Татьяна Корекова
Проект «Времена года» с детьми подготовительной к школе группы (развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники)
▼ Скачать + Заказать документы
В речи детей существуют множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Публикация «Проект „Времена года“ с детьми подготовительной к школе группы (развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники)» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия. Знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, дошкольнику легче это усвоить при помощи схем, моделей, мнемотаблиц и приемов мнемотехники.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) .
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
На основании анализа научной литературы мы выделили следующие
подходы в работе с технологией мнемотехника :
Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Аксиологический – образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект- субъектное взаимодействие с детьми.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
В дидактике выделены три вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно) .
3. Графические модели – обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
• ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
• быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
• должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;
• не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
• нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники включается во все виды учебно-игровой деятельности, а также режимные моменты.
Технология проекта включает в себя разработку перспективного плана, конспектов специально-организованной деятельности работы педагога, логопеда с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.
Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии речи и мышления ребенка.
Проблема: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Новизна проекта заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
1. Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.
2. Комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Метод организации работы с детьми отличается :
- интегративностью;
- экономичностью;
- процессуальностью;
- здоровьесбережением;
- универсальностью.
Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области:
• развитие культурно – гигиенических навыков;
• рассказывание о растительном, животном и предметном мире;
• уход за комнатными растениями;
• рассказывание о времени года;
• отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;
• заучивание стихотворений.
Описание проекта :
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта : старший воспитатель, воспитатели группы, воспитанники и родители подготовительной к школе группы, педагоги дополнительного образования.
Сроки выполнения проекта :
Начало: сентябрь 2011 г.
Окончание: май 2012 г.
Продолжительность: долгосрочный, один учебный год.
Объект исследования:
процесс развития речи и мышления детей подготовительной к школе группы МБДОУ д/с № 11 г. Белгорода.
Предмет исследования: мнемотехника как средство развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта : развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при ознакомления с временами года.
Задачи проекта :
Образовательные:
• обобщить лексический материал по теме «Времена года»;
• способствовать закреплению знаний у детей об окружающем мире;
• закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
• подвести к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и жизнью растений, животных и людей;
• познакомить с сезонным трудом людей, связанным с природой;
• расширять и углублять знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
Развивающие :
• способствовать развитию образного и логического мышления;
• способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;
• совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
• порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.
Предполагаемые результаты в отношении детей :
• систематизация знаний детей по теме “ Времена года”; закрепление знаний об окружающем мире;
• умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью растений и животных;
• пополнение и активизация словарного запаса детей;
• развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;
• формирование целостности окружающего мира;
• умение договариваться и работать слажено;
• умение обратиться к взрослому с вопросом;
• умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
• умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;
• умение обрабатывать собранный материал;
в отношении родителей:
• повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
• повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям:
в отношении детей :
• через их совместную работу по поиску и сбору информации;
• по умению анализировать и систематизировать информацию;
• по умению общаться со сверстниками и взрослыми;
в отношении родителей:
• через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;
• через активное участие в предлагаемых формах работы.
Этапы реализации проекта :
1. Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь).
2. Внедренческий (октябрь – май).
3. Заключительный (апрель – май) .
Организационно-подготовительный этап
1. Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
2. Изучение методической литературы по теме «Времена года», «Мнемотехника для детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика».
3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
4. Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.
5. Разработка проекта по теме «Времена года».
6. Экскурсии и целевые прогулки.
7. Наблюдения за объектами и явлениями природы.
8. Беседы.
9. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.
Одной из главных составляющих данного этапа является обследование детей. Задачей обследования является:
• оценить уровень словесно-логического мышления;
• оценить мыслительные операции: способность к обобщению, абстрагированию, группировки на основе существенных признаков;
• выявить уровень ориентировки в пространственно-временных и причинно-следственных связях;
• исследовать связную речь детей.
Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 10 различных тестов:
1. Классификация.
2. Исключение лишнего
3. Что в начале, что потом?
4. Скрытый смысл картин.
5. Нелепицы.
6. Загадки.
7. Времена года
8. Чего не хватает?
