Светлана Морозова
Познавательно-творческий проект «Кто же вы, насекомые?»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта: март-май
Тип проекта: познавательно-исследовательский с элементами творчества.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители.
Актуальность проекта:
В детском саду мы постоянно работаем в направлении воспитания любви к природе, стараемся рассмотреть ее со всех возможных сторон. Дети старшего дошкольного возраста уже знакомы с основными группами животных, умеют назвать их отличительные признаки. Весна богата встречами с неопознанными крошками-животными. Кто они? Непросто, однако, классифицировать насекомых. Не все понимают, насколько велика их роль в природе, как разнообразен и прекрасен их мир и как он интересен. Кроме того, многие боятся насекомых, считают их вредными и предполагают, что с ними надо бороться. Именно поэтому мы и взялись реализовать проект, который назвали «Кто же вы, насекомые?».
Публикация «Познавательно-творческий проект „Кто же вы, насекомые?“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Работа над проектом направлена:
- на систематизацию и расширение знаний детей об особенностях этой древней удивительной группы животных, об их интересной жизни, полной превращений;
- на формирование представлений детей о великом законе - «В природе нет ничего лишнего»;
- на развитие познавательных и творческих способностей каждого ребенка;
- на объединение педагогов, родителей и детей в совместной творческой работе, на повышение самооценки каждого участника этого сотрудничества.
Цель: создание безопасных условий для воспитания экологической культуры, формирования целостной картины мира и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи обучающие:
- учить детей различать, называть и классифицировать насекомых;
-учить описывать их внешний вид, особенности их жизни, делать выводы о значении их в природе;
- учить находить нужные сведения самостоятельно и посредством сотрудничества.
Задачи развивающие:
- развивать устойчивый интерес к окружающему миру и литературе о нем;
- развивать сенсорные навыки детей, их мышление
- в целях безопасности детей, выработать некоторые практические навыки поведения в природе;
- развивать творческие способности, находчивость в процессе решения проблемных ситуаций и в поисковой деятельности.
- развивать речь, обогащать словарный запас;
- развивать эмоциональную восприимчивость, коммуникативные способности.
Задачи воспитательные:
- формировать умение проявлять познавательную и творческую инициативу;
- воспитывать бережное отношение к природе, уважение ко всему живому;
- формировать умение и желание помогать своим сотрудникам, получать удовольствие от совместной творческой деятельности.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
-дети научатся различать, виды насекомых, получат представления об их жизненном цикле;
-ребята узнают об огромной роли маленьких животных в природе и в жизни человека;
-дети получат представление о правилах поведения в природе, в частности, при контакте с насекомыми;
-активизируется речевая активность, обогатится словарь;
-родители получат модель творческого взаимодействия с детьми и их педагогами, грамотно и творчески отнесутся к вопросам воспитания экологической культуры своих детей.
Подготовительный этап
Педагоги:
1. Формулировка цели и разработка задач проекта;
2. Составление плана основного этапа проекта;
3. Подбор литературы по выбранным темам, дидактических игр, иллюстративного и другого полезного материала.
4. Подбор аудиозаписей: звуки природы, детские стихи и песни. Видео и слайды по теме.
5. Подготовка родителей к предстоящему сотрудничеству.
Дети с педагогами:
Постановка проблемы: после предварительного прочтения сказок «Как полюбить паучка» Дианы Амфт и «Сказочки про козявочку» Дмитрия Мамина-Сибиряка беседуем с детьми о том, кто такие пауки и козявки, почему их многие не любят и даже боятся. Выясняется, что они сами нас боятся. Оказывается, что паук – не насекомое. Как во всем этом разобраться? Выдвижение гипотез. Находим возможность решить эту задачу: нужно побольше узнать об этих существах, тогда, может быть, и бояться не стоит.
Планирование работы совместно с детьми
1. Подбор книг для мини-библиотеки;
2. Рассматривание с обсуждением игрушек, альбомов, плакатов с изображением насекомых и других мелких животных, которых дети могут с ними путать, сравнительный анализ, проговариваемые выводы.
3. Просмотр мультипликационных и развивающих фильмов, слушание сказок, рассказов, стихов и песенок по теме, сочинение историй о них; разгадывание и сочинение собственных загадок о насекомых;
4. Наблюдения. Рассматривание натуральных объектов по теме. Экскурсии.
5. Игры, инсценировки, представления. Спектакль для малышей.
6. Творческие изобразительные работы по теме, поделки из различных материалов, выполненные самостоятельно и в сотрудничестве.
