Ольга Юркина
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Лучок — золотой бочок!»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Лучок-золотой бочок!»
Составители проекта : воспитатели Юркина Ольга Николаевна, Рочева Людмила Васильевна.
Тема проекта : «Лучок-золотой бочок».
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (3 недели)
Объект исследования: репчатый лук.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе „Лучок — золотой бочок!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : воспитатель, дети группы, родители.
Цель проекта : вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами исследования.
Задачи проекта :
-Воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам,
-Закрепление представлений о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями верхушку;
-Формирование представлений об основных потребностях лука, условиях необходимых для его роста (вода, земля, свет, тепло);
-Выработка навыков посадки лука в землю и в стакан с водой;
-Выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
-Способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;
Предполагаемый результат:
-У детей повышается уровень экологической культуры;
-Развивается исследовательская, практическая деятельность в ходе проведения проекта;
-Развивается познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения, в частности к луку;
-Укрепляется сотрудничество родителей с детским садом;
План реализации проекта.
1 этап подготовительный:
Работа с родителями.
-Беседа с родителями о необходимости участия в проекте, познакомить
их с целями и задачами проекта.
-Помощь в приобретении контейнеров, земли, посадочного материала;
-Помощь в подборе наглядного материала;
Работа с детьми.
-Подбор художественной литературы, стихов, загадок, пословиц и
поговорок про лук;
-Подготовка материалов и оборудования;
-Подбор дидактических игр экологической направленности;
-Беседы с детьми «Какие растения можно вырастить на окне?».
«Сажают ли родители растения на окне?» и т. д.
-Выбор объектов исследования;
-Подготовка «дневника наблюдений»;
2 этап основной (познавательно – исследовательский) :
1. Высадка лука в грунт.
2. Высадка лука в воду.
3. Уход за растениями (опыты с луком)
4. Сбор урожая
5. Серия нод про лук:
-познавательное развитие «Посадка лука»
-художественно-эстетическое развитие: пластилинография «Лучок-золотой бочок!»
-раскрашивание «Лук от семи недуг»
-ФЦКМ
-художественно-эстетическое развитие: рисование «Наш лучок»
6. Дегустация сырого зеленого лука, салата с зеленым луком.
7. Подведение итогов – выставка пророщенного лука.
Практический труд
1. Высадка лука в грунт.
2. Высадка лука в воду.
3. Полив растения, уход. Ежедневно.
Консультация для родителей
1. Польза лука для детей.
2. Лук в детском питании.
Дидактические игры
1.«Волшебный мешочек»,
2.«Попробуй и отгадай»,
3.«Овощное домино»,
4.«В саду, в огороде». ежедневно
Сюжетно – ролевые игры
1.«Семья»
2.«Детский сад»
3.«Овощной магазин»
Художественная деятельность
1. Загадки об овощах и фруктах.
2. Стихотворения об овощах.
3. Чудесные сказки о луке. систематическая работа в течение проекта
3 этап. Завершающий этап
(презентация продуктов проекта и рефлексия - размышление над новым знанием или опытом)
Итоговое мероприятие: комплексное занятия во второй младшей группе «Зелёный лук - всем ребятам друг»»
Анализ проделанной работы:
Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу, что дети осознают, насколько ценен лук. По итогам работы было отмечено:
1. У детей развился интерес к объектам природы ближайшего окружения, в частности к луку;
2. Дети приобрели опыт исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лучок-золотой бочок!»
3. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
4. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принёс детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений;
5. Благодаря проведённой работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
Физминутка.
А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.
Илья у нас будет луком? (На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы)
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши. Молодцы, ребята.
Конспект НОД во второй младшей группе «Посадка лука»
Воспитатель: Юркина Ольга Николаевна
Форма проведения: экспериментирование, опыт
Цель: формировать практические знания о посадке лука в землю и в воду. Сообщить, что из луковиц можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный.
Задачи:
1. Воспитательные:
Воспитывать понимание ценности здоровья у детей, желание не болеть, воспитывать трудолюбие.
