Ольга Топоркова
Проект «Речевой центр как средство развития самостоятельной речевой деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Е В. Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой и др.
Публикация «Проект „Речевой центр как средство развития самостоятельной речевой деятельности детей“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Проведя совокупный анализ данных исследований, мы определили сильные и слабые стороны.
Следует отметить те угрозы, которые мы предусмотрели это – и дополнительная эмоциональная, интеллектуальная нагрузка, и ослабление мотивации.
Для предотвращения предполагаемых угроз мы определили пути их решения.
При решении проблемы мы воспользовались инструментом «Зеркало прогрессивных преобразований» при этом проблема должна сформулировать цель, а причина трансформироваться в задачи.
В связи с недостаточным опытом детей в самостоятельной речевой деятельности, мы решили создать те самые условия для самостоятельной речевой деятельности. С дифференциацией педагогического опыта сопровождение детей.
Цель проекта : Создание условий для развития коммуникативных функций детей.
Задачи проекта :
Расширение возможностей предметно-развивающей среды.
Повышение качества взаимодействия с родителями (как детей, так и педагогов).
Развитие навыков самостоятельной речевой деятельности.
Целевая группа проекта это дети, педагоги, родители и социальные партнеры.
В состав предметно-развивающей среды входит речевой центр в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. Создавая речевой центр, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике этого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к речевой деятельности. Речевой центр был оборудован в хорошо освещенной центральной части нашей группы. Дизайнер центра выдержан в той же тематике, что и вся группа в целом. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку.
В оборудование речевого центра входят, зеркала, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью мы создаем условия для стимуляции самостоятельной речевой деятельности и речевого общения.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал
Известно, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев, поэтому обязательной и важной мы считаем работу по развитию мелкой моторики.
Третий этап (ноябрь)
• Публичная презентация проектов.
• Подведение итогов
Таким образом, мы видим, что использование речевого уголка позволило нам не только расширить речевую среду в группе, но создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со сверстниками и самостоятельно, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Определили перспективы развития и включились в реализацию проекта «Построй свою историю» от Образовательных решений ЛЕГО. Это очень ценный и качественный продукт. С помощью его, дети учатся выстраивать схему рассказа, определять части рассказа, их содержание, работать с главными героями. Это идеальный инструмент для развития навыков конструирования рассказов.