Екатерина Ныркова
Познавательно-исследовательский проект «Зимующие птицы — наши друзья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации: краткосрочный, с 9 января по 31 января 2023 года
Актуальность проект:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Зимующие птицы — наши друзья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
В ходе подготовки к образовательно-воспитательному процессу выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах. Дети путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей не развито чувство эмпатии, заботы. Поэтому мы решили реализовать проект «Зимующие птицы-наши друзья».
Этот проект позволит расширить и углубить знания детей о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы
Проблема:
- Недостаточное представление детей о зимующих птицах.
- Отсутствие умения у детей наблюдать в природе.
- У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Гипотеза: Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, заботиться и охранять их, то:
• возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
• станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу;
• тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.
Цель проекта: Углубить знания о многообразии птиц, населяющих наш родной край, их образе жизни, и поведении, научиться различать их между собой, сформировать бережное отношение к живой природе.
Задачи проекта:
- формирование у детей экологических знаний о зимующих птицах, о необходимости помогать им в зимний период;
- расширять кругозор детей о зимующих птицах, учить видеть особенности их внешнего вида, узнавать их среди других птиц;
- развивать патриотические чувства детей через знакомство с птицами родного края;
- воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.
Условиями реализации проекта являются: систематизация материала по теме проекта, изучение методической литературы, подбор произведений детской литературы по программе, обновление развивающей среды в группе. В создании развивающей среды принимают участие не только педагоги, но и дети и их родители, что позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.
Форма реализации: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, интегрированные занятия, самостоятельная деятельность детей, выставка детского творчества, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, проведение акции, викторины, консультации для родителей.
Предполагаемый результат:
У детей:
- сформируется представление о зимующих птицах своего края, их внешнем виде, важностью заботы о их питании со стороны человека;
- проявится интерес к изготовлению кормушек для птиц и регулярному пополнению их кормом.
• - сформируются навыки правильного поведения в природе и чувство гуманного отношения к ней.
У родителей:
• Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края
• Повысится уровень экологической культуры личности
Продукт проектной деятельности:
• Выставка рисунков
• Экологическая акция «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать»
• Викторина «Зимующие птицы родного края»
• Презентация «Поможем птицам перезимовать!»
Организация деятельности над проектом:
Деятельность воспитателя:
- подготовка методических и дидактических материалов
- подбор видео и аудио материалов
- проведение интегрированных занятий, бесед
- чтение художественной литературы
- подготовка презентации по теме проекта
- подготовка консультаций для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Покормите птиц зимой».
Деятельность детей:
- самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок.
- заучивание стихов
- участие в развлекательных мероприятиях
Деятельность родителей:
- наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т. д.)
- изготовить совместно с ребенком кормушку
- выучить стихотворение о зимующих птицах
- подобрать загадки о зимующих птицах
- пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.
Этапы реализации.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатель: Определение темы проекта, постановка целей и задач; составление плана основного этапа, подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей: подбор детской художественной литературы для чтения детям; подбор сюжетных картинок и иллюстраций; подбор бесед; подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов. Подготовка презентаций по теме проекта.
Сотрудничество с родителями:
• Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску).
• Организация выставки книг с привлечением родителей «Зимующие птицы-наши друзья»
• Разработка памяток для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Покормите птиц зимой».
2 этап. Познавательно-творческий.
Презентация «Поможем птицам перезимовать!»
Беседы:
«Беседа о птицах». Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие)
Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.
Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Разгадывание ребусов про зимующих птиц.
Заучивание скороговорок, пословиц, загадок о зимующих птицах.
Знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет.
Подвижные игры: «Снегири», «Совы», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль»
Дидактические игры: «Один - много»; «Назови ласково»; «Счёт птиц»; «Кто, где живет»; «Угадай птицу по описанию»; «Кто больше подберет действий (признаков?», «Покормите птиц», «Собери птицу», «Что за птица?», «Угадай, какая птица поет?»
Художественная литература:
Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Звягина «Воробей»
Экологическое воспитание:
• Наблюдение за зимующими птицами на участке.
• Наблюдение за поведением птиц у кормушки.
• Наблюдение за воробьями.
• Наблюдение за синицами – зимними соловьями.
• Наблюдение за снегирями.
• Наблюдение за сорокой.
• Наблюдение за следами на снегу.
Художественное творчество:
Рисование «Синички»
Лепка «Снегири на ветке рябины»
Трудовое воспитание.
• Труд в природе – чистка кормушек.
• Труд в природе – покормить птиц.
3 этап заключительный:
• Выставка рисунков
• Экологическая акция «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать»
• Викторина «Зимующие птицы родного края»
• Презентация «Поможем птицам перезимовать!»
Обсуждение итогов и анализ работы
В итоге дети узнали:
- какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
- как различить птиц по окраске;
- какие корма предпочитают птицы:
Снегирь (семена деревьев, ягоды рябины, калины)
Дятел (жуки, желуди, муравьи, семена деревьев)
Воробей (хлебные крошки, пшено, ягоды)
Сорока (зерно, насекомые)
Синица (сала, пшено, зерно)
Клест (насекомые, ягоды, семена шишек).
- дети стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе;
- сами напоминают, что надо взять корм и разложить в кормушки;
- дети чувствуют ответственность за птиц, прилетающих на участок;
- повысился уровень экологических знаний у детей;
- совместная деятельность родителей и детей еще более сплотила их.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей.
Создан стенд для родителей «Птичий двор». Изготовлена папка-передвижка «Поможем зимующим птицам»
Выставка литературы с советами и рекомендациями «Как сделать кормушку».
Организован конкурс кормушек.
Список Литературы:
1. Дидактическая копилка воспитателя детского сада/ П. П. Дзюба. -Изд. 2-е- Ростов н/Д. : Феникс, 2009.-252, [1] с. : - ил. – (Сердце отдаю детям)
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. 2008 г.
5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Эксперементировангие. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.-128с.
6. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
7. Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?» М. ,2003г.
8. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
9. Экологические занятия с детьми: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-159с.
10. Юшков А. Н. Загадки природы. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками. – СПб. : Речь; образовательные проекты; М. : Сфера, 2009.- 176с.