Любовь Николаевна
Экологический проект «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны
Тербунского муниципального района Липецкой области
Воспитатель: Парахина Л. Н.
2015
Тип проекта : информационно - творческий
Вид проекта : фронтальный
Продолжительность: долгосрочный, 16.02.15 – 29.05.15
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Актуальность темы:
В природе все одно с другим связано,
и нет в ней ничего случайного.
И если выйдет случайное явление –
Публикация «Экологический проект „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ищи в нем руку человека.
Михаил Пришвин
«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума…»
Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Но в современном мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.
Поэтому необходимость приобщения ребёнка к природе, начиная с дошкольного детства, бесспорна. Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
С целью развития устойчивого интереса к природе был разработан данный проект, который способствует формированию собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей, развитие экологического сознания и мышления у детей, воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы.
Задачи:
Формировать у дошкольников представления и понятия о живой и неживой природе, о временах года, о сезонных изменениях в природе;
Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
Учить различать взрослых животных и их детенышей, классифицировать понятия "Дикие" и "Домашние животные; познакомить с их местом обитания;
Учить детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам.
Познакомить с символом России – березой,
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;
Расширять словарный запас детей;
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;
Развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе;
Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Участие родителей в реализации проекта : помощь в оформлении выставки рисунков, в создании экологического журнала «Круглый год», родительском собрании.
План реализации проекта :
Сроки Вид и тема деятельности
февраль Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта;
Анкета для родителей «Природа в вашей жизни»;
Образовательная деятельность «Времена года»;
Презентация «Четыре времени года»;
Выставка рисунков:
«Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы!»
Дидактическая игра «Да – Нет».
март Просмотр презентации «Дикие и домашние животные»;
Цикл загадок, пословиц о диких и домашних животных;
Рисование «Зоопарк»;
Лепка «Забавные зверушки»;
Дидактическая игра «Кто, где спит?»,
Дидактическая игра «Назови маму и детеныша»,
Дидактическая игра «Кто, где живет?»,
Дидактическая игра «В мире животных»,
Строительная игра «Зоопарк»,
Чтение стихотворений, рассказов о домашних животных В. Бианки, М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», Е. Чарушина,
А. Шибаева «Обижает ли Вова животных?
Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию.
апрель НОД «Наши пернатые друзья»,
Развлечение «День птиц»,
Выставка рисунков «Птицы нашего края»,
Консультация для родителей: «Ребенок и природа»,
Слушание записи голосов птиц,
Чтение рассказов М. Горького «Воробьишко»,
Н. Сладкова «Вежливая галка»,
Л. Н. Толстого «Воробей на часах», «Скворцы»,
Подвижная игра «Перелетные птицы»
Подвижная игра «Птички в гнездышках».
май Цикл загадок, пословиц, стихотворений, рассказов о берёзе,
Беседа «Первоцветы. Какие они?»,
Чтение произведений
А. Н. Толстой «Колокольчики мои»,
Г. Сапгир «Садовник»,
В. Гурова «Травкин Хвостик»,
С. Георгиев «Бабушкин садик»,
В. Степанов «Лесные звезды»,
С. Вангели «Подснежники»,
Цикл стихов «Любимые цветы»,
Беседа «Редкие растения. Красная книга»,
Лото «Цветы»,
Аппликация «Весенний пейзаж»,
Сюжетно ролевая игра «Цветочный магазин»,
Подвижная игра «Собери цветы»,
Рассматривание иллюстраций и фотографий, открыток «Цветы»
Фотовыставка «Дети и природа!»
Составление альбомы «Легенды о цветах»,
Создание экологического журнала «Круглый год»
Предполагаемый результат:
Дети:
Формирование основ экологической культуры дошкольников;
Развитие творческого мышления детей;
Развитие познавательной активности, любознательности, мышления, воображения;
Расширение кругозора детей;
Сформированы представления о характерных особенностях разных времен года;
различают взрослых животных и их детенышей, классифицируют понятия "Дикие" и "Домашние животные;
знают, что дикие животные живут в лесу, а домашние рядом с человеком;
имеют представления о первоцветах;
имеют представления о Красной книге;
у детей сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Родители:
Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
Мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.
Продукт проектной деятельности : выпуск экологического журнала «Круглый год», презентация проекта.
Список литературы:
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!
Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Громовав О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.
Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме 'Цветущая весна. Травы'.
Электронные образовательные ресурсы:
Красная книга Липецкой области - https://www.plantarium.ru/.