Мухина Галина
Познавательно-речевое развитие ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевое развитие ребёнка дошкольного возраста. (из опыта работы) Воспитатель :Мухина Г. Г. МБДОУ «Детский сад 1 п. Переволоцкий» Развивать речь без познавательной деятельности невозможно, т,к речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая её более целенаправленной и осознанной. Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из приоритетных направлений дошкольной педагогики и, направлен на умственное развитие ребёнка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше успешность школьного обучения. Своевременное овладение правильной,чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе,развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь –не врождённая способность,она информируется постепенно. Для реализации задач данного направления необходимо правильно организовать развивающую предметную среду. Развивающая среда является одним из важных условий реализации системы развития речи. Свою работу по данному направлению,я начала с создания зон для познавательно-речевого развития. Зоны охватывают разнообразное содержание и предусматривают разные виды детской деятельности. Главный принцип-доступность. Всё что представлено в этих зонах, находится в полном распоряжении детей. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольника является игра. В группе организованы сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская», и т. д. Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающей действительности, способствуют общению друг с другом,развивают речевой диалог. Считаю, что игры-драматизации активизируют речь. Поэтому в группе создана зона театрализованных игр, в которой размещены наборы персонажей кукольного театра, пальчиковый, конусный театр. Театрализованные игры,игры-драматизации способствуют глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизирует речь. Игры с конструктором расширяют знания о геометрических формах,пространственных отношениях. Большое внимание уделяю дидактическим играм, которые провожу в утренние и вечерние часы. Игры, типа «Зоологические уголки», «Дорожные знаки», «Природные и погодные явления», «Времена года» развивают речь,память,формируют интерес к окружающему миру. Ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы по общим признакам. Многократно участвуя в игре,ребёнок прочно осваивает знания,которыми он оперирует. Любознательность-качество, присущее всем детям. Им интересен окружающий мир, стремление всё рассмотреть,потрогать,приводит детей к многочисленным вопросам. Чтобы поддержать любознательность детей организую каждодневные наблюдения на прогулках, провожу различные экскурсии на речку, в музей, библиотеку,парк. Доступным языком отвечаю на возникшие вопросы, направляя мысли детей на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы. Например: проводя наблюдения за снегом и льдом, спрашиваю к к вы думаете, что быстрее растает снег или лёд, если их занести в комнату. Дети предлагают набрать в ёмкость снег и лёд, и провести наблюдение. Произведя этот опыт, дети делают свои выводы, оценивают качество растаявшего снега и льда. На основе опыта у детей появляются новые знания, увеличивается словарный запас. В уголке природы ведётся календарь природы,в котором ребята отмечают состояние погоды дня. Постоянно обновляются и дополняются книжные уголки, где проходит чтение и обсуждение энциклопедической и художественной литературы. Речь - не врождённая способность,она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей в группе этот процесс задерживается. Повысить уровень речевого развития дошкольников помогает учитель –логопед, который проводит коррекционно-развивающую работу по преодолению нарушений устной речи дошкольников. Работая в старшей группе детского сада, два раза в неделю, провожу логоритмические занятия с детьми. Основополагающим принципом проведения занятий является взаимосвязь речи,музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных,слуховых,речевых,и певческих навыков. Построение их в форме спектаклей, сказок, создаёт доброжелательную,эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, активизирует познавательный интерес и речь. Например (привожу часть занятия).Дети садятся на ковёр. Занятие «Путешествие язычка» -Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая на улице погода. Постучал он в одну щёчку -нет там окошка. Постучал в другую -тоже нет окошка. А тут губки раскрылись, улыбнулись, и язычок выглянул в окно. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода,можно идти гулять. Поскакал язычок по лесенке (язык «перешагивает» через зубы и прячется обратно в рот,пересчитал все дощечки у забора (язык погладит сначала верхние зубы, потом нижние, сел в поезд и поехал в лес (произнести «чучи.»).Интересно, что увидел язычок в лесу? Чистоговорка «С-С» Са –са –са -на траве лежит роса (Дети встряхивают кистями рук) Су –су – су -в лесу увидели лису (Приставляют раскрытую ладонь к глазам) Си- си- си- в пруду живут караси. (Прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево) Ся- ся – ся – мы поймали карася (Поднимают и опускают сложенные ладони) Язычок был очень вежливым и стал со всеми здороваться. Пальчиковая игра «Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! (Дети пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки,похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев) Здравствуй, небо голубое! Здравствуй,вольный ветерок! Здравствуй,маленький дубок! Мы живём в одном краю- Всех я вас приветствую! (Переплетают пальцы замочком и поднимают руки над головой) -Вежливый язычок сразу нашёл новых Коммуникативная игра «Здравствуй,друг!» (с движениями) Зашагали ножки Прямо по дорожке, Повстречали друга Маленькие ножки. Припев: Здравствуй, здравствуй, Здравствуй, милый друг! Здравствуй, здравствуй, Посмотри вокруг! Здравствуй,здравствуй, Мне ты улыбнись. Здравствуй, здравствуй, Головкой поклонись! Побежали ножки Прямо по дорожке Повстречали друга Маленькие ножки -Язычок научил своих новых товарищей новому танцу. Проводя работу в данном направлении, решаю основные задачи познавательно-речевой деятельности. 1Обогащать познавательную сферу дошкольников информацией через образовательную деятельность. 2Создать условия, способствующие поддержанию интересов,проявлению самостоятельности в познавательно-речевой деятельности. 3 Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.