2. Развивающие:
Развивать речь, мышление, самостоятельность, активизировать словарь детей, познакомить с новыми словами : головка лука, корни, стрелки, шелуха.
3. Обучающие:
Познакомить детей со свойствами лука: круглый, горький, заставляет плакать, Учить сажать луковицы в землю. Дать понятие, что для роста лука нужна вода, солнечный свет.
Планируемый результат: научить детей сажать луковицы в землю, закрепить знания о весенних признаках, закрепить умение классифицировать овощи и фрукты.
Материалы: муляжи овощей, 4 корзинки, картинка с приметами, солнышко, баночки с землей, лук на посадку, зеленый лук, лейка (у воспитателя, влажные салфетки.
Ход деятельности
Воспитатель: -Какой хороший день, а каждый день мы начинаем с чего?
- С зарядки!
Воспитатель:
Доброе утро глазки, вы проснулись? хлопаем глазками
Доброе утро ушки, вы проснулись? потираем ушки
Доброе утро ножки, вы проснулись? топаем ногами
Доброе утро ручки, вы проснулись? сжимаем-разжимаем руки
Воспитатель: - А вы рады, что пришли в детский сад?
-Да!
Воспитатель: - Давайте покажем, как мы рады, обнимем своего соседа, улыбнемся ему и скажем друг другу «Доброе утро».
Воспитатель: -Ой, кто-то к нам стучится? Кто это?
Бабушка: – Здравствуйте, ребята, меня зовут бабушка Агафья.
К вам пришла сегодня я, Помогите мне, друзья.
Огород сажать спешила, Только все я позабыла.
Когда же мне огород сажать? Знаю весной, а сейчас весна? А как вы узнали?
Воспитатель - Давайте бабушке расскажем про время года весна и покажем. У нас в группе много картин про весну. Расскажем бабушке, что бывает весной (дети по очереди рассказывают)
Молодцы. Мы нашли все весенние приметы. По ним мы можем узнать, что наступила весна.
Бабушка: – Какие вы молодцы! Вы мне подсказали, что пора мне готовить свой огород и сажать овощи и фрукты. А у меня есть целая корзинка с овощами, которые я вырастила на грядке. Все овощи в корзинке перемешались, а я бабушка старенькая, плохо вижу уже. Помогите мне, надо разложить овощи по разным корзинкам.
Воспитатель: - Поможем ребята, бабушке? Ребята, надо положить овощи только те, что нарисованы на корзинке. Дима и Вика, соберите овощи в эту корзинку. (задаются вопросы) Как называется ваш овощ? Какого он цвета? Какая у него форма? Что можно приготовить из вашего овоща? (разбирают, вызывать по 2 ребенка)
Воспитатель: - Ой, а здесь еще какой-то зеленый пучок, что это ребята? Бабушка, помоги нам с ребятами, в корзинке с овощами лежит разный лук. Есть головка лука, а есть зеленые стрелочки, это тоже лук?
Бабушка: - Я вам расскажу, у себя в огороде я тоже зеленый лук выращиваю. В нем много витаминов, он очень полезен. Например, салат с зеленым луком защитит вас от простуды.
Давайте лук рассмотрим. Это ГОЛОВКА ЛУКА. Если головку лука посадить в землю, то у нее снизу вырастут КОРНИ, а сверху появятся зеленые листочки – это и есть ЛУКОВЫЕ СТРЕЛКИ. Вот у меня лук, у которого стрелки уже выросли.
Пойдемте, я вам покажу.
(интерактивная доска с показом небольшой презентации про то, как растет лук)
Воспитатель: - У меня есть большая луковица, давайте мы вместе наклеим ей луковые стрелки.
