Татьяна Мальгина
Познавательно-творческий проект для детей старшей группы «Что такое Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект для детей старшей группы «Что такое Новый год?
Тип проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность проекта : среднесрочный
Место реализации: МАОУ «ООШ №28»
Возраст детей : старшая группа
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальная значимость проекта :
Темочки:
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено, что они не знают об истории появления этого праздника в нашей стране, не имеют представления о праздновании Нового года в других странах.
Актуальность:
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом.
При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникают вопросы: А почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт?
Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети не совсем знакомы с историей Новогодней елки и праздника «Новый год», его традициями и обычаями. Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Что за праздник- Новый год?». Участие детей и их родителей в проекте позволит им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, расширит представление о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, поможет им полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Цель проекта : Расширять представления о любимом зимнем празднике – Новый Год.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщать и расширять знания детей об истории празднования Нового года в России.
- Познакомить детей с Новогодними традициями в разных странах.
- Расширять представление об основных новогодних персонажах.
-Познакомить с разновидностью новогодних игрушек.
- Расширять сведения детей о пожароопасных предметах (бенгальские огни, петарды, хлопушки) и правилах безопасного пользовании ими.
Развивающие:
- Развивать навыки поисковой деятельности в изучении особенностей традиций празднования Нового года.
- Развивать познавательный интерес, подбирать интересные исторические факты о празднике, о сказочных новогодних персонажах.
- Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников, привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого и познавательного интереса.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоционально положительное отношение к празднику и желание проявлять творчество в его подготовке. Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
- Воспитывать желание работать в коллективе, нести ответственность за результат совместных работ.
-Вызвать желание готовить подарки, сюрпризы друзьям, родным к предстоящему празднику.
Виды деятельности:
• познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
• дидактические игры и подвижные игры на зимнюю тематику;
• рассматривание иллюстраций;
• беседы;
•Просмотр мультфильмов на зимнюю тематику;
•Чтение книг и стихотворений;
•Слушание новогодних песен;
•Разучивание песен и танцев.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта.
2. Консультации для родителей:
«Как организовать встречу весёлого Нового Года в семье».
Памятка для родителей: «Безопасность детей во время новогодних праздников».
3. Заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта.
4. Выставки и конкурсы совместных работ детей и родителей. Укрепление детско-родительских отношений. Развивать творческую фантазию и эстетический вкус.
Предполагаемый результат:
У детей сформировано представление, что традиции празднования Нового года различны, не только в разных странах, но и в каждой семье. Дети знают о том, как зародилась традиция празднования нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки; когда день рождение у деда Мороза, в каком городе «живет» и как выглядит его дом; почему наряжают ель или сосну; как и чем можно наряжать новогоднюю ёлку; зачем дарить подарки; какие символы нового года существуют и что они означают; какие деды Морозы бывают в других странах; как и когда праздновали Новый год на Руси.
Детям известно, что в стародавние времена Новый год праздновали не только в другое время, но и с другими атрибутами. Детьми усвоены правила безопасности во время новогодних праздников, а также при украшении новогодней елки. Научились рисовать елку разными способами, выполнять аппликацию, делать новогодние украшения. Воспитано уважительное отношение к национальным традициям.
Этапы реализации проекта
1 этап.
Подготовительный. Совместная деятельность педагога с детьми
1. Определение темы проекта;
2. Формулирование цели и задач проекта;
3. Составление плана реализации основного этапа проекта;
4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта.
5. Работа с родителями.
Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей :
- Расширение кругозора детей об истории возникновения праздника, его традициях.
- Развитие интереса к коллективной творческой деятельности и сплочение детского коллектива.
- Вызвать желание участвовать в украшении группы, изготовлении поделок с родителями, в подготовке к утреннику – разучивание песен, танцев
Для родителей:
- Оптимизация детско-родительских отношений.
- Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность группы.
2 этап – практический.
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Оформление «Календаря ожидания Нового года».
Цель: Мотивировать детей определять для себя интересные задания, планировать свою деятельность в течение длительного времени, воспитывать уверенность в себе.
2. Беседа «Как праздновали Новый год на Руси в старину».
Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника «Новый год», с особенностями его празднования в разные эпохи.
3. Беседа «Откуда елка к нам пришла?»
Цель: Познакомить детей с разными версиями возникновения традиции – на Новый год елку наряжать.
