Светлана Егорова
Познавательно-исследовательский проект «Весна в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели средней группы С. В. Егорова, Е. А Басалаева МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Теремок».
Проблема:
Дети недостаточно владеют необходимыми знаниями о весенних изменениях в живой и не живой природе, не умеют сравнивать различные периоды весны, не развито заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, состоянием растительности.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Весна в гости к нам пришла“» размещена в разделах
Актуальность темы проекта :
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта :
Обогащение и расширение знаний о весеннем изменении в живой и не живой природе, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Задачи:
1. Расширять знания детей о признаках весны, учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.
2. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе деятельности.
3. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности.
4. Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
6. Способствовать формированию интереса детей к природе.
7. Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
Для реализации проекта был разработан план :
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.
4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
Прогнозируемый результат:
- Закрепление представлений о сезонных изменениях в природе, замечать причины происходящих изменений, закреплять умение видеть красоту родной природы.
- Развитие наблюдательности, творческой активности, коммуникативных навыков;
- Стремление общаться со сверстниками в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде.
- Воспитание бережного отношения к природе, желание беречь и защищать природу.
- Расширение связей специалистов в ДОУ.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, продукт деятельности.
Участники проекта : дети средней группы, родители (законные представители) воспитанников и педагогический коллектив учреждения.
Тип проекта : познавательно - исследовательский
Сроки реализации проекта : с марта по май 2016 года.
1. Подготовительный этап
• Подобрать методическую литературу по теме.
• Подобрать иллюстрации, картины с изображением природы весной известных художников.
• Подобрать аудио – видео материалы о признаках весны.
• Пополнить картотеку: художественное слово на тему «Весна» (рассказы, сказки, стихи, заклички, загадки, пословицы о весне).
• Подобрать дидактический материал, наглядное пособие (альбомы для рассматривания).
• Информированность родителей о предстоящей деятельности.
2. Основной этап
Для детей
• Чтение художественной литературы.
• Разучивание пословиц и поговорок о весне.
• Слушание и разучивание песен о весне.
• Цикл НОД по теме проекта;
• Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе.
• Рассматривание сюжетных картинок с изображением весны.
• Беседа на тему: «Какие изменения