развитие художественной деятельности детей в ходе проведения проекта «Русская березка».
Этапы проекта
Подготовительный.
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка бесед, образовательных ситуаций, плана экскурсий по «экологической тропе», наблюдений на прогулке, сценария итогового мероприятия «Во поле берёза стояла».
Подготовка иллюстрированного материала: альбомов «Всё о берёзке», «Берёза прекрасна во все времена года», «Репродукции картин о берёзе». Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе, художественной литературы.
Оформление уголка «Русская берёзка».
Работа с родителями.
Познакомить родителей с целью и задачами проекта. Заинтересовать родителей.
Наглядные консультации по теме проекта : «На прогулке и дома расскажите детям про берёзу», «Стихи, загадки, игры о берёзе», «Как научить малышейберечь природу», «В союзе с природой».
Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе. Привлечь к изготовлению коллажа «Русская красавица».Выставка рисунков и поделок совместно с детьми «Моя берёзка».
Основной этап.
Тематические беседы.
«Что я знаю о берёзке»
Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
«Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
«Родное дерево»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.
«Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наблюдение на прогулке. «Встреча с русской красавицей» (познакомить с деревом).
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
НОД «Белоствольная красавица» Цель: приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Формировать целостность картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. Развивать продуктивную деятельность детей, в самовыражении через все виды деятельности.
НОД на экологической тропе «День рождение березы» Цель: учить детей видеть красоту русской природы и любоваться ею. Продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней,воспитывать любовь к Родине через познание родной природы.
НОД по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Люблю березку русскую» Цель: продолжать знакомить детей со временем года –весна. Формировать умения изображать предметы и явления окружающей жизни, продолжать учить рисовать ватной палочкой точки (приёмом тычка). Учить ориентироваться на бумаге. Закреплять знание цвета (зеленого). Воспитывать интерес к рисованию. Воспитывать доброе отношение к природе.
Экскурсия по «Экологической тропе».
Цель: расширить представления детей о характерных признаках лета; уточнить представления об изменениях, происходящих летом в жизнидеревьев. Обратить внимание на красоту берез.
Рассматривание альбомов «Всё о берёзе», «Берёза прекрасна во все времена года», «Репродукции картин о берёзе».
Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.
Ознакомление с художественной литературой.
1. Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».
2. Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила». Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе.
3. Загадки, пословицы.
Цель: обогащать знания детей посредством художественного слова. 4. Заучивание: А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.
5. Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».
Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.
Дидактические игры:
«Из чего это сделано?»
Цель игры: расширение словаря редко употребляемыми словами, знаний детей о структуре дерева, об изделиях, изготовляемых из берёзы.
«Найди пару» Цель игры:развивать внимание,закреплять знания о внешнем виде березы.
«Подбери листочек к дереву» Цель:различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.
«Собери целое дерево».
Цель: формировать представление о строение дерева.
Самостоятельная деятельность детей:раскраски с изображением берёзки.
Разучивание песен и хороводов:
Цель: вызвать эмоциональную отзывчивость к красоте народного языка и музыке, желание их петь.
Народные игры «Печка и дрова».
Подвижные игры: «Кто больше соберет берёзовых листочков» Цель: развивать двигательную деятельность детей, углубить представление о березе. «Кто быстрее найдет берёзку» Цель: развивать двигательную деятельность детей, ориентировку в пространстве, учить находить березу среди других деревьев. Заключительный этап.
Создание коллажа «Русская красавица»
Цель: способствовать развитию творческих навыков в процессе изготовления коллажа из природного материала.
Итогом проделанной работы стало развлечение «Во поле берёза стояла». Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке; воспитывать любовь к русской берёзке.
Результат проекта :
Дети: дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе; узнали о пользе берёзы для человека, прониклись заботой и любовью к берёзе, стали бережно относиться к деревьям.
Воспитатель: подобрала методическую и детскую литературу, разработала конспекты образовательной деятельности, сценарий итогового мероприятия, наработала рекомендации для родителей по теме проекта, составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.
Родители: проявили интерес и участвовали в реализации проекта, приняли участие в оформлении альбома «Всё о берёзке».
В развивающую среду были внесены:иллюстрированные альбомы «Всё о берёзке», «Берёза прекрасна во все времена года», «Репродукции картин о берёзе», художественная литература, дидактические игры «Из чего это сделано?», «Найди пару», «Подбери листочек к дереву», «Собери целое дерево»,оформлен уголок «Русская берёзка».
Методическое обеспечение:
1. Сайт для воспитателей «Дошколенок. ру». 2. Сайт для дошкольных работников nsportal.ru3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» (средняя, старшая, подготовительная группы).- М. : ВАКО, 2005.- 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). 4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.» – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
5. Рыжова Н. А. «Деревья - наши друзья.» Книга для педагогов и родителей. – М. : Линка-Пресс, 2009.
Приложение 1
Загадки про берёзу для детей
В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы. (Берёза)
Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Берёза)
Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют. (Берёзы)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. (Берёза)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит. (Берёза)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены. (Берёза)
На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белёны, шапочки зелёны. (Берёзы)
Приложение 2
Пословицы и поговорки про берёзу
Берёза ума даёт (имеются ввиду берёзовые розги).
Берёзового сока на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Бела берёза, да деготь черен.
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
Где дубняк, так и берёзняк.
Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.
Ельник, берёзник — чем не дрова? Хрен да капуста — чем не еда?
Горячему охотнику и берёзовый пень зайцем.
Горбатую берёзу распаришь да поправишь, а дурного человека хоть парь, хоть май, все таким останется.
Для врага и берёза – угроза.
И берёза наряжается.
Каковы берёзки, таковы и отростки.
Скрипучая старая берёза дольше иных молодых деревьев простоит.
Яблоко к подножию берёзы не падает.
Я тебя, берёзонька, не хаю, не хвалю.
Приложение 3
Стихотворения про берёзу для детей
«Берёзка»
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа. (Всеволод Александрович Рождественскии)
«Люблю берёзу русскую»
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся - но не ломится (Александр Прокофьев)
«Берёза»
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром. (Сергей Есенин)
Приложение 4
Дидактические игры
«Из чего это сделано?»
Цель игры: расширение словаря редко употребляемыми словами, знаний детей о структуре дерева, об изделиях, изготовляемых из берёзы. Материал:
«Найди пару» Цель игры: развивать внимание, закреплять знания о внешнем виде березы.
«Подбери листочек к дереву» Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.
«Собери целое дерево».
Цель: формировать представление о строение дерева.