Оксана Попова
Познавательное занятие «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
«Хлеб всему голова» гласит народная мудрость. «Хлебом солью» встречали всех гостей. Но мало кто из детей знает, какой нелегкий путь «проходит» хлеб, чтобы прийти к нам на стол. Также было замечено неуважительное отношение некоторых детей к хлебу и другим пищевым продуктам. Для решения нравственных задач были проработаны нравственные ситуации, которые приучают детей к бережному отношению к хлебу, развивают познавательную активность детей с использованием проблемного метода обучения. Поэтому проводятся не только занятия, но и
Публикация «Познавательное занятие „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
экскурсии, игры, экспериментирование, праздники.
С раннего возраста не обходимо приучать детей бережно относиться к хлебу. Рассмотрим итоговое, комплексное занятие «Хлеб всему голова», которое целесообразно проводить в подготовительной группе и рассказать о том, что хлеб – результат взаимодействия многих людей и как много надо сделать, чтобы он пришёл к нам на стол. Продолжительность данного занятия – 35 - 40 минут.
Цель:
- расширение круга нравственных понятий;
- воспитание бережного отношения к хлебу.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о хлебе; о разнообразии хлебобулочных изделий;
- развивать словарный запас (пословицы, игры, воображение, эстетический вкус;
- пополнить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба;
- подвести к пониманию того, что хлеб – основной продукт питания.
Материал: компьютерное оснащение (экран, проектор, камни, зерно, пшеничные колосья, карточки- модули, кофемолка, посуда, влажные салфетки, спецодежда, продукты для теста (мука, вода, соль).
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед.
Вкусней его на свете нет».
Дети. Хлеб.
Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
Дети. Мягкий, пышный, душистый, белый, черный, подгорелый.
Воспитатель. Верно, молодцы! Мы уже с вами говорили о хлебе : знаем, из чего делают хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы с вами узнаем еще очень много интересного.
Ребята, когда я шла к вам вдруг из окна многоэтажного дома выбросили вот этот хлеб (выложить на стол испачканный землёй кусок хлеба). За такой поступок становится очень стыдно. И тот, кто совершил это, обидел очень многих людей, которые трудились, чтобы хлеб к нам на стол пришел. Ребята, а вы бы так смогли поступить?
Дети. Нет.
Воспитатель. А если хлеб стал чёрствым, как его можно использовать?
Дети. Сделать гренки, покормить птиц и животных, приготовить много разных вкусных блюд.
Воспитатель. Верно. Ребята, а сейчас я предлагаю вам подойти к экрану и вместе проследить длинный и очень трудный путь хлеба. В каждом доме любят хлеб, но он сам не растёт. Нужно вложить в него много труда.
Показ слайдов. Сначала люди пашут и удобряют землю, сеют зёрна ржи и пшеницы. Хлебные зерна любят воду и солнце.
Воспитателей. Чувствуя заботу людей, появляются совсем небольшие молодые всходы, потом вырастает зелёный колосок, который через время становится золотым. Каждый колос наполнен зерном. Ребята, а вы хотите вырастить своё пшеничное поле?
Дети. Да, хотим.
Воспитателей. Давайте пройдём к импровизированному полю. И из палочек выложим колосья (дети выкладывают на поле колосья). Все справились, молодцы. А сейчас мы с вами превратимся в настоящие колоски и пошумим на ветру (под музыку дети импровизируют покачивание колосков, воспитатель читает стихотворение.
Отчего ты рожь золотая? –
Ветерок спросил пролетая.
А в ответ колоски шелестят
-Золотые руки растят!
Воспитатель. Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло, но только очень жаль, что не настоящее и так быстро колоски не могут расти. Хлеб – дар матушки земли. У меня в руках лукошко, а лукошке земля. Прикоснитесь ладонями к земле. Какая наша земля?
Дети. Тёплая, плодородная, мягкая, чёрная, влажная, добрая.
Воспитатель. Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корешкам удобно добывать пищу. А что ещё необходимо для хорошего роста растения?
Дети. Вода, солнечный свет, воздух.
Воспитатель. Давайте вернёмся к слайдам и посмотрим, что же происходит дальше (продолжение слайдов). Осенью люди собирают урожай – идёт жатва. Потом зерно везут на элеватор, затем на мельницу, на мельнице мелят зерно. И вот уже мука поступает на хлебозавод.
На заводе применяются автоматические линии. Тестомешалки приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подаётся оно по конвейеру в печь. Из печи вылетает румяный хлеб. На хлебозаводе выпекают много вкусных изделий.
Дети. Булки, плетёнки, батоны, плюшки, баранки.
Воспитатель. Торты и пирожные красиво украшают. А потом готовую продукцию в хлебный магазин. Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол. А вы знаете пословицы о хлебе?
Дети. Хлеб – всему голова.
Без печки – холодно, без хлеба – голодно.
Снега много – хлеба много.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Если в мае дождь, будет и рожь.
Есть хлеб – будет и песня.
