Галина Симутина
Познавательно-творческий проект «Птицеград» подготовительная к школе группа
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель
Симутина Галина Анатольевна
Цель:Создание условий для развития у ребёнка экологической культуры, интереса к жизни птиц; формирования у них обобщенного представление о птицах, как живых существах, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям; формирование осознанно – правильного отношения к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Задачи:
Публикация «Познавательно-творческий проект „Птицеград“ подготовительная к школе группа» размещена в разделах
Уточнение представлений о знакомых птицах нашей местности, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;
Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде;
Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой;
Воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения к природе.
Ожидаемые результаты:
Создание необходимых условий в МБДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц.
Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие родителей в реализации проекта.
У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.
Воспитанник:
• имеющий представление о птицах;
• умеющий совместно со взрослыми изготовить кормушку;
• знающий, каким кормом подкармливать птиц;
• умеющий наблюдать и фиксировать наблюдения в альбоме, анализировать и делать выводы.
Родитель:
• активный участник в проекте;
• способный воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Актуальность:
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство современных детей редко общаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и довести до их сознания того, что живые объекты нашей природы нуждаются в посильной помощи человека. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что ты можешь помочь им. Педагоги считают, что если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен.
В данном проекте объектом нашего внимания будут наши пернатые друзья – птицы. Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Мы будем создавать условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к нашим пернатым друзьям – птицам.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование.
• Разработка и накопление методического материала по проблеме.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах.
III этап – заключительный.
• Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
• Оформление результата проекта в виде презентации.
Содержание работы.
1. Игровая деятельность.
• Дидактические игры.
• Подвижные игры.
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
2. Познание.
• Формирование целостной картины мира.
Беседы.
Решение проблемной ситуации.
Наблюдение.
• ФЭМП.
3. Коммуникация.
4. Чтение художественной литературы.
5. Художественное творчество.
Рисование.
Лепка из пластилина.
Аппликация.
6. Труд.
7. Музыка.
8. Работа с родителями.
Предметно-развивающая среда:
Дидактический материал:
С. Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир»
«Зимующие и перелётные птицы». Альбом «Птицы»
«Птицы в картинках», лото «Птицы», Карта животного и растительного мира. Разрезные картинки.
Методическая литература.
В. Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
И. М. Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
М. В. Трофимова. И учёба и игра…
Н. В. Новоторцева. Развитие речи детей.
О. В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.
О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.
С. Н. Николаева Экологическое воспитание дошкольников.
Литература для чтения
В. Чаплина. «Птицы в нашем лесу», «Птицы под нашим окном» ;
В. Бианки. «Репортаж со стадиона Жукамо», «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», «Кукушонок», «Сова», «Теремок», «Синичкин ка-лендарь»;
В. Бабенко, Е. Коблик «Хозяева ночи» ;
Г. Вариантов, Н. Романова. «Подкидыш» ,«Гости на цветке» ;
Г. Снегирев «Птицы наших лесов», «Про птиц», «Как звери и птицы к зиме готовятся»
Г. Скребицкий «Лесной голосок» ;
К. Киршина «Двор непуганых птиц» ;
М. Горький «Воробьишко»;
Р. Каука «Медвежонок Миша. Открываем мир»
Ю. Димитриев, Н. Пожарицкая «В гостях у дятла»
Результаты.
Экологический проект длился шесть месяцев. Для реализации проекта была проведена большая подготовка :
подобраны игры – настольные, подвижные, разработано перспективное планирование, изучена методическая литература. Участниками проекта являлись дети и родители подготовительной группы. Родители совместно с детьми мастерили кормушки и домики для птиц.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- сочинять сказки, истории о птицах,.
Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа
действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Проект способствовал развитию творческих и
интеллектуальных способностей воспитанников: дети
много рисовали, лепили птиц и делали аппликации на
эту тему.
70% детей показали высокий уровень развития познавательной деятельности. Практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети стали проявлять инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявлять интерес к условиям жизни птиц, оценивать их состояние с позиций "хорошо - плохо;
Охотно и с большим увлечением участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Считаем, что экологический проект достиг своей цели. У детей сформировано начальное бережное отношение к птицам.
