Валентина Солянова
Познавательно-творческий проект «Дорогою добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дорогою добра»
Авторы: воспитатели МАДОУ№35 г. Апатиты
Солянова В. В. ; Брынева И. В.
Прекраснейшая музыка души — это доброта.
(РоменРоллан)
Тип проекта : познавательно-творческий.
Вид проекта : краткосрочный (месяц).
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Интеграция образовательных областей: ПР, РР,СКР,ХЭР,ФР.
Актуальность:
Публикация «Познавательно-творческий проект „Дорогою добра“» размещена в разделах
В настоящее время нравственное воспитание играет большую роль в формировании нравственных ценностей ребенка, его эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к окружающей действительности, так как наблюдается снижение значимости социально-нравственных ценностей в обществе среди детей и взрослых.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Цель: формирование понятий добро и зло и обогащение нравственного опыта поведения у дошкольников 4-5 лет.
Задачи:
1. Расширять и углублять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
2. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
3. Познакомить детей с разными способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способом управления и регуляции настроения.
4. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях.
5. Обучать детей элементам сценического искусства (пантомима).
6. Способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, творческих способностей детей.
7. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание.
8. Воспитывать доброжелательное отношение детей к сверстникам и взрослым.
9. Воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела.
10. Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
Ожидаемые результаты:
• Формирование нравственных чувств и качеств.
• Усвоение определённых норм поведения и общечеловеческих ценностей.
• Развитие способности помогать и сочувствовать ближайшему окружению.
Продукты реализации проекта :
• Дерево добра.
• Альбомы: «Акварелька настроения»; «Превращение лоскутка»; рукописная книга сказок о добре и зле.
• Лэпбук с играми по теме.
• Развлечение для детей и взрослых «Добрым быть совсем не просто…».
• Буклет для родителей «Воспитание доброты в детях».
Этапы реализации проекта :
Мероприятия Сроки Ответственные
Подготовительный этап
1. Сбор информации по теме, анкетирование родителей. февраль Воспитатели
2. Обсуждение проекта, определение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта на родительском собрании. февраль Воспитатели, родители
Практический этап
1. Плакат «Акварелька настроения». Февраль, март Воспитатели, дети
2. Презентация самодельных кукол Злючка и Добряша. февраль Воспитатели
3. Организация и презентация мини-музея
сказочных героев
«Злой и добрый сказочный герой». февраль Воспитатели, родители, дети
4. Альбом «Акварелька настроения». февраль Воспитатели, родители, дети
5. Оформление рукописной книги «Сказки о добре и зле» (авторы и художники-оформители дети и родители группы). март Воспитатели, родители, дети
6. Презентация по теме «Эмоции». февраль Семья Молчановых
7. Чтение авторских и народных сказок, стихов и других художественных произведений, просмотр мультфильмов, художественных фильмов о добре и зле. Февраль, март Воспитатели, родители
8. Беседы и обсуждение разных ситуаций на тему «Добрый и злой человек», «Хороший и плохой поступок», «Друг природы», «Кому и чем я могу помочь» в ходе занятий и режимных моментов. Февраль, март Воспитатели
9. Игры-драматизации по сказкам Февраль, март Воспитатели, дети
11. Дид. игры: «Добрая и злая гусеничка», «Подбери настроение», «Нарисуй эмоцию», «Злой и добрый сказочный герой», «Злой и добрый огонь» «Скажи ласково», «Собери ромашку», «Крестики-нолики», «Мемори», «Собери пазл (настроение)», «Театр настроения», «Сердечные слова», «Что такое хорошо и что такое плохо». Февраль, март, в течение года Воспитатели
10. Интервьюирование: «Что бы ты спросил у любимого сказочного героя?»;«Что ты чувствуешь, когда видишь, что твой друг плачет?»;«Что ты сделаешь, если увидишь, что кто-то совершает плохой поступок?»;«Я хотел бы быть похожим на…». март Воспитатели, дети
11. Игра- викторина для детей «Из какой это сказки?» март Воспитатели
12. Выставка стенгазет «Мой папа и дедушка - самый лучший!», их презентация. февраль Родители, дети
