Анна Амельчева
Познавательно-исследовательский проект «Веселая капелька» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Волшебная капелька»
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, музыкальное развитие
Вид проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : 02.11.2015 г. по 31.12.2015 г.
Направленность проекта : комплексный (разные виды детской игры).
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Веселая капелька“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тип проекта : информационно-исследовательский. Основополагающие принципы реализации проекта - принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
Среди берёз и тополей утопает наш детский сад!
Любить, беречь природу, мы учим здесь ребят:
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Нам говорят: Какой проект осилят маленькие ребята?»
Для наших дошколят проект - пока игра,
Но ждать совсем недолго - наступит их пора.
Актуальность проекта.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать представлениями целостной картины мира. Необходимо включить ребят в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Игра и детское экспериментирование дополняют друг друга.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо им дать определенные знания о живой и не живой природе.
Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и не живой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта : создание условий для становления у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к воде как к одному из источников жизни на Земле.
Задачи:
- Формировать систему элементарных научно экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника по теме: «Неживая природа – вода».
-Развивать познавательный интерес к миру.
- Сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого себя поведения, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
- Развивать отзывчивость на музыкальные и литературные произведения, понимание содержания, средств выразительности.
- Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной работе.
Участники проекта : дети (от 3 до 4 лет, воспитатели, родители.
Целевая группа проекта : проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
• Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности.
• Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
• беседы о воде;
• наблюдения в природе;
• уроки доброты;
• экскурсии;
• целевые прогулки;
• познавательные вечера;
• чтение художественной литературы;
• обсуждение и проигрывание ситуаций;
• выставки и экспозиции;
• экологические развлечения, досуги, праздники;
• экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
• сказки о воде.
Ожидаемые результаты проекта.
- Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды.
- Самоутверждение личности ребенка: снятие зажима, скованности.
- Формирование знаний детей о свойствах воды и ее роли для окружающего мира.
- Развитие у ребенка фантазии, спонтанности, эмоциональности, активизация словарного запаса детей.
- Получения положительных эмоций от выполненной работе в коллективе.
-Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
-У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
-Ребята будут бережно относиться к воде, будут стремиться к правильному поведению.
-У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
-Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
-Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
-К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Продукт проектной деятельности :
•фотоматериал;
•разработка методических рекомендаций;
•презентация проекта.
Краткое описание проекта по этапам.
1 этап – подготовительный.
1 неделя ноября 2015 г.
• Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.
• Составление списка необходимого оборудования.
• Разработка плана-графика работы, подготовка методической и художественной литературы, дидактических игр по теме проекта.
• Подвижные и дидактические игры, индивидуальная работа, труд, опытно-экспериментальная деятельность.
• Приобретение необходимых принадлежностей для практических занятий.
• Изготовление картотеки опытов.
2 этап – основной.
Ноябрь 2015 г. - декабрь 2015 г
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.
3 этап – заключительный.
Последняя неделя декабря 2015 г.
Подведение итогов работы над проектом;
Анкетирование родителей и опрос детей;
Презентация проекта.
Подготовительный этап (1 неделя ноября 2015 г.)
1. Побор материала по теме проекта
2. Планирование деятельности по теме проекта
3. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта
Основной этап (ноябрь 2015г. декабрь 2015 г.)
Прогулки
1. П/игра «Солнышко и дождик»
2. Подвижные игры «Кто дальше метнет снежок», «Попади в цель снежком»
3. Наблюдение за твердым состоянием воды – снег, сосульки
4. Опыт «Куда пропала снежинка»
Совместная деятельность
1. Беседа «Где живет капелька (вода?»
2. Опыт «Какие предметы держаться на воде?» (картотека опытов)
3. Опыт «Вода может литься, а может брызгать» (картотека опытов)
4. НОД с элементами экспериментирования «Игры с водой»
5. Чтение стихотворений и сказки о воде «Сказка о дожде»
6. НОД Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Дождик как, как, кап»
7. Опыт «Какая лужа высохнет быстрее?» (картотека опытов)
8. Беседа «Вода нужна всем»
9. Опыт «Помощница вода»
(картотека опытов)
10. Опыт «Руки станут чище, если их помыть водой» (картотека опытов)
11. Опыт «Как вытолкнуть воду?»
12. НОД художественно-эстетическое развитие (лепка) Тема «Рыбки в аквариуме»
13. Изготовление коллективной аппликации «Аквариум – дом для рыбки»
14. Экспериментальная деятельность «Цветные льдинки»
(картотека опытов)
15. НОД Художественно-эстетическое развитие (аппликация) Тема: «Снежинки-пушинки»
Заключительный этап - презентация проекта декабрь 2015 г. :
1. Изготовление панно «Кому нужна вода», «Вода в нашей жизни».
2. Оформление альбома «Живая капелька».
3. Экологическая газета «Спасаем лес - сохраняем планету».
Практическая значимость результатов:
1) У большинства детей сформированы основы экологического образования и воспитания.
2) Дети ежедневно слышат информацию о воде, ее обитателях и взаимосвязи с человеком, о ценности воды для человека.
3) Пришло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к воде, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
4) У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
5) Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Для родителей:
1) Родители с желанием приняли участие в оформление альбома «Живая капелька».
2) Выразили желание приобрести оборудование для экспериментирования с песком и водой для группы.
3) Приняли участие в оформлении фотовыставок, изготовление панно «Кому нужна вода», «Вода в нашей жизни».
Для педагогов:
1) Установлены партнерские отношения с семьями детей группы.
2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.
Список использованной литературы:
1. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» Младшая группа, Издательство Мозаика- Синтез, Москва 2016г.
2. Затулина Г. Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (первая и вторая младшая группа)» Центр педагогического образования, Москва, 2007год.
3. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду»,
4. Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 3-4 года» Мозаика- Синтез, 2016г.
5. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста» Издательство Мозаика- Синтез, Москва 2012г.
6. Янушко Е. А. «Рисование у детей раннего возраста» Издательство Мозаика- Синтез, Москва 2012г.
7. Хрестоматия для детей младшего возраста