(коллективная работа (лист А3, с приклеенной луковицей. Дети наклеивают стрелки лука, каждый по 1 штуке)
Бабушка: – Я принесла с собой мешочек, а в нем головки лука. Ой, рассыпались, держите их скорее! Укатились наши луковицы! (дети собирают, количество луковиц - на каждого ребенка по одной + 1 воспитателю, возвращаются на свои места)
Воспитатель - У вас у всех есть луковица? И у меня есть луковица. Сколько луковиц у Димы? У Арины? У Алисы? А у меня? Давайте мы вместе протянем наш лук в серединку. А теперь скажите у нас вместе сколько лука? (Много) Ребята, рассмотрите внимательно наши луковицы. Они покатились как мячи. Значит какой формы луковица? (Округлой) Какие они на ощупь - гладкие или колючие, (Гладкие) Луковица покрыта ШЕЛУХОЙ. (Показываю) Это у луковки верхушка, с другой стороны донце. Посмотрите, что у луковицы внизу? (Корни)
- Бабушка, у тебя есть огород, и ты уже умеешь сажать лук, можешь и нас с ребятами научить?
Бабушка: – Конечно знаю и научу) Лук сажают корешками в землю. Найдите корни у луковицы. Своими корнями лук будет «пить» воду. Давайте подойдем к столу, где каждый посадит свою луковицу в землю.
Воспитатель: - Перед вами стоит стаканчик с землей. Мы будем очень аккуратными. Бабушка будет рассказывать, а я вам покажу. Ребята, смотрите внимательно.
(Показ бабушки с объяснением)
Бабушка:
1. Нахожу у луковицы корни. Сажаю луковицу в землю корнями вниз.
2. Надавливаю на луковицу, чтобы она крепко села в землю.
3. Поливаю вокруг луковицы.
4. Вытираю руки салфеткой.
Б. - А теперь, ребята, можете сами посадить свою луковичку в землю.
Воспитатель: - (читает стихотворение, пока дети сажают)
Луковица золотая, круглая, литая.
Есть у нее один секрет – нас она спасё т в обед:
Может вылечить недуг витаминов полный лук
Воспитатель: - Что мы забыли сделать? (полить) Правильно. А зачем поливать лук? Лук мы польем, чтобы он хорошо рос. Чтобы растения хорошо росли, им нужна вода.
Бабушка: - Вытираем ручки салфетками, чтобы на них не осталось микробов. Давайте подпишем, кто какой лук посадил.
Воспитатель: - Дети, куда же лучше поставить наш «огород»? (поближе к солнышку- на подоконник, у солнышка света много, а свет очень нужен растениям) Посмотрите, здесь есть уже домик и огород, но нет на нем растений, давайте поставим свой лук и будем каждый день наблюдать, как он растет)
Смотрит солнышко в окошко
светит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладошки,
очень рады солнышку!
Бабушка: И наш лук тоже очень рад солнышку! Вырастет зеленый лук большой и вкусный и будем наблюдать как они растут.
Бабушка: - Какие все молодцы! Вы мне помогли и я вас тоже чему-то научила. Мне уже пора. Я тоже на своем огороде пойду сажать разные овощи. До свидания.
Воспитатель: - Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы) для чего мы посадили луковицы? (чтобы вырастить зеленый лук) Чего в зеленом луке очень много? (витаминов) Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье). Как мы будем ухаживать за луком?
Итоговое занятия (развлечения) для второй младшей группе
«Зелёный лук - всем ребятам друг»
Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, Закреплять и углублять знания о свойствах лука. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Действующие лица: Хозяюшка Чиполино, Чучело.
Дети сидят на стульчиках. В уголке сидит Хозяюшка и рассматривает луковицы выращенные в «Огороде на подоконнике».
Хозяюшка: Ой ребята какой славный лучок мы вырастили в нашем огороде пора собирать урожай. Давайте попробуем какой лук мы вырастили.
(Хозяйка срезает несколько пёрышков лука и дает детям попробовать)
Хозяюшка: Ну как дети вкусный лучок у нас вырос? (дети высказывают свое мнение)
Входит Чучело: Ох, что это сегодня за запах стоит здесь у тебя, Хозяюшка? Да же глаза защипало. (осматривается по сторонам)
Хозяюшка: Что ты так разволновался, Чучело Огородное, это я собрала большой урожай лука с нашего огорода вот пробуем с ребятами. Лук то он полезный лекарство от простуды.
Чучело: Лекарство? При чем же здесь лук?
