Ольга Полякова
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Секреты царицы Водицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
• Формирование наблюдательности и любознательности в области «Познание».
• Развитие способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
• Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
• Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе „Секреты царицы Водицы“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение художественной литературы (М. Скребцова «Приключения маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что случилось с рекой» и др., рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукций картин, карты мира, беседы. Рассматривание схемы «Круговорот воды в природе». Чтение экологических сказок, наблюдение в природе за дождем, туманом, сосульками, снегом, инеем. Рисование воды в различных состояниях.
Методы и приемы:
Словесные: дидактические игры, беседы, анализ вопросов, загадки, стихи.
Практические: опыты, пальчиковые, дыхательные гимнастики, упражнения для глаз, физминутки.
Игровые: дидактические игры, игры малой подвижности.
Ход деятельности:
Ц: (в группу входит водица). Здравствуйте, ребята, я – Царица водица. Вы много обо мне знаете. Я этому рада и хочу вас принять в клуб» Исследователь» .Ребята, а какие правила нужно знать при работе с водой (Не толкать друг друга, если пролилась, необходимо вытереть).Давайте подойдем к столу. В народе говорят: «Чистота – залог здоровья», прежде чем пройти в лабораторию, давайте вымоем руки.
Опыт «Холодная и теплая вода».
Воспитатель предлагает намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло; после мытья вода становится непрозрачной, грязной. В горячей воде мыло мылится лучше.
Ц: Ребята, приглашаю вас в лабораторию. Чтобы узнать, за каким столом вы будете работать – сравните картинку на бейджике с картинкой на столе и займите свои рабочие места. Сегодня вы будете юными исследователями. Вы знаете, что у воды много свойств. А какие свойства воды вы знаете? (прозрачная, не имеет формы, без запаха).
Опыт «С яйцом» - если опустить сырое яйцо в несоленую воду – утонет. Если в соленую – яйцо поднимется. Так как изменится плотность воды. (опыт проводит сначала взрослый, затем ребенок).
Восп: Ребята, а вы хотите узнать, как растения и деревья «пьют» воду? Вы знаете, что вода может растворять разные вещества. (выходит ребенок и растворяет в воде пищевой краситель, затем опускает в цветную воду листья салата или белокачанной капусты). Через некоторое время листы впитают цветную воду и окрасятся.
Вывод: вода поднимается по частям растений.
Восп: А сейчас я предлагаю вам немного размяться.
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте,
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе,
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши,
Вот как славно освежились (встряхиваем руки,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).
Одной, другой – это кроль (круги поочередно руками вперед).
Все как один мы плаваем, как дельфин (прыгаем на месте)
Ц: Внимание, внимание, вот вам новое задание. Подумайте, как можно достать деревянный предмет, не замочив рук водой? (предположения детей). Давайте проверим. (дети кладут камушки в воду до тех пор, пока вода не поднимется до краев).У каждой команды разные по размеру камушки для сравнения результатов. Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.
А теперь попробуйте отгадать мои загадки
1. С неба падают зимой,
И кружатся над землей,
Легкие пушинки,
Белые…
2. У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет
И гвоздь упадет.
3 Вьется, взвивается, вверх устремляется.
Восп: Уважаемая водица, наши дети не только умеют загадки отгадывать, но и загадывать их умеют.
Ц: Хорошо, а пусть они загадки гостям загадают.
1 реб: Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь (снег).
2 реб:Не снег и не лед, а серебром деревья уберет (иней).
3 реб: В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка (ручеек).
4 реб: Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем, не найдем (роса).
Восп: Коль уж мы сегодня с водой, то давайте вспомним, какие игры о воде вы знаете? («Солнышко и дождик», «Море волнуется», «Ручеек»).
Ц: Вижу, много игр знаете. Я тоже знаю одну. Подойдите ко мне.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю колдовать.
Ну – ка, капля, повернись,
Быстро в мышку превратись. (рисует мышку). А теперь предлагаю вам стать волшебниками. Но прежде чем превратить капельки, давайте разомнем ваши пальчики.
В море буря! (имитируем игру на рояле)
В море шторм! (резкие встряхивания)
Кто живет на дне морском? (пожимаем плечами)
Вот ползет огромный краб (две руки синхронно двигают пальцами)
Он коньку морскому рад (средний и указательный палец вместе, остальные в кулачке)
Мимо рыбка проплывала (обе ладони вместе, волнообразные движения снизу вверх)
И медузу увидала (пальцы шевелятся в замке)
Море их родимый дом (делаем крышу)
Хорошо живется в нем (хлопки с поочередным поднятием большого пальца).
Восп: Что у вас получилось, дети? (рассказывают, кого они нарисовали)
Ц: А теперь следующее задание. Подумайте и скажите, как можно перелить воду из одной емкости в другую, не поднимая эту емкость? (с помощью пипетки или трубочки).А давайте проверим, чем удобнее перелить воду. Возьмите трубочку или пипетку. Сравним, какой предмет за минуту перельет больше воды. (переливают)
Вывод: воды перелилось больше с помощью…
Восп: Ребята, подумайте и ответьте, о чем этот стишок.
Мы нисколько не скучаем, и сегодня для игры,
Вместе с вами надуваем разноцветные шары.
Если дунуть посильней, будет много пузырей.
Один, два, три, четыре, пять, ни за что их не поймать.
Давайте пройдем на коврик и попускаем пузыри.
Ц: Вам понравилось? Предлагаю еще поиграть.
Глазки вправо, глазки влево, и по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем и немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа и в «межбровье» посмотри,
Круг, квадрат и треугольник, по три раза повтори.
Глазки закрываем, медленно вдыхаем.
А на выдохе опять глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились, на места отправились.
Мы снова с вами в лаборатории. У меня здесь какие – то буквы написаны, только плохо видно. А какие предметы можно использовать, чтобы увидеть маленький предмет7 (очки, лупа, микроскоп).Но у нас нет лупы и микроскопа, а глаза в очках хорошо видят вдаль, а не близко. Но мы можем использовать воду, как лупу. Возьмите стеклышко, капните на нее воды пипеткой и поднесите к буквам. Что вы смогли прочитать? (дети отвечают)
Вывод: воду можно использовать в качестве лупы.
Восп: Молодцы, ребята, вы многое знаете и умеете. А теперь давайте расскажем Царице водице в каких сказках есть вода. (дети рассматривают иллюстрации к сказками в каком качестве там представлена вода).
Ребята, вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Какие секреты водицы вы узнали? Чем вы поделитесь со своими родными, друзьями? Что мы скажем Царице водице?
1 реб: Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
2 реб: Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
3 реб: Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели?
Ц + В: Чтобы не было беды,
Все дети: Жить нельзя нам без воды!
Ц: За все я вас благодарю и подарки вам дарю.