13. Праздник к 8 марта с фото-презентацией
«Любимым маме и бабушке посвящается!». март Воспитатели, дети
14. Рукотворное дерево «Дерево добра» с высказываниями детей и взрослых о добре и добром человеке. март Родители, дети,
воспитатели
15. Разучивание и использование мирилок в различных ситуациях. март Родители, дети
16. Оформление рукописной книги мирилок и стихов о добре. март Воспитатели
17. Знакомство с композиторами и их произведениями: П. И. Чайковский «Детский альбом-Баба Яга», «Щелкунчик», М. И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», Н. А. Римский-Корсаков отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане». Февраль, март Воспитатели, музыкальный руководитель
18. Ремонт книг в книжном уголке группы и оформление схем-карточек по правилам поведения в библиотеке и обращением с книгой. Февраль, март Воспитатели, дети
19. Оформление выставок детских работ : «Превращение лоскутка»; «Любимый Добряша». Февраль, март Воспитатели, дети
20. Посещение городской детской библиотеки, проведение совместного мероприятия по теме проекта для детей и родителей. март Воспитатели,
работники библиотеки
21. Акция «Подарок друзьям» для детей и подростков социального приюта, попавшим в трудную жизненную ситуацию. март Воспитатели,
родители, дети
Заключительный этап
1. Лэпбук «Иди дорогою добра» с играми по теме. март Воспитатели
2. Развлечение для детей и родителей «Добрым быть совсем не просто». март Воспитатели
3. Буклет для родителей «Воспитание доброты в детях». март Воспитатели
4. Представление опыта работы на различных уровнях. Воспитатели
Главное, что должен вложить педагог дошкольного образования в своих воспитанников - это чуткое отношение к окружающим: друзьям и родителям, братьям нашим меньшим. Воспитатель учит ребенка быть отзывчивым и терпимым. Иными словами преподает ему первые уроки доброты. Именно это качество ценилось во все времена. Особенно необходимо оно сейчас, в современном мире.
Почему человек бывает злым или добрым? Потому что у него бывает плохое или хорошее настроение. Вот мы и решили начать реализацию проекта с наблюдения за настроением своих воспитанников, с которым они приходят в детский сад каждый день. Так в группе появился плакат «Акварелька настроения», на который дети вместе со воспитателем приклеивали лоскутки с цветом своего настроения, которые они выбирали сами, объясняя почему сегодня такое настроение. Бывал и черный цвет. Мы спрашивали, почему такое настроение у ребенка и старались разобраться, поддержать и поделиться с ним хорошим настроением, улыбкой, проявить сочувствие и понимание. Дети стали более внимательно относиться друг к другу и проявлять участие.
Мы предложили родителям вместе с детьми описать и изобразить в рисунках моменты хорошего и плохого настроения ребят и оформили альбом «Акварелька настроения», тем самым мы попытались помочь взрослым проявить интерес к переживаниям их детей, чтобы легче было понять ребенка и проявить к нему понимание и сочувствие, несмотря на свою занятость и свое настроение. Как сказали некоторые взрослые, что открыли для себя много нового в чувствах и переживаниях своего ребенка. А ведь каждый добрый человек должен уметь сочувствовать и сопереживать. В этот альбом вошли странички с пословицами и поговорками о добре, а так же крылатые слова и афоризмы об эмоциях, чувствах и добре. Вот так через настроение, эмоции и чувства мы начали свой путь дорогою добра.
Так вместе с ребятами мы пришли к выводу, что часто многие наши поступки и высказывания зависят от эмоций и настроения, поэтому чтобы совершать добрые поступки и творить добрые дела, человек должен быть в хорошем настроении и испытывать, как можно чаще, положительные эмоции. Если же и бывает плохое настроение или одолевают отрицательные эмоции, то нужно учиться справляться с этим. В этих вопросах нам помогли:
• беседы и обсуждение разных ситуаций на тему «Добрый и злой человек», «Хороший и плохой поступок», «Друг природы», «Кому и чем я могу помочь» в ходе занятий и режимных моментов;
• презентация Т. В. Молчановой «Эмоции»;
• игры: «Добрая и злая гусеничка», «Подбери настроение», «Нарисуй эмоцию», «Злой и добрый сказочный герой», «Злой и добрый огонь» «Скажи ласково» и др. ;
• просмотры мультфильмов «Просто так», «Кот Леопольд», «Маленькая царевна» и др. ,
• чтение стихов и других произведений художественной литературы по теме;
• музыка.