Октябрь.
1. «Наши пернатые друзья».
Цель:
Развивать умения детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам. Закрепить знания детей о последовательности в росте птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих. Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Поддерживать интерес детей к познанию природы. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.
2. Экскурсия в библиотеку с целью пополнения знаний и подбора литературы о птицах.
3. Дидактические игры:
«Что за птица?», «Подбери птичке перышко».
Цель: воспитывать умение определять птиц по внешнему виду.
4. Родительское собрание «Воспитание доброты к природе»
5. Разрешение проблемных ситуаций:
«Что бы вы сделали, если бы увидели.
- выпавшего из гнезда птенца?
- мальчишку, разоряющего птичьи гнезда?
- мальчишку с рогаткой в руке?
- птичку севшую к вам на подоконник?»
6. Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой
пташке свои замашки».
7. Конструирование из природного материала (скорлупа грецкого ореха, перья) : «Птицы».
8. Наблюдение:
- за перелётными птицами.
Цель: расширять представления о перелётных птицах; воспитывать познавательный интерес к птицам.
Ноябрь.
1. Комплексное занятие «Зимующие птицы»
Задачи:
Обучающие
Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах
(внешний вид, способы передвижения, питание, приспособление); познакомить детей с новой для них птицей - клест.
Вовлекать детей в игровое взаимодействие,
Развивающие
развивать умение образовывать сложные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивать воображение ребенка через перевоплощение, вхождение в образ птиц.
Развивать умение детей преобразовывать простые предметы в интересные поделки (коробки в кормушки).
Воспитательные
Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой; помогать детям, приобретать навыки сотрудничества в совместной деятельности.
2. Экологическая беседа: «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений); учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелетных (утка, грач, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботится о птицах.
3. Дидактические игры:
«Кто где зимует?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих»
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
4. Наблюдения.
- за воробьём.
Цель: продолжать закреплять знания о воробье; учить видеть изменения в поведении птиц; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени; активизировать внимание и память.
- за голубями.
Цель: продолжать закреплять знания о птичьем мире; уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.
5. Консультация для родителей «В союзе с природой»
6. Решение проблемной ситуации:
«О чем могут говорить птицы, живущие в разных условиях: одна в неволе, а другая в лесу? Одна живет на всем готовом, но в клетке, а другой приходится себе самой добывать корм, спасаться от врагов, зато она свободна».
7. Продуктивные виды деятельности:
«Где обедал воробей» - рисование
«Сказочная птица» - аппликация
8. Развлечение «Синичкин день»
Задачи:
• поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
• продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
• использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт;
9. Вывешивание кормушек.
10. Экологическая игра «Птичья столовая»
Цель: дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
Декабрь.
1. Занятие по развитию речи. «Тайны птичьего мира»
Программное содержание:
- Уточнить и расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах - почему называются зимующими, перелетными, чем питаются, где строят гнезда, как голос подают;
- классифицировать птиц на зимующих и перелетных;
- учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию, узнавать их;
- упражнять в образовании сложных прилагательных; развивать у детей интерес к жизни птиц;
- обогатить словарь путем введения слов:
зимующие, перелетные, ухает, тинькает, воркует, свистит: развивать умение пересказывать стихотворный текст по ролям; учить логически мыслить;
- Продолжать учить детей работать руками, следуя устным инструкциям; развивать мелкую моторику рук:
- закрепить приемы складывания фигуры «Воробей»
- упражнять в развитии дыхания и силы голоса;
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
2. Экологическая беседа : «Кто от зимы не улетает»
Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью зимующих птиц. Учить узнавать их по внешнему виду на иллюстрациях. Формировать представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу и как помочь пережить суровую зиму.
3. Приготовление корма для птиц.
Игровое упражнение (ФЭМП) «Готовим корм для птиц»
4. Знакомство с демонстрационной картиной «Как живут наши пернатые друзья зимой»
5. Разучивание пословиц :
«Мала синичка, да коготок остер», «Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает», «Воробьи под кровлю, а совы на ловлю».
6. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка».
7. Продуктивная деятельность.