7. Создание собственной экологической книжки «Насекомые».
8. Участие в городском конкурсе «Я – исследователь».
9. Общий праздник, посвященный итогам работы.
Родители и педагоги:
1. Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости и способах их участия в совместной работе.
2. Предложение списка художественных произведений для совместного чтения, тем для домашних бесед, познавательных и мультипликационных фильмов для домашнего просмотра.
3 Консультация для родителей «Не боимся насекомых».
Создание развивающей среды
Размещение наглядного материала по темам проекта в группе, на прогулочной веранде и в экологическом кабинете.
Пополнение уголка чтения произведениями: Д. Амфт «Как полюбить паучка», Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку», Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковский «Муха-Цокотуха», И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», В. Драгунский «Он живой и светится», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», В. Степанова «Стрекоза», В. В. Бианки «Хвосты», В. Д. Берестов «Честное гусенечное», Н. Гали «Муравьиные истории», В. Брагин «В стране дремучих трав», Н. Абрамцева «Сказка о веселой пчеле», Н. Майер «Паучок-художник», Ондржей Секора "Приключения муравья Ферды" и т. д.
Условия для просмотра развивающих мультфильмов в группе и дома: «Муха-Цокотуха», «Пчела Майя», «Путешествие муравья», «Как муравьишка домой спешил», «Приключения Карика и Вали», «Приключения кузнечика Кузи», «Гагарин», «Букашки», «Честное гусеничное». Использование документально-видового фильма «Микрокосмос» (Франция, музыкального мультипликационного цикла «О многих шестиногих».
Дидактические и настольные игры: «Волшебный телевизор», «Четвёртый лишний», «Узнай, чьё крылышко», «Кто где живет», «Сколько точек у жука», «Бабочка и цветок», «Найди тень», «Кто чем питается?», «Угадай, кто спрятался», «Кто, как передвигается?», «Нелепицы», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомые».
В уголке свободного рисования размещение раскрасок с заданиями и шаблонов на темы «Все это бабочки»,«Какие бывают насекомые» и др.
Создание минимузея в экологическом кабинете «Насекомые и не только».
Коллекция масок, шапочек и костюмов для «театра насекомых».
Основной этап
Беседы, чтение, заучивание стихов, викторины (с воспитателем в группе) с использованием подобранных материалов.
Просмотр презентаций и фильмов (в группе и в экологическом кабинете);
Цикл занятий (НОД) (работа с экологом, включающих создание страничек для «экологических книжек» по темам: «Жужжат, летают, ползают», «С Днем Рождения, насекомые!», «Как они устроены», «Муравьи», «В гости к жукам», «Какие бывают бабочки», «Пчелиная семья», «А вы кто?», «Познакомься с пауком», «Портреты насекомых».
Тематические прогулки и наблюдения «Кого весна разбудила» (работа над речью, сравнительные описания, «Чем занимаются насекомые». Рассматривание и сравнение животных, которых удается обнаружить на участке и на экскурсиях к водоему и в весенний лес. Творческая подвижная игра «Кто как двигается».
Опытно – экспериментальная деятельность
Рассматривание, кормление и наблюдения за поведением жуков из инсектария Царевых. Рассматривание, сравнение и описание игрушечных членистоногих.
Игры (в группе и в экологическом кабинете): дидактические, настольные, речевые, подвижные, пальчиковые и др.
Подготовка и представление экологического спектакля «Театр насекомых» (для родителей и детей средних групп).
Оборудование минимузея «Насекомые и не только» в кабинете экологии. Игрушечные модели, насекомые в прозрачных капсулах, коллекция высохших насекомых, их гнезд и продуктов (осы, пчелы, макеты, авторские изделия, выполненные руками родителей.
Изобразительное творчество.
Лепка: «Превращения насекомых» в технике пластилинографии.
Рисование: «Любимое насекомое» (акварель); создание страничек для «экологических книжек» по теме «Жизнь насекомых»; изготовление картинок к «Волшебному телевизору» (коллективные работы, «Насекомые на асфальте».
Аппликация и конструирование: «Шестиногие друзья» (коллективная работа); «Стрекоза-красавица», «Сказочная бабочка».
Выставка рисунков, поделок и фотографий «Маленькие энтомологи».
10. Комплектация экологических книжек «Насекомые» из страничек, выполненных на занятиях по теме, для каждого индивидуально.
11. Участие в конкурсе. Группа воспитанников успешно участвовала в городском конкурсе «Я-исследователь» с работой «Кто такие насекомые».