Особое внимание мы уделили сказкам. Ведь именно слушая сказки, каждый ребенок сразу же решает для себя, что такое хорошо, а что такое плохо. И стремится подражать добрым героям. Так формируются понятия: добро и зло. Еще А. С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Наших родителей мы попросили на время стать добрыми волшебниками и превратиться в сказочников, в результате чего появилась рукописная книга сказок о добре и зле. И, конечно же, уроки доброты на примере сказочных героев нашим ребятам помогли усвоить работники детской библиотеки, пригласив детей и взрослых на литературную семейную гостиную по сказке о царевне лягушке.
Реализация проекта совпала с календарными праздниками: 23 февраля и 8 марта. Как вырастить человека и научить быть добрым без любви и заботы о своих родных и близких. Поэтому мы предложили мамам в преддверии Дня защитника Отечества оформить стенгазеты «Мой папа и дедушка - самый лучший». Дети с огромным удовольствием и гордостью рассказали о своих родителях. А мамам и бабушкам ребята подарили частичку своего хорошего настроения, тепла и доброты на празднике, посвященном Международному женскому дню. На 8 марта мама Ромы Шевцова подарила нам рукотворное дерево, которое потом превратилось в Дерево добра. На нем появились цветы с высказываниями взрослых и детей о добром человеке и добрых делах и поступках.
Так, как состав нашей группы на 70% состоит из мальчиков, мы особое внимание уделили разным конфликтным ситуациям и их решению. Ведь добрый человек должен уметь уступать и прощать, быть вежливым и терпимым. Вместе с родителями дети выбрали и выучили разные мирилки, чтобы использовать их в конфликтных ситуациях, и показать как по - доброму можно из этих ситуаций выходить. После этого дети в группе стали более внимательны и доброжелательны друг к другу.
Как описали родители наших воспитанников доброго человека, что это человек, чуткий, отзывчивый, сострадательный, не отказывает в помощи, так и проявили себя, свое соучастие и доброту, приняв участие в акции «Подарок друзьям» для детей и подростков, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Мы учили детей быть добрыми по отношению ко всему живому, не обижать бездомных животных и птиц, будем продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Для формирования полноценной личности ребёнка, гармоничного его развития, дальнейшего успешного его обучения в школе большое значение имеет своевременное овладение правильной речью. Поэтому именно в дошкольном возрасте очень важно уделить особое внимание развитию коммуникативных способностей ребёнка. Игры по этой теме для ребят мы решили собрать в единую книгу- лэпбук (в переводе с английского -«книга на коленях»,).Эта форма удобна и доступна детям.
С возрастом круг общения ребёнка будет расширяться, ситуации общения будут осложняться. И, усвоенные в детстве, в дошкольном возрасте коммуникативные навыки помогут ему легче адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности в общении с незнакомыми взрослыми, избегать конфликтов со сверстниками. Правила речевого этикета связаны с общими этическими нормами, в основе которых лежат: деликатность, доброта, внимание к окружающим. Таким образом, участвуя в играх, заданиях, поручениях дети не только учились общаться друг с другом и с другими людьми, приходить на помощь, а и учились быть добрыми, вежливыми, отзывчивыми.
Чтобы добиться большего результата в усвоении этических норм поведения и речевого этикета мы подготовили для родителей буклет - памятку «Воспитание доброты в детях». И считаем, что необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе, на улице, в семье, что мы и делали на протяжении проекта, и будем продолжать в дальнейшем. Провели развлечение для детей и родителей «Добрым быть совсем не просто».
Все это время рядом с детьми в группе были сказочные герои Добряша и Злючка. Они были с детьми на занятиях и помогали детям в разных ситуациях, с ними дети играли и делились тем, какие добрые дела и поступки совершили за день или за неделю. Добряша и Злючка предложили ребятам вместе с родителями превратить разноцветные лоскутки во что-то красивое и доброе, показав, что черный цвет тоже может быть позитивным (альбом и выставка «Превращение лоскутка). Когда решили нарисовать любимого героя из этих двух, то все дети выбрали Добряшу, потому что хотят быть добрыми и отзывчивыми, как он.
Вывод: проект по формированию нравственных категорий добро и зло не может быть краткосрочным, в детстве мы закладываем основу, он длится на протяжении всей жизни человека. Каждый день человек делает выбор: поступить по-доброму или иначе, быть вежливым или грубым, быть чутким или безразличным, прийти на помощь или пройти мимо. Очень надеемся, что наш проект оставил добрый след, как в детских сердцах, так и в душах их родителей.