Любовь Ивановна Шампарова
Познавательно-исследовательское развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подснежник-маленький, нежный и очень красивый цветок, совсем как маленький ребенок, который ждет от нас ласки, любви и нежной заботы.
Познавательно-речевое развитие детей реализую через воспитание экологической культуры. Занятия проходят в группе и на воздухе. Сезонно провожу экскурсии по экологической тропе на территории детского сада. Дети с удовольствием путешествуют по тропе, она включает следующие видовые точки, как аллея из старых деревьев, поляна нетронутого леса (старые пни, муравейники, площадку для отдыха и труда, зеленую аптеку, цветочную аллею и др. В группе работу начала с организации развивающей среды. Создала мини-лабораторию, где дети не только экспериментируют, но и знакомятся с картой КБР и ее достопримечательностями в краеведческом уголке. Ребята играют, смотрят иллюстрации, фотоальбомы, слушают аудиокассеты. В экологическом уголке мудрая сова рассказывает о растениях, животных, птицах и рыбах. Вместе с детьми сделала красную книгу нашего края. Дети моей группы любят исследовать, экспериментировать и открывать для себя что-то новое. Для них воспитатель-это мудрец, которому они идут с любым вопросом и воспитатель должен дать ответ: почему медведи белые, почему люди не летают, где у комара ухо, как образуется снег и многие другие. Сколько вопросов сразу! Где взять ответ? Если надо откроешь даже энциклопедию или найдешь информацию в интернете. Сколько лет работаю, столько и удивляюсь тому, что воспитатель детского сада порой должен знать не меньше чем, преподаватель в школе или университете. На мой взгляд, очень интересная профессия - быть воспитателем: тебя любят дети и ждут от тебя чего-то нового, а ты живешь их жизнью и вместе с ними радуешься их успехам. Мне нравится не только отвечать на вопросы, но и задавать свои, порой сложные и каверзные. Я хочу развить в своих детях умение наблюдать, анализировать и думать.
Публикация «Познавательно-исследовательское развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети, затаив, дыхание могут долго слушать рассказы об ученых, их исследованиях, опытах в лабораториях. Стараюсь найти интересные факты из жизни людей. Например, рассказывая им о том, как академик И. Павлов ставил опыты на собаках по изучению условных рефлексов: при каждом кормлении животного включали лампочку, у собаки вырабатывался условный рефлекс - у нее в желудке начинал выделяться желудочный сок. Мы с детьми придумали пример условного рефлекса у детей, когда ребенок слышит мелодию «Спокойной ночи, малыши», он начинает зевать, глазки закрываются, ему хочется спать. В этом году с детьми проводили настоящую научную работу. Используя естественное любопытство детей, я предлагала им множество занятий с целью познания окружающего мира. Было любопытно наблюдать за реакцией детей. Они получали огромное удовольствие от совершения открытий, а также от активного участия в процессе обучения. Оказалось, что такие привычные явления, как ветер, дождь, воздух, время имеют строго научные объяснения.
Многие наши опыты сопровождались очень интересными и неожиданными реакциями и результатами. Иногда дети предлагали свои варианты опытов, и это расширяло поле нашей деятельности и разнообразило эксперименты. На занятии «Пигменты отпечатки растений» дети в процессе опыта увидели яркий оттиск, который получился от фиолетового ириса, значит в нем насыщенный пигмент. Самый интересный оттиск от листа свеклы: черешок и прожилки получились свекольного цвета, а сам листочек зеленого.
Дети узнали, что в продуктах питания и растениях содержаться пигменты. В древние времена их применяли в качестве красителей чернил, красок. Первобытные люди раскрашивали себя, свою одежду, рисовали на стенах пещер натуральными красками.
Растительные краски могут быть очень стойкими. Например: сложно отмыть руки от пыльцы лилии или сока чистотела. На занятии цветные кубики изо льда дети узнали, что при низкой температуре молекулы воды перемещаются очень медленно и постепенно соединяются, образуя лед. При нагревании молекулы движутся быстрее, и лед превращается в воду. Вынесенные на солнце окрашенные кубики льда постепенно растаяли и оставили цветные лужицы на листе бумаги. Дети очень любят игры со льдом. Зимой они часто приносят льдинки с прогулки и наблюдают их таяние.
Наша с детьми научная работа обогатила не только их, но и меня. Я получила огромное удовольствие от того, что помогало детям познавать мир. Кто как не мы взрослые, должны быть источником знаний для наших детей.
Как сделать так, чтобы взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности. Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.