12. Чаепитие «В гостях у Мухи-Цокотухи».
13. Самостоятельная деятельность детей.
Работа с трафаретами, раскрасками, костюмами в уголке творчества;
Сюжетно-ролевые игры, драматизации; рассматривание альбомов, книг
картинок, плакатов по теме.
14. Фоновое воздействие (в свободное время дома, в группе и в кабинете экологии) прослушивание аудиозаписей (сказки, стихи, звуки природы, музыка, песенки) по теме проектной работы.
[iВзаимодействие с семьей: [/i]
Прогулки с родителями в лес, парк (по возможности, беседы, наблюдения); организация творческой деятельности ребенка дома и совместного творчества; участие в подготовке спектакля «Театра насекомых», «Чаепития у Мухи-Цокотухи» и заключительного праздника «О многих шестиногих»; помощь в организации развивающей среды и подготовке участниц городского конкурса «Я – исследователь».
Консультация для родителей: «Не боимся насекомых».
Продукты проекта.
1. Выставка творческих работ.
2. Экологический спектакль для родителей и малышей.
3 Экологическая книжка «Насекомые».
4. Материалы конкурса «Я – исследователь».
5. Минимузей «Насекомые и не только».
6. «Чаепитие у Мухи Цокотухи».
7. Итоговый праздник-досуг «О многих шестиногих».
Заключительный этап:
Подведение итогов. Обсуждение результатов.
Итоговое мероприятие. Досуг «О многих шестиногих». (педагоги, родители, дети).
Оформление презентации и паспорта проекта.
Ит
ог:[/i]
Таким образом, в результате проведенной работы по теме «Насекомые», которая дала возможность ребенку экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, у детей повысился уровень знаний об окружающем мире, ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих исследований. Большинство дошкольников освоили правила поведения в природе, у них сформированы основы экологической культуры. Работа помогла повысить самооценку детей и взрослых, научила выражать свою точку зрения и не избегать публичных выступлений. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей еще больше сплотила наш разновозрастный коллектив. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом помогла им решить некоторые проблемы с воспитанием ребенка и сблизила их. А еще мы заметили, что родители стали охотнее сотрудничать с педагогами детского сада, вникать в процесс воспитания своих детей, и мы этому очень рады.
Считаем нашу общую работу вполне успешной.
Список использованной литературы
Александров Б. В стране зеленой. Москва, 1973.
Амфт Д. Как полюбить паучка, «Мастер-класс», 2013. 3. Анищенкова, Пальчиковая гимнастика Издательство «Астрель», 2006 год
4. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4— 8 лет. Методическое пособие. М., 2004.
5. Батеев А. Чудесные поделки из бумаги. Москва, 2000.
6. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии. Москва, 1995.
7. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Учебник-хрестоматия по основам экологии. Москва, 1995.
8. Большая детская иллюстрированная энциклопедия, М: «Махаон», 2003.
9. Веракса Н. (редакция, От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, Москва, 2014.
10. Голубева Е. Занимательное естествознание. Нескучный учебник, Санкт-Петербург, 1997.
11. Дмитриев Ю., Тропинка в лесу, Москва, 1981.
12. Дыбина О., Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Москва, 2001.
13. Лопатина А., Скребцова М., «Искусство видеть мир», Москва ИПЦ «Русский Раритет», 1997.
14. Лопатина А., Скребцова М. «Начала мудрости», Москва, «Амрита-Русь», 2004
15. Плешаков А. Великан на поляне. Москва, 1996.
16. Плешаков А. Зеленые страницы. Москва, 1996.
17. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах, Москва, 1984.
18. Сборник загадок. Пособие для учителя. Составитель Карпенко М., Москва, 1988.
19. Симонова Л., Ключи от природы. Этические беседы по экологии, Москва, 1998.
20. Сладков Н., Весенние радости, Ленинград, 1991.
21. Титов С., Добро пожаловать, игра! Москва, 2004.
22. Танасийчук В. В гостях у насекомых. Рассказы, М., Детская литература, 1970.
23. Хоффман Г. Кто живёт на лугу, Пер. с нем. Т. П. Панфиловой, М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
24. Шорыгина Т. Насекомые. Какие они?
25. Я познаю мир. Насекомые: энцикл. авт. - сост. П. Р. Ляхов. - АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
26. Интернет,официальный сайт Татьяны Пироженко http://www.tavika.ruh, ttp://lapbook.ru