«Снегири - как розовые яблоки» - рисование
«Белая лебедушка»- аппликация
8. Вечер загадок и отгадок.
• «Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой». (дятел)
• «Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья - белобока, а зовут ее.» (сорока)
• «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло - спать летит в дупло.» (сова)
• «На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его.» (скворец)
• «Черный, проворный, кричит: «крак», червякам – враг». (грач)
• «Сизокрылая птица, любит семечки и крошки, сидит тихонечко воркует возле дома и на окошке» (голубь)
• «Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет крохи собирает. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет». (воробей)
• «Спинкою зеленовата, крылышками желтовата черненькая шапочка и полоска шарфика» (синичка).
9. Наблюдения:
- за воробьём.
Цель: продолжать закреплять знания о зимующей птице – воробье; формировать представление об особенностях поведения птиц в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
- за воробьём и синицей (сравнительное).
Цель: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
10. Календарь наблюдений за птицами.
11. Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»
Январь
1. Занятие 4. «Зимующие птицы»
Цель: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелётные птицы, кормушки.
2. Экологическая беседа «Учитесь жалеть и беречь».
Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
3. Дидактические игры:
«Кто где зимует»
«Птицы» - зоологическое лото
Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление.
4. Наблюдение:
- за снегирём.
Цель: расширять представление о пролётных птицах; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- «Следы птиц на снегу».
Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.
- за вороной и сорокой.
Цель: учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
5. Составление математических задач с силуэтами птиц.
6. Работа с календарём птиц.
7. Игра (ФЭМП) «Как ворона в гости летала»
Цель: формировать понятия «вверх», «низ», «вправо», «влево», «середина», учить употреблять слова: правый, левый, верхний, нижний (угол, вверх, вниз, вправо, влево.
8. Коллективное работа (оригами). «Покормите птиц зимой».
9. Выставка детских работ.
«Приручите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну» - рисование.
Февраль.
1. Занятие 5. «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Цели:
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
2. Экологическая беседа: «Добрые поступки»
Цель: воспитывать умение доказательно строить суждения, определять добрые поступки.
3. Дидактические игры:
«Хорошо – плохо», «Докажи, что это птица».
Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.
4. Наблюдения:
- за сорокой и вороной.
Цель: закреплять представление о птичьем мире, знать характерные их особенности.
5. Фоторепортаж «Как мы помогаем птицам».
6. Разучивание стихотворения Э. Булгакова "Синички"
7. Чтение рассказа "Птичья столовая".
8. Художественное творчество:
«Удивительный мир птиц» - рисование
9. Календарь наблюдений за птицами.
Март.
1. Занятие. «Как птицы весну встречают».
Программные задачи:
Обобщить знания детей о перелетных птицах.
Развивать творческие способности, зрительную память.
Развивать умение строить причинно-следственные связи.
Учить понимать образный смысл загадок.
Воспитывать доброе отношение к птицам, к окружающему миру.
2. Дидактические игры:
«Чей это домик», «Кто чей?».
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.
3. Игры:
«Хорошо – плохо»
Много кормушек - хорошо или плохо?
Много детей у кормушек - хорошо или плохо?
Много корма в кормушках. ;
Чей хвостик?;
Угадай, как кого зовут?;
Чьи следы на снегу?.
Цель: воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.
4. Разучивание примет:
Грач на горе – весна на дворе.
Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит.
5. «Домик для птички». Привлечь родителей.
Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботится, развивать творческие умения, фантазию в придумывании домика для пернатых.
6. Занятие. Здравствуйте, птицы!
Задачи:
Формировать знания детей о птицах.
Развивать сопереживание к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.
Воспитывать любовь к птицам через прямое общение с ними, воспринимая их многообразие.
7. Развлечение «В гостях у пернатых друзей»
Цель: Формировать осознанно-правильное отношение к окружающей природе.
Программное содержание:
Обобщать и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
Продолжать формировать умения устанавливать связи между прилетом птиц и весенними изменениями в природе.
Раскрыть огромное значение птиц в природе и жизни человека.
Знакомить с русскими обычаями и культурой.
Развивать выразительность детской речи.
Формировать заботливое отношение к птицам.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.