Мария Редько
Познавательно-творческий проект «Осенний мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект «Осенний мир»
Краткая аннотация проекта :
Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
Темочки:
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление детей с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи которые мы ставим перед собой.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.
Проблема:
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.
Цель:
расширение представления детей об осени, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения к природе.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей по теме «Осень»; (природные изменения, «Дары осени», и труд людей.)
2. Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
3. Продолжить знакомство с миром природы, используя разные приемы и ситуации; вызвать устойчивый интерес к природе;
4. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
5. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;
6. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
7. Развивать связную речь;
8. Развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
9. Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе; закреплять песенные танцевальные навыки, развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус.
10. Воспитывать моральные качества: доброта, чуткость, сострадание, умение сопереживать.
11. Воспитывать бережное отношение к природе.
Сроки реализации проекта :
Проект будет реализован в течение месяца: с 01.10.15. г по 29.10.15. г
Особенности реализации проекта :
Занятия, беседы проводятся продолжительностью 25-30 минут, с учётом возрастных особенностей и психофизического состояния детей и подростков с ограниченными возможностями.
Ожидаемый результат:
1. Расширение знаний детей об осени, ее признаках и дарах.
2. Пополнение словарного запаса у детей.
3. Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей.
4. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
5. Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный, II этап – основной (практический) ,III этап- заключительный.
На первом этапе продолжительностью два дня, было принято решение о реализации проекта, определена тема, поставлены цели и задачи. На данном этапе, педагоги изучили методическую литературу по теме проекта. Была подобрана соответствующая литература для родителей. Составлен план мероприятий основного этапа проекта.
II этап. Выполнение проекта
На следующем основном этапе. который продолжался три недели Были проведены с детьми беседы, экскурсии, занятия по художественно- эстетическому развитию (рисование, музыка. лепка. аппликация, дидактические игры, подвижные оформление выставок из природного материала. Вместе с родителями дети разучивали стихи.
На последнем заключительном этапе проекта были подведены итоги конкурса «поделки из природного материала», состоялось награждение победителей.
Завершением проекта стал праздник «Золотая осень»
Средства реализации проекта :
Экскурссии :
В парк.
Беседы:
«Хозяюшка осень» (с составлением рассказов об осени)
«Осенние явления» (с загадыванием загадок)
«Осенние заготовки» (с использованием словесных игр)
«Правила безопасности в осенний период».
Занятия:
«Дары осени» (овощи, фрукты,
интегрированное занятие «Лес полный чудес».
Викторина
«Фруктовая - овощная»
«Перелётные птицы».
«Путешествие в лес, или как дикие животные готовятся к зиме»
«Откуда хлеб к нам пришёл»
Игры:
Дидактические игры:
«Вершки корешки»
Разучивание песен, плясок, музыкальных игр.
«Осень» муз. Ю. Чичкова.
«Осень» муз. Кишко.
«Золотая песенка» муз. Роот.
«Где ты осень» муз. Александрова.
Пляска с листочками, парная пляска, пляска лягушек,танец с зонтиками.
Игра «Огородная - хороводная» муз. Б. Можжевелова.
«Отвечай быстро»
«Сад- огород»
«Четвертый лишний»
«Подбери слова»
««Скажи наоборот»
«Чьи листья»
«Один – много»
Произведения художественной литературы:
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Д. М. Сибиряк «Серая шейка»
Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
К. Ушинский «Осень»
И. Соколов - Микитов «Листопадничек»
В. Бианки «Прячутся», «Путешествие муравьишки», «Теремок»
Даль «Война грибов с ягодами»
Я. Тайц «Грибы»
М. Пришвин «Грибной лес», «Этажи леса»
Л. Селихова «Сказка о крылатках»
А. Плешаков «Сила и слабость дуба»
В. Приходько «Дом зерна»
Просмотр мультфильмов.
«Осенние кораблики»
«Сказка про чужие краски»
Мудрые сказки тётушки совы «Осенние забавы»
«Рекс осенью»
«Осенний вальс»
«Крот и ласточка»
«Синичкин календарь – Осень»
Тётушка Сова. Времена года: Сентябрь, Октябрь. Ноябрь»
Изобразительное искусство:
-Рассматривание картин:
А. М. Герасимов
"Дары осени"
И. Левитан
"Осенний день Сокольники"
И. Левитан
"Золотая осень"
И. И. Бродский
"Опавшие листья"
И. С. Остроухов
"Золотая осень"
П. И. Петровичев
«Нескучный сад (Осень)
Литература
Николаева С. Н. Юный эколог 2004г.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр.
Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений.
Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 6-7 лет
Продукт проектной деятельности :
Выставка творческих работ (из природного материала) «Осенние фантазии»
Выпуск стенгазеты «Я и осень»
Праздник «Золотая осень».