Надежда Михайловна Крицкая
Познавательно-речевой проект «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
ид, тип проекта : групповой, сезонный, комплексный коррекционно-образовательный, творческий.
Автор-составитель: Е. В. Компанцева, учитель-логопед.
Участники проекта : О. В. Пряхина, воспитатель; Крицкая Н. М., старший воспитатель
дети старшей логопедической группы,
их родители.
Публикация «Познавательно-речевой проект „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Проект составлен с учетом положений Н. А. Виноградовой, Е. П. Панковой, представленных в пособии для воспитателей (Образовательные проекты в детском саду. - М. :Айрис — пресс, 2008.)
Структура проекта обусловлена логикой образовательного процесса ДОО, предусматривающего знакомство детей с различными временами года, что создает условия для разностороннего развития детей — познавательного, речевого, коммуникативного, эстетического.
Тема проекта «Времена года» направлена на формирование у детей целостной картины мира на основе представлений детей об особенностях мира природы и мира людей в различные периоды года. В проекте представлено несколько разделов, основанных на содержании коррекционной работы логопеда и работы воспитателей по основной образовательной программе дошкольного образования.
Проект составлен к реализации раздела Программы ДОУ «Часть, формируемая участниками образовательного процесса».
Разделы проекта основаны на лексических темах, направленных на развитие лексико-грамматической стороны речи у детей, дополняют образовательный процесс логопеда и воспитателя по реализации образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Название разделов: «Красота природы золотой осенью, зимой, весной, летом», «Овощи, фрукты в разное время года», «Сезонная одежда и обувь людей».
В коррекционно-развивающий процесс включаются различные виды детской деятельности: коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
Общая цель проекта : интеграция коммуникативной и изобразительной детской деятельности в личностном развитии старших дошкольников.
Раздел: «Фрукты осенью».
Задачи:
• Развивать обобщенные представления об изменениях, происходящих осенью в саду с фруктами (на примере дерева яблони).
• Упражнять детей в использовании лексико-грамматических категорий в речи, закреплять умение описывать предмет (яблоню, согласно схеме описания.
• Развивать у детей мелкую моторику рук, желание действовать сообща, воспитывать трудолюбие, интерес к общему результату творческой работы.
Краткое содержание образовательного процесса.
Первый этап. Проводит воспитатель.
Знакомство с русской народной сказкой «Гуси» в обработке К. Ушинского, иллюстрацией к ней И. Кузнецова.
Совместная художественная деятельность педагога с детьми на тему «Яблоня с яблоками».
Воспитатель рисует заранее на большом листе бумаги дерево яблони. Создание игровой ситуации: поможем девочке Маше из сказки «Гуси» спрятаться под яблонькой. Посмотрите, чего не хватает на этом дереве, чтобы оно полностью спрятало девочку? (Яблок).
Творческое задание: готовую форму бумаги — круг — закрасить краской; это ваше яблоко, которое вы повесите на дерево, постарайтесь, чтобы оно получилось красивым, спелым, осенним.
Деятельность детей: выбрать краску, закрасить тщательно форму круга, подождать, когда высохнет краска; поочередно, уступая друг другу, наклеить свою работу на общую основу — изображение яблони.
Итог: полюбоваться общей работой, отметить, что ее создавали все дети вместе, иначе так много яблок не смогли бы появиться на дереве. Вспомнить эпизод из сказки, когда яблонька помогла Маше спрятаться от гусей.
Второй этап. Проводит логопед.
Знакомство детей с фруктами в осеннее время года.
Беседа о том, где растут фруктовые деревья (во фруктовом саду, кто ухаживает за ними (садовник). Вспомнить сказку «Гуси», рассказать, какое дерево помогло девочке Маше укрыться от гусей (яблоня). Рассмотреть совместную работу воспитателя и детей «Яблоня с яблоками», похвалить детей. Вспомнить, в какое время года на дереве яблони так много яблок (в конце лета и осенью). Предложить детям рассказать, как они создали такую красивую работу.
Составление рассказа о яблоках по схеме описания предмета.
Закрепление употребления в речи предлогов:
Яблоки растут на каком дереве?. На яблоне.
Яблоки собирают с какого дерева? С яблони.
Физкультминутка:
Дети, представьте, что вы в саду, собираете вместе с садовником яблоки.
Поднимите руки, как будто вы срываете яблоки.
Яблонька очень высокая, как достать яблоки? Поднимитесь на носочки, потяните руки вверх, как будто хотите достать и сорвать яблоки.
Складываем все сорванные яблоки в корзину, стоящую на земле (наклоны туловища, руки вниз).
Все корзины с яблоками снесем в одно место (дети шагают на месте, имитируя, что несут корзину, наклоняются вниз, «ставя» корзину на землю).
Поиграем со словом «Яблоко» : речевые игры «Назови ласково», «Подбери нужное слово к словам — сок, варенье, пирог, пюре». «Каких звуков больше».»Что общего у яблока с буквой О», «На что похожа буква О».
Речевой тренинг: «скажи слово яблоко, выделяя голосом звук О», «покажи, как произносится звук О».
Технологии: игровые ситуации, речевые игры, речевой тренинг, игровые проблемные ситуации, речевой тренинг, поощрение достижений детей.
Участие родителей в проекте : познавательно-исследовательская деятельность взрослого с ребенком, направленная на его сенсорное и речевое развитие.
Приготовить два яблока — большое, красного цвета и поменьше, зеленого.
Предложить детям потрогать, пощупать поочередно оба яблока: провести ладонью, обхватить обеими ладошками, провести по поверхности пальчиками, взвесить на ладони, рассмотреть со всех сторон.
Отметить, что общего у обоих яблок (округлая форма, гладкие, скользкие на ощупь, поверхность без каких-то выступов, покрыты кожурой, в верху выемка, в которую можно поместить пальчик, внизу хвостик).
Сравнить, чем оба яблока отличаются друг от друга: цветом, красное и зеленое, формой, более округлая и продолговатая, размером — большое и поменьше.
Срезать кожуру с обоих яблок, разрезать каждое на 4 части. Посмотреть, что внутри каждого яблока: мякоть под кожурой, семечка, перегородки, отметить, что в этом они тоже похожи, попробовать каждое яблоко, рассказать, какого они вкуса. Спросить, что ребенок делал с яблоками, угостить всех членов семьи.