Хозяюшка: Ах, ты, Чучело Огородное! В огороде–то стоишь, все лето охраняешь, и не знаешь ничего о луке. Ребята, давайте расскажем Чучелу как мы садили лук и как полезен лук.
Сделали мы грядки в нашем огороде,
Все на них в порядке, лук зеленый всходит.
Все на них в порядке, лук растет прекрасно.
Мы пололи грядки вовсе не напрасно.
Славно мы трудились – вволю поливали,
Лук высокий вырос – лучше не ведали!
М. Садретдинов
Лук в саду и в огороде,
Да при всём честном народе,
Развивается, растёт.
От болезней нас спасёт.
Да, удачный вырос лук.
Всё свершилось. Но не вдруг.
Труд затрачен мною был.
За посадкой я следил.
Вырос крупный лук-порей.
И теперь ты не болей.
Репчатый — в салат добавь.
И на стол смелее ставь.
А еще ребята знают пословицы о луке
«Кто ест лук, того Бог избавит от всяких мук»
«Лук семь недугов лечит»
«Без лука и обед невкусен»
«Лук от семи недуг»
Хозяюшка: Вот сколько интересного мы знаем о луке
Чучело: Да, я хоть и стою на огороде, но наблюдаю за тобой Хозяюшка и ребятами когда вы садили лучок на своих грядках, да и как ухаживали за луком. Вы просто молодцы!
Хозяюшка: Ребята, послушайте загадку:
Многим долго неизвестный, стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной мальчик –луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно, он зовется …. (Чипполино)
Появляется мальчик Чиполино: Я услышал, что обо мне тут разговаривают и решил прийти к вам в гости, поиграть с вами.
А вот послушайте мою песню.
Я представлю вам сегодня
Песню лучшую про лук.
Для здоровья и для силы
Ешь его, мой милый друг!
Лук зеленый объеденье,
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зеленый,
Он полезен людям!
Витаминов в нем не счесть
Надо лук зеленый есть!
Ребята, помогите мне разложить лук по корзинам – большие луковицы – в большие корзины,, а мелкий лучок – севок – в маленькую корзинку
(Дети делятся на 2 команды и перебирают лук в две корзинки. Количество луковиц у команд должно быть равным)
Чучело проверяет, как ребята справились с выполнением задания. Хвалит ребят.
А сейчас давайте поиграем сам ной, вставайте в круг.
Физминутка:
В огороде поутру погляди на грядку: - наклоны вперед - назад
Лук зеленый на ветру делает зарядку. - потягивание вверх;
На зарядку встали вряд репа и редиска, - ходьба на месте;
Там листочки вверх глядят, - поднять руки вверх, помахать
Здесь – пригнулись низко. – присесть
Чучело: Чипполино, а ты знаешь, что мы с ребятами путешествуем от грядки к грядке по Огородной стране, И сегодня как раз говорили о твоей большой луковой семье. У тебя ведь помимо луковиц есть еще родственники.
Чипполино Конечно, есть. Я даже могу загадать вам загадку. “Маленький, горький, луку брат” что это? (чеснок).
Хозяюшка: а мы тоже хотим тебе загадать загадки.
Тридцать три одежки.
Кто их раздевает,
тот слезы проливает.
Он никогда и никого не обижал на свете,
Что же плачут от него и взрослые и дети?
Скинули с Егорушки золотые перышки –
Заставил Егорушка плакать без горюшка.
Чипполино: молодцы ребята сколько много всего вы знаете про лучок и я очень рад что вы сами вырастили лук в своем огороде.
Хозяюшка: да Чиполино мы срежем, лучок и отдадим его на кухню нам приготовят вкусный и полезный салат.
Чучело: Ну, что ребята, пора прощаться. Мы сегодня с вами раскрыли еще секреты одного овоща – лука. Но секреты раскрыты еще не все, поэтому наши встречи будут продолжаться.
Чипполино: а у меня для вас есть сладкие подарки – мои маленькие друзья - луковки. (Вручение подарков). До новой встречи!
Чучело и Чиполино уходят
Хозяюшка и дети срезают лук и отдают на кухню.