Елена Хазипова
Конспект открытого занятия по обучению чтению в старшей группе «Хлеб-всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение чтению.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить артикуляцию и характеристику звука Х.
Закреплять умение определять наличие звука Х в слове.
Учить определять место звука Х в слове (начало, середина, конец)
Познакомить со звуковым анализом слов: АХ, ОХ, УХ.
Формировать понятие о родственных словах.
Обогащать словарный запас.
Учить плавному слоговому чтению гласный + согласный с переходом на чтение целыми словами.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению чтению в старшей группе „Хлеб-всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие:
Развивать слуховое внимание и восприятие, зрительное восприятие, графо-моторные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, воспитывать чувство ответственности.
Ход занятия:
Орг. момент.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – всем сесть,
Семь, восемь – вниманья просим.
Л: - Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел звуковичок по имени?
Д: Х.
Л: Как вы догадались?
Д: Чтобы узнать имя звуковичка, нужно потянуть первый звук в названии картинки: Х-х-хлеб. Звуковичка зовут Х.
Л: Правильно. Звуковичок хочет рассказать вам одну очень интересную историю. Слушайте.
«Жила была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила.
Однажды мама посадила её обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А девочка раскапризничалась (ведь она была маленькая и в школу не ходила) : «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!» И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь Каравай. Рассердился Каравай на Олю и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания и не научишься беречь хлеб!»
Поможем Оле вернуться домой? Тогда настройтесь на серьёзную работу.
Характеристика звука.
Л: Ребята, назовите первый звук в слове хлеб.
Д: Звук Х.
Л: Да. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Х. Давайте поможем девочке выполнить первое задание Каравая. Расскажите, как наш язычок произносит звук Х.
Дети произносят звук по очереди, а затем все вместе, зрительно контролируя артикуляцию. Дети отвечают.
Логопед поясняет.
Л: Губки и зубки свободны, кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха.
Л: Ребята, звук «Х» — гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху, звучит твердо, глухой (тыльную сторону ладони прикладывают к горлышку и чувствуют вибрацию, вибрации нет, значит звук глухой).
Л: Молодцы. Просит Каравай рассказать о том, как хлеб на стол пришел. Кто знает, как выращивают хлеб? (Ответы детей).
Рассказ педагога по иллюстрациям:
а) сначала готовят землю к посеву, удобряют ее, вспахивают, боронуют;
б) зерна для посева тщательно отбирают, сеют.
Л: Итак, зерно посадили и ждут всходов, а звуковичок по имени Х тоже будет выращивать, но только не зерна, а слова. И помогут ему его друзья – гласные звуковички.
Звуковой анализ слов: АХ,ОХ, УХ.
- Что люди делают, когда урожай поспел? (Убирают).
Помогите, ребята, девочке собрать колоски со звуком Х.
в) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на зерноток, где его очищают и сушат.
Дети выполняют задание.
Л: Следующее заданье: Ребята, мы знаем, что звук в слове может находиться в начале, середине или в конце слова. Разложите выбранные картинки под схемой, обратите внимание на место звука Х в слове.
Дети выполняют задание.
Л: - Куда везут зерно? (На элеватор,
- Что получается из зерна? (Мука)
- А из муки что делают? (Тесто)
- Что делают из теста? (Пекут хлеб)
г) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.
д) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки.
Вот так приходит к нам хлеб.
Что еще можно сделать из зерна?
Что вы ели сегодня утром? Какая была сегодня каша?
Л: Хлеб, Хлебный, Хлебушек, Хлебороб, Хлебница, Нахлебник.
Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть, общее в значении).
Физкультминутка
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка раненько встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответственные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать
(показываем, какой сильный).
Знакомство с буквой.
Л: Ребята, имя звуковичка можно обозначить буквой Х, а слово «хлеб» записать с буквы Х.
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим, а букву пишем и читаем.
Дети штрихуют букву Х, находят в кассе букв.
Логопед зачитывает стих про букву Х.
Л: X — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь,
Хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь
Чтение на доске. Правила чтения.
Л: Ребята, прочитайте слова-заклинания, которые помогут девочке вернуться домой.
Дети читают все вместе.
Л: А теперь необходимо прочитать каждому самостоятельно.
Дети читают за столами.
Итог занятия.
Л: Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Олю, но напоследок сказал ей… Как вы думаете, что? (Бережно относитесь к хлебу, в него вложен труд многих людей.)
Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей.
Пословицы о хлебе.
Хлеб всему голова.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Хлеб – батюшка, а водица – матушка.
Худ обед, коли хлеба нет.