Александра Смирнова
Познавательно-исследовательское занятие Исследовательская лаборатория «Секреты песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с песком, с его происхождением, составом, свойствами через опытно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
формировать конкретные представления о свойствах песка
совершенствовать навыки проведения опытов, умение работать сообща;
учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы
учить формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения;
Публикация «Познавательно-исследовательское занятие Исследовательская лаборатория „Секреты песка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
развивать мышление, речь, любознательность, творческое воображение, сенсорно-перцептивную сферу;
способствовать созданию положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности;
воспитывать культуру познания, чувство уверенности в себе.
Планируемый результат:
У детей сформированы:
- представление о происхождение песка
- представления о свойствах песка
-познавательная активность;
- навыки и умения исследовательской деятельности;;
- интерес к совместной деятельности;
-навыки коллективного взаимодействия в процессе трудовой деятельности.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами попали в удивительно интересное место, которое называется исследовательская лаборатория «Секреты песка».
Ребята, а кто знает, что такое исследовательская лаборатория?
Ответы детей.
Да, исследовательская лаборатория — это то место, где кто-либо, что-либо исследует, изучает.
А как вы думаете, что мы в лаборатории «Секреты песка» будем делать?
Ответы детей.
Молодцы, догадались правильно! Мы будем исследовать песок и узнавать его секреты! Мы будем настоящими исследователями!
А наблюдать за нашей работой будут самые настоящие научные эксперты. Давайте с ними поздароваемся!
Дети здороваются.
Прежде, чем приступить к нашей работе, нам нужно выучить правила поведения с песком в лаборатории.
Это очень познавательно!
Слушайте внимательно!
1. Что бы опыт был наш в прок,
В рот мы не берем песок!
2. Рассыпать песок не нужно!
Опыты проводим дружно!
3. Будем очень аккуратны,
Как настоящие лаборанты!
4. Перед началом нужно потрудиться
В униформу облачиться!
5. Старшим лаборантом буду я,
А вы, мои помощники, друзья!
Все оделись, молодцы! Проверим все ли вы запомнили. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать мне дружно ДА! Хорошо?
Правила теперь мы знаем?
Все указания четко выполняем?
Будем наблюдательны?
Аккуратны и внимательны?
Молодцы!
Ребята, как вы думаете, как мы можем узнать из чего состоит песок?
Ответы детей.
А еще можно рассмотреть песок через лупу и увидеть из чего он состоит. Расскроем этот секрет?
Подходите к столу номер один.
Возьмите в левую руку лупу, а в правую ложечку и рассмотрите песок.
Дети рассматривают песок.
Из чего состоит песок?
Ответы детей.
Как выглядят песчинки?
Ответы детей
А похожи песчинки одна на другую?
Ответы детей.
Чем похожи? Чем отличаются?
Ответы детей.
Вывод: Песок состоит из песчинок разных по размеру, цвету и форме.
Ребята, теперь мы с вами знаем, что песок состоит из песчинок. А как вы думаете, откуда берутся эти песчинки, откуда на земле появляется песок?
(Рассуждения детей и воспитателя)
В нашей лаборатории мы с вами можем узнать откуда же на самом деле появился песок. Уважаемые исследователи, пройдемте к столу номер два.
Скажите мне, что это?
Правильно! Это скала. Она нам и расскажет, откуда появился песок. Слушайте внимательно!
(Рассказ детям откуда на планете Земля появился песок. Наглядная демонстрация)
Ну, что уважаемые исследователи запомнили, откуда появился песок? Ответить вам поможет подсказка.
Дети пересказывают рассказ скалы используя мнемо таблицу.
Ребята, как настоящие исследователи мы должны проверить, правда ли, что песок происходит от разрушения каменных пород. Прошу вас к столу номер три.
На столе для каждого из вас лежат по два камешка и по одному белому листу. Я вам предлагаю провести это исследование вместе с нашими научными экспертами. Для них тоже преготовлены экземпляры.
Саша, раздай, пожалуйста по два камешка каждому эксперту, а Лена по одному листу.
И так, внимание, уважаемые исследователи и эксперты. Возьмите камешки в две руки и постучите их друг об друга над листком, как я.
Что у вас получилось?
Правильно, получились песчинки!
А у экспертов получились?
Арсений, Адина, пройдите, посмотрите у наших экспертов получились песчинки?
Ну, что ж исследователи давайте сделаем вывод- песок- это маленькие песчинки, а появляются они от разрушения каменных пород.
Уважаемые исследователи, нам осталось с вами разгадать последние секреты песка. Но перед этим, я предлагаю вам отдохнуть. Подходите ко мне.
«Словно дружные песчинки
Мы потянем наши спинки.
Наклонились вправо, влево.
Ручками помашем смело!
Ножки тоже разомнем
Приседаем и встаем.
Вдруг, подует ветерок!
И закружится песок!»
Молодцы, отдохнули!
Уважаемые исследователи, подходите к столу номер четыре. Садитесь на стульчики.
И так, перед вами на столе миска с песком, тарелка, воронка, ложка и лейка с водой.
Возьмите, пожалуйста воронку в левую руку, а ложку в правую. Зачерпните песок на ложку и попробуйте его просыпать через воронку в тарелку.
Дети выполняют.
Что происходит?
Как вы думаете почему песок сыпется?
Ответы детей.
Значит мы какой вывод можем сделать? Песок сыпучий.
А теперь давайте возьмем лейку и аккуратно, что бы не пролить польем на оставшийся песок в миске.
Молодцы. Теперь ложечкой перемешаем. Отлично.
Скажите, что произошло с песком?
Правильно, он стал мокрый.
А почему он стал мокрый?
Мы его полили водой.
А где же вода? Куда она делась?
Умнички, конечно правильно, песок воду впитал в себя.
Давайте попробуем просыпать его через воронку.
Сыпется?
Почему нет (не очень. ?
Конечно, он стал мокрый, вязкий, липкий.
Значит какой вывод мы можем сделать: песок впитал в себя воду, от воды песчинки склеелись и песок стал липким и вязким и совсем не сыпучим.
Ну, что ж дорогие мои исследователи, мы с вами сегодня узнали много интересных секретов песка. Давайте вспомним, что мы узнали исследуя песок.
Подходите к мольберту.
И так, мы узнали, что. (воспитатель показывает лэпбук)
1. Песок состоит из?. (песчинок)
2. Песчинки — это. (частички разрушенных каменных пород)
3. Сухой песок сыпучий, а мокрый.
4. Песок впитывает воду.
Ребята, а как вы думаете, детям, которые остались в группе интересно было бы узнать чем мы с вами занимались сегодня? Ребята, у меня к вам предложение, давайте придумаем с вами вместе загадку про песок для того, что бы вы смогли ее загадать детям когда вернетесь в группу.
Воспитатель совместно с детьми придумывает загадку по технологии ТРИЗ.
Ребята, вот и закончились наши исследования. Вам понравилось? А что больше всего вам запомнилось? А что больше всего понравилось в нашей исследовательской работе? Ребята, давайте спросим наших научных экспертов, а им понравилась наша работа?
Давайте поблагодарим экспертов за то, что пришли на нас посмотреть и попрощаемся с ними.
Ребята, спасибо вам, возвращайтесь в группу и не забудьте загадать ребятам загадку.
До свидания!