Без хлеба - нет обеда.
Хлеб батюшка, вода матушка.
Хлеб – достаток и богатство.
Воспитатель. Ребята, а вам нравиться играть.
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте поиграем с колосьями (образование родственных слов к слову «хлеб»). Я дам колосок тому, кто правильно ответит на вопрос. Вопросы: назови хлеб ласково (хлебушек, крошки хлеба какие? (хлебные, квас из хлеба, как называется? (хлебный, прибор для резки хлеба (хлеборезка, посуда для хлеба (хлебница, кто выращивает хлеб? (хлебороб, кто печёт хлеб (хлебопёк, назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод,как называют изделия из теста? (хлебобулочные изделия).
Воспитатель. Молодцы, следующий этап нашего занятия – экспериментирование. Ребята, как мы из зерна сделаем муку (рассуждения детей).
Дети берут одно зерно пшеницы и два камня, кладут зерно на один камень, а другим начинают растирать зерно. До тех пор, пока не получится мука.
Таким способом в древние времена люди делали муку (снимают пробу, размышляют, из неё выпекают хлеб грубого помола).
Сейчас на помощь человеку пришла чудо-техника. Посмотрите, у меня есть кофемолка, давайте засыплем в неё немного зерна и включим. Что произошло? Каким способом удобнее делать муку? (ответы детей).
Воспитатель. Сейчас мы все превратимся в пекарей, и будем печь хлеб.
Давайте приготовим наши пальчики, которые будут нашими помощниками.
Дети выполняют движения стоя.
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Тесто мнём, мнём, мнём (движение согласно тексту).
Тесто жмём, жмём, жмём.
Пироги мы испечём.
Тесту тесно - мало места (обхватить ладонью кулак).
«Ох, пустите», - шепчет тесто (указательный палец к губам).
Ладно, пустим, впечь давай! (вытянутые раскрытые ладони, соединённые вместе, зовущие движения).
Народился каравай (раскрываем ладони, разводим руками).
Громкий в дверь раздался стук, (стучим)
Ну, а я – ни с места: (грозим пальцем)
Мне никак не вынуть рук (руки вдоль туловища, пытаемся вытянуть)
Из густого теста (обхватываем ладонью кулак).
Воспитатель. Пекари всегда перед работой моют руки. Подойдите к столу, протрите руки влажными салфетками (дети подходят к столу, на котором лежат влажные салфетки, протирают ими руки, затем - к другому столу, на котором разложены продукты для замешивания теста)
Сейчас мы с вами будем замешивать тесто для приготовления хлеба. (Воспитатель начинает работу, поясняя последовательность действий, дети наливают воду, солят её, насыпают муку, пробуют месить тесто, щупают руками). Воспитатель делит тесто на части. Из одной части формует хлеб, а другую часть делит по количеству детей.
Индивидуальная деятельность «Украшения для хлеба».
Воспитатель. Сейчас мы приготовим украшения для нашего хлебушка. Каждый ребёнок берёт кусочек теста и лепит из него украшения для хлебушка. Дети размещают украшения на сформированном хлебушке, кладу его противень и отправляют на кухню для выпечки. После завершения деятельности дети вытирают руки салфетками.
Воспитатель. Ребята! Пока хлеб печётся, мы с вами с помощью карточек – модулей составим алгоритм, как из зёрнышка получается хлеб (игра «как хлеб на стол пришёл»).
Воспитатель. Дети, вот и каравай наш готов, какой он.
Дети. Красивый, мягкий, душистый, горячий, хрустящий.
Воспитатель. Вот и убедились вы в том, что путь хлеба очень труден, что хлеб является основным продуктом питания. А как нужно обращаться с хлебом?
Дети:
- обращаться нужно бережно, не выкидывать хлеб, брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом;
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;
хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания;
- его нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно падал на пол, его поднимали и просили прощение за это;
- хлеб – главное богатство нашей страны и его надо беречь.
Воспитатель. Верно, молодцы! И в заключении послушайте притчу «золотой самородок». Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок. Обрадовался. Поднял и понёс к ювелиру, спросил:
- Сколько стоит мой самородок?
- 1000 рублей ответил ювелир. Не поверил молодец, пошёл к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5000 рублей. Третий же ювелир сказал:
- Стоит твоя находка 10000 рублей.
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
- Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле, - сказал он седобородому старику, - но не могу я установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка добрый человек стоит целого состояния. Но не гордись, ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть - отдашь самородок за кусок хлеба.
Ребята, какой вывод вы можете сделать?
Дети. Дороже всего на свете хлеб.
Воспитатель. Правильно. Мы закончили трудиться и пора всем веселиться! (в заключении водим хоровод).
Список литературы
1. Волочкова В. И., Н. В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 - 207с.
2. Иванова А. И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое пособие. - М; ТЦ Сфера, 2007. -144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
3. Кузьминский Р. В. Хлеб в нашем доме. – М. : Пищевая промышленность 1980. -112 с.