Анастасия Шаронова
Творческий проект по изобразительной деятельности «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
Подготовила: Шаронова Анастасия Геннадьевна – воспитатель подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад «Морозко»п. Приозёрный»
Цель: способствовать развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с особенностями живописного пейзажа и использования нетрадиционных техник его изображения.
Задачи:
Публикация «Творческий проект по изобразительной деятельности „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
- продолжать знакомить с особенностями пейзажной живописи;
- учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты и композиторы;
- учить понимать замысел произведения художника и развивать умение видеть средства выразительности, использованные им для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, особенности композиции);
- расширять и активизировать словарь детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов;
- способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки, поэзии;
- учить использовать полученные знания в собственном творчестве;
- совершенствовать применение детьми нетрадиционных способов рисования;
- расширить представление детей о периодической сменяемости времён года и месяцев;
- обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса у детей к художественному искусству.
Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- СанПин 2.4.1.2660-10;
- Закон «Об образовании ЯНАО»;
- Устав МДОУ.
Участники проекта :
- дети подготовительной к школе группы;
- музыкальный руководитель;
- родители воспитанников.
Срок реализации проекта :
1 этап: организационный (сентябрь 2015г.)
2 этап: практический (октябрь 2015г. – апрель 2015г.)
3 этап: обобщающий (май 2015г.)
Гипотеза: если образовательный процесс по изобразительной деятельности в ДОУ будет организован с учётом использования не только стандартного набора изобразительных материалов, но и самых необычных способов и средств изображения, то будут достигнуты более высокие результаты развития художественно-творческих способностей детей. Знакомство детей с особенностями пейзажной живописи будет способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём изобразительном творчестве. А расширение представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень) помогут закрепить знания детей о периодической сменяемости времён года и месяцев.
Актуальность: изобразительная деятельность приносит много радости. Но, учитывая огромный потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей.
Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, в последнее время в дошкольных учреждениях активно развивается такая форма дополнительного образования, как «Нетрадиционные техники рисования». Здесь включаются в образовательный процесс самые необычные способы и средства изображения : штампы из различных материалов, ватная палочка, нитки, зубная щётка, губка и многое другое.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Нетрадиционное рисование позволяет ребёнку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Не обязательно обладать художественными навыками, чтобы изобразить шедевр используя нестандартные материалы для рисования (например, рисование пейзажа путём оттиска листьями деревьев или с применением техники сырой бумаги, акварели и соли). В итоге, занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности.
Новизна:
- синтез изображения пейзажа с нетрадиционными техниками рисования ;
- экспериментирование с различными материалами в изобразительной деятельности, в процессе чего дети приходят к пониманию того, что нетрадиционную технику исполнения можно применять при создании определенных изобразительно-выразительных образов-типов (пышной листвы деревьев, используя губку и акварель; извилистых деревьев, используя технику выдувания краски трубочкой и пр.).
- активное применение «Открытости наружу» детского сада (организация взаимодействия с такими социальными институтами, как - Детская школа искусств, Культурно-досуговый центр) и «Открытости внутрь» (организация взаимодействия с родителями в форме мастер-классов, подготовка уголка «Библиотека для родителей», оформление выставок рисунков в детском саду и на официальном сайте, консультации).
Вид проекта : творческий.
Ожидаемые результаты:
- положительная динамика художественно-творческого развития воспитанников группы;
- дети умеют видеть средства выразительности, используемые художниками в пейзажной живописи при написании картины;
- используют полученные знания о нетрадиционных техниках рисования в собственном творчестве;
- высокие результаты сформированности знаний у детей о периодической сменяемости времён года и месяцев;
- активность, заинтересованность родителей в организации совместной деятельности с педагогами и детьми ДОУ.
Ожидаемый продукт:
- картотека игр (сенсорных, дидактических, художественно-развивающих) и разработка игр в программе SMART Notebook;
- выставка творческих работ;
- уголок «Библиотека для родителей» и консультации;
- сборник стихотворений русских поэтов «Времена года».
Этапы реализации проекта.
Тема и содержание разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Три основных направления:
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
- образовательная деятельность в режимных моментах и в процессе организации различных видов детской деятельности;
- совместная деятельность со взрослым;
- самостоятельная деятельность.
Работа проходит в форме:
- специально организованных занятий, игр, наблюдений, экскурсий, рассматривания репродукций, чтения художественной литературы, художественного творчества с использованием нетрадиционных техник. Педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми в форме :
- консультаций;
-мастер-класса;
- организации уголка «Библиотека для родителей»;
- оформления сборника стихотворений русских поэтов «Времена года». Повышение педагогической компетентности в данном направлении и организация взаимодействия с музыкальным руководителем в форме:
- выступлений на педсоветах и на районном методическом объединении;
-консультаций музыкального руководителя;
- подбора музыкальных произведений на тему «Времена года» с музыкальным руководителем.
Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности.
Данный этап проекта строился на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Например, в рамках художественного творчества дети знакомились с особенностями пейзажного жанра в изобразительном искусстве и рисовали его, используя нетрадиционные техники. Организована совместная деятельность, как педагога с воспитанниками, так и родителей с детьми дома по чтению художественной литературы, а именно стихотворений русских поэтов по теме «Времена года». Расширение и активизация словаря детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети смогут использовать в своих суждениях о художественных картинах, способствует развитию знаний и навыков детей в образовательной области – коммуникация. В рамках образовательной области «Музыка» организовано прослушивание музыкальных композиций, которые помогают воспринимать образы природы.
Литература:
- Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким) : Учебно-наглядное пособие /Авт. -сост. Н. А. Курочкина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.
- Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
- Петухова О. А. Экспериментирование с изобразительными материалами. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008г., №12.
- Ремезова Л. А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет: Методика. – М. : ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2006.
- Софронова Т. И. Игры, развивающие изобразительные способности творческое воображение. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008г., №12.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. ( Детский сад: день за днём. Практическое приложение).