9. Аналитические задачи.
10. Пересказ текста «Утята».
Внедренческий этап
1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме «Времена года» с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.
3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
6. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
7. Создание детьми своих творческих мини-проектов : рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.
Выполнение проекта
Сентябрь
1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень».
2. Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно» с помощью. мнемотехники.
Октябрь
1. Отгадывание мнемозагадок.
2. Игра «Фотоаппараты».
3. Упражнение «Рисуем слова».
4. Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Художник-Осень».
Ноябрь
1. Составление предложений об осени по мнемодорожкам.
2. Составление описательного рассказа об осени по мнемотаблице.
3. Итоговое занятие по теме «Краски осени».
Декабрь
1. Работа с мнемотаблицей по теме «Зима».
2. Занятие по обучению связной речи с использованием приёма мнемотехники.
3. Заучивание стихотворения «Декабрь» С. Я. Маршака.
4. Упражнение «Рисуем слова»
Январь
1. Отгадывание мнемозагадок.
2. Игра «Снежная куча».
3. Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!».
Февраль
1. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
2. Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице.
3. Итоговое занятие по теме «Зима».
Март
1. Работа с мнемотаблицей по теме «Весна».
2. Заучивание стихотворения «Весна – красна».
3. Заучивание стихов на тему «Весна», с привлечением родителей (мнемотехника) .
Апрель
1. Отгадывание мнемозагадки.
2. Пересказ рассказа «Весна в окно стучится» по мнемосхеме.
3. Игра «Объяснялки».
Май
1. Составление предложений о весне по мнемодорожкам.
2. Составление описательного рассказа о весне по мнемотаблице.
3. Итоговое занятие по теме «Весенняя сказка».
Игры и пособия:
«Найди по описанию»;
«Узнай и назови»;
«Загадки о животных;
«Цветы»;
«Домашние животные»;
«Пословицы и поговорки»;
«Что, где растёт»;
«Вершки – корешки»;
«Составь рассказ»;
«Заполни мнемодорожку»;
«Продолжи ряд»;
«Времена года».
Сюжетные – ролевые игры:
«Зоопарк»;
«Собираемся на прогулку».
Подвижные игры:
«С какого дерева листок?»;
«Совушка – сова»;
«Море волнуется…»;
«Два Мороза»;
«Я знаю…»;
«Летает – не летает»;
«Медведь и пчёлы».
Темы бесед с проблемными ситуациями:
- Колобок отправляется в лес;
- Приготовление винегрета;
- Чипполино помогает выращивать лук;
- Опыты с луком;
- Герои сказки Дж. Родари рассказывают об овощах и фруктах;
- Что мы знаем об осени (зиме, весне) ;
- Дюймовочка рассказывает об основных правилах посадки комнатных растений;
- Буратино беседует с детьми о деревьях;
- Посещение животноводческой фермы;
- Посещение зоопарка.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование родителей;
Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
Акция «Вместе с ребенком» (ежеквартально);
Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;
Родительское собрание на тему: «А как речь - то говорит, словно реченька журчит…» с просмотром открытых занятий по теме проекта;
Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Медали «За стремление к знаниям!» ребенку;
Консультации на тему: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;
Индивидуальные консультации по осуществлению акций;
Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Заключительный этап
1. Мониторинг.
2. Показ непосредственно образовательной деятельности на родительском собрании (май) ; показ непосредственно образовательной деятельности для педагогов (май).
3. Фотоколлаж «Мы изучаем природу» (май) .
4. Выставка детских рисунков.
5. Коллективная работа по выпуску детьми серии книг с использованием мнемотаблиц «Времена года».
6. Итоговое мероприятие: развлечение «Четыре времени года».
Представление образовательных результатов:
родительские собрания;
проведение индивидуальных бесед с родителями;
педагогические советы;
семинары, ГМО;
городской смотр-конкурс «Золушка и маленький принц» в номинации «Художественное творчество».
Список использованной литературы
1. Шаблон для презентации изготовлен Подгорной Н. С.
2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
3. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
4. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память : Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
5. Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
6. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
7. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.
8. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.
9. Шорыгина, Т. А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.
10. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.