Людмила Веренич
Познавательно-конструктивная деятельность «Что люди умеют делать из дерева» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование из строительного материала
Образовательные задачи:
Расширить и систематизировать представление о дереве как важнейшем материале, из которого люди создают жилище, мебель, посуду, игрушки и др. нужные предметы. Создать условия для самостоятельного конструирования из строительного материала по предложенной теме. Продолжать формировать умение детей планировать деятельность. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление. Воспитывать инициативность, активность, самостоятельность.
Публикация «Познавательно-конструктивная деятельность „Что люди умеют делать из дерева“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Материалы, оборудование. Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображением леса, деревьев и деревянных сооружений; коллекция предметов декоративно-прикладного искусства (богородская игрушка, семеновская матрешка, хохломская ложка, городецкая доска и др.). Репродукции картин И. И. Шишкина «Лесные дали», «Лесная глушь», «В роще», «Дубы», «Дубки», «Сосны, освещенные солнцем», «Вечер в сосновом бору», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» и др. Для практической работы: комплекты строительных деталей для свободного выбора детьми (желательно использовать неокрашенные детали — деревянные или с фактурой «под дерево», в т. ч. бруски и цилиндры.
Базовые понятия и способы деятельности. Понятие о дереве как уникальном материале, который широко используется в архитектуре, конструировании, декоративно-прикладном искусстве, дизайне. Владение разными способами конструирования. Умение планировать деятельность : определять цель, выбирать материал и способ (способы) конструирования, действовать в соответствии с планом, самостоятельно анализировать и оценивать результат, сопоставляя его с замыслом.
Взаимодействие с семьей. Родители помогают педагогу создать временную коллекцию деревянных предметов и/или их изображений.
Содержание НОД
1-й слайд – титульный
2-й слайд
Перед образовательной ситуацией педагог приглашает детей на виртуальную прогулку в лес (использует информационно-коммуникативные технологии) и/или показывает репродукции картин И. И. Шишкина (см. в разделе «Материалы.»).
3-й слайд
В начале образовательной ситуации педагог предлагает детям отгадать загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Слетели все рубашки.
Если дети испытывают трудности, предлагает отгадать еще одну загадку, у которой такой же ответ.
Нам и в дождь и зной
Поможет друг —
Зеленый и хороший.
Протянет друг
Десятки рук
И тысячи ладошек.
Подтверждает отгадку:
-Верно, это дерево!
4-й слайд
Демонстрирует ряд предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных из дерева (например, богородскую игрушку, семеновскую матрешку, хохломскую ложку, Городецкую доску, берестяной туесок и др.)
Спрашивает:
- Что общего между этими предметами — такими разными по форме, цвету, узору, назначению?
Помогает сделать вывод :
- Верно, все эти изделия — деревянные.
5-й слайд
Приглашает вместе подумать:
- Что еще люди (строители, мастера народного искусства, дизайнеры) умеют делать из дерева?
(Щелчок) Обобщает и дополняет ответы:
- Люди могут делать : дома, колодцы, транспорт, мосты, мебель, посуда, инструменты, игрушки, карандаши, кисти, украшения, рамы для картин и фотографий скворечники, кормушки и т. д. Видите, ребята, сколько нужных и полезных предметов, человек делает из дерева, поэтому деревья нужно беречь. Недаром говорят, что лес - наше богатство.
6-й слайд
- Испортилась погода в лесу!
Физкультминутка
Вдруг закрыли небо тучи, - поднимаются на носочки, поднимают вверх
перекрещенные руки
Начал капать дождь колючий. – прыгают на носочках, держат руки на поясе
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть. – приседают, держат руки на поясе
Грязь и лужи на дороге, - идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.
(Н. Нищева)
7-й слайд – образцы построек
Затем педагог предлагает детям самим сконструировать из строительного материала то, что люди обычно сооружают из дерева. Дети обдумывают замыслы. Педагог советует выбрать деревянные детали, чтобы постройки напоминали самые настоящие дома, мебель, мосты, корабли.
Напоминает о том, как лучше организовать работу:
1) придумать свою тему (найти замысел);
2) закрыть глаза и представить свою постройку (сделать макет, набросок);
3) выбрать подходящие детали и место для постройки;
4) создать постройку по своему замыслу;
5) проверить качество сооружения — соответствие теме, красоту, устойчивость, оригинальность и др. особенности.
Дети выбирают детали и начинают конструировать на полу или на столах. По желанию они могут объединиться в пары или небольшие группы и создать коллективные композиции.
В этом случае педагог наблюдает за тем, как дети обсуждают общий замысел, распределяют объем работы, общаются и взаимодействуют. Оказывает индивидуальную поддержку.
Индивидуализация содержания обеспечивается свободой выбора замыслов, материалов, способов конструирования и обыгрывания построек.
Осмысление результата. Дети рассматривают постройки друг друга, расширяя тем самым свой художественный опыт. Педагог вовлекает в размышления и беседы о значении дерева в жизни человека, разнообразии деревянных сооружений и способов их создания.