Валентина Соя
Познавательно-исследовательский проект «Волшебница вода» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект в средней группе
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (с 18.03.2024 по 29.03.2024)
Участники проекта: дети (средняя группа, воспитатели, родители.
Актуальность темы: Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети на прогулке часто задают вопросы такие как: «Почему идет дождь? Как вода превращается в снег, лед? Кто живет в воде?» и т. п. Поэтому мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах воды, расширить имеющие знания о воде, её обитателях, о бережном отношении к природным ресурсам Родины.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волшебница вода“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Цель проекта: расширение представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.
Задачи проекта:
- Дать детям представления о некоторых видах природных водоёмов и их обитателях.
- Познакомить детей со свойствами воды (запах, вкус, цвет).
- Познакомить детей с состоянием воды (пар, лёд, снег, жидкая форма).
- Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Продолжать воспитывать интерес у детей к живой природе.
- Воспитывать экологическую культуру у детей и взрослых.
Планируемые результаты:
1. Дети узнают о роли воды в жизни человека и живых организмов, ее свойствах.
2. Дети узнают, что такое – круговорот воды в природе;
3. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем).
4. У детей сформируются знания о бережном отношении к воде и водоемам.
Структура проекта:
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
- Определение направленности проекта, целей и задач;
- Подбор игр: подвижных, дидактических, речевых.
- Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
- Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
- Разработка комплекса мероприятий для детей.
2. Основной этап:
Беседы с детьми:
«Вода вокруг нас», «Путешествие капельки»,
«Вода нужна всем», «Это волшебница вода», «Что мы знаем о воде», «Многообразие воды в природе», «Вода-источник жизни», «Кто живет в воде?», «Какую воду можно пить?», «Почему воду нужно беречь?»,
«Загрязнение воды и как этого избежать»,
Рассматривание энциклопедий, книг, картинок о воде.
Чтение художественной литературы:
«История одной Капли», «Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле»,
«Королева – вода» (экологическая сказка) Н. А. Рыжова,
«Весенние воды» Ф. И. Тютчев, «Дождик» З. Н. Александрова.
Загадки, пословицы и поговорки о воде.
Составление описательного рассказа «Обитатели разных водоёмов».
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна вода?»
Дидактические игры: «Знаем! знаем!», «Плавает, не плавает», «Зверь, рыба, птица, небылица», «Разрезные картинки».
Подвижные игры: «Ручеёк», «Солнышко и дождик», «Капельки разбежались», «Море волнуется», «Водяной», «Кто быстрее вытащит рыбку».
Сюжетно –ролевые игры: «Отважные мореплаватели», «Отдых на море».
Познавательная деятельность:
Просмотр презентация для детей «Волшебница вода»
Опытно – экспериментальная деятельность:
«Вода – это жидкость», «Вода прозрачная», «Вода меняет цвет», «Вода – растворитель», «Мыльные пузыри», «Плавает – тонет», «Вода нужна всем», «Когда льётся, когда капает?», «Как вытолкнуть воду?», «Тающий лёд», «Пар — это тоже вода», «Можно ли пить талую воду», «Вода, масло и краски», «Как распускаются цветы», «Эксперимент со спичками», «Плавающая скрепка», «Радужная вода», «Вулкан в стакане».
«Художественно – эстетическое развитие»:
Рисование «Рыбки в аквариуме», «Море»
Аппликация «Дельфины», «Тучка и дождь».
Лепка «Морские обитатели».
Пластилинография «На дне морском».
Конструирование из бумаги «Осьминожки».
Работа с родителями:
Консультация «Как организовать опыты с водой дома, «Вода важна для организма».
3. Заключительный этап
Продукт проекта:
1. Картотека опытов «Вода».
2. Презентация «Волшебница вода».
3. Оформлены выставки творческих работ детей по теме.
4. Оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»
Результативность проекта:
Проект достиг своего положительного результата:
- Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле - без воды нет жизни, всё живое гибнет.
- Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.
- Узнали, что вода не имеет: формы, цвета, запаха, вкуса, но при определённых условиях это можно изменить.
- Воду можно заморозить, разморозить, окрасить, придать вкус.
- У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, научились устанавливать причинно-следственные связи).
- У детей сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам.
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, насколько значима вода в природе.
Литература:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Волгоград: Учитель, 2011.
3. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.