4. Беседа- обсуждение «Как празднуют Новый год России сейчас».
5. Беседа-презентация «Как встречают Новый год в разных странах». Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями встречи нового года в разных странах мира.
6. Беседа «Пусть праздник будет веселым». Цель: Познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении (бенгальские огни, фейерверки, хлопушки). (Мультфильмы «Зимняя азбука безопасности»).
7. Рассматривание иллюстраций о проведении новогодних праздников, изображения Деда Мороза, Снегурочки.
Цель: Развивать связную речь, используя, при описании и составлении рассказа сравнения и эпитеты.
8. Оформление группы.
Цель: Создание новогодней панорамы на окне, развешивание гирлянд, мишуры, детских поделок, снежинок и др. Воспитывать желание у детей создавать предпраздничную атмосферу в группе.
10. Исследовательская деятельность.
Предметный мир «Украсим елку».
Цель: Совершенствовать умение детей обследовать елочные игрушки, рассказывать об игрушке.
11. Экспериментирование.
Цель: Развивать наблюдательность, умение исследовать объект, находить причинно-следственные связи.
Опыты с водой: «Какая вода быстрее замерзнет: пресная, соленная или сладкая?», «Цветные льдинки».
12. Наблюдение за елью, сосной.
Цель: Закрепить знания о хвойных деревьях; умение находить отличие ели от других деревьев; определять, возраст ели; чем живая ель на участке отличается от искусственной. (Наблюдение на прогулке).
13. Конструирование «Новогодний фонарик», конструирование из полосок бумаги «Снеговик-озорник».
Цель: Закрепить умение детей правильно пользоваться ножницам, резать ровно и аккуратно, собирать из полосок бумаги шар. Развивать творчество детей в оформлении поделки.
15. Лепка «Елочка».
Цель: Познакомить детей с изготовлением елочки модульным способом: шарики расплющивать в диски по определенному размеру, накладывать диски поочередно. Добиваться выразительной формы.
16. Изготовление гирлянды для украшения группы.
Цель: Закрепить умение детей правильно пользоваться ножницам, резать ровно и аккуратно, собирать из колец целую гирлянду. Развивать творчество детей, эстетический вкус, аккуратность.
17. Аппликация «В лесу родилась елочка».
Цель: Упражнять детей в складывании бумаги в разных направлениях, составлять сюжетную композицию из элементов, развивать мелкую моторику рук.
18. Коллективные работы «Елочка» (коллективное панно, «Праздничный шар на елку», «Елочка из вторичного сырья».
Выставка совместных рисунков и поделок детей и родителей : «Новогодняя игрушка», «Новогодние фантазии», «Ёлочка- колкая иголочка», «Парад снеговиков.
19. Выставка детских книг о Новогоднем празднике.
20. Д/И «Найди отличия». Нахождение между Дедом Морозом и Санта Клаусом. Расширять знания детей о новогодних сказочных персонажах Дед Морозе и Санта Клаусе, учить находить отличия между ними.
Д/И «Да – нет», «Что растет на елке?», «Нарядим елочку». Развивать внимание, память, логическое мышление.
21. П/И «Мороз Красный нос», «Два Мороза». Совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать ловкость, быстроту реакции.
«Зимние забавы» : метание снежков в снежную корзину, катание на санках, с горки на ледянках, спортивная игра «Хоккей», игра «Снежная крепость». Развивать координацию движений, глазомер, общие двигательные навыки.
22. Чтение художественной литературы: сказок «Снегурочка», «12 месяцев», «Морозко», «Госпожа Метелица», В. Даль «Девочка-Снегурочка», Е. Ракитиной «Приключения Новогодних игрушек», Р. н. сказка «Дети Деда Мороза», лит. н. сказка «Старый Мороз и молодой Морозец» Развивать умение детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев. Чтение стихов о Новом годе, ёлке. Развивать умение детей эмоционально воспринимать художественные произведения. Упражнять в заучивании, развивать память.
23. Разучивание стихотворений, песен, поговорок, загадок о Новом годе. Слушание музыкальных произведений: детских новогодних песен.
3 этап. Заключительный.
Итоговое мероприятие «Новогодняя викторина».
Цель: Закрепить знания детей, полученные во время работы над проектом, создать атмосферу праздника и волшебства.
Продукт деятельности проекта : Новогодний праздник «Новый год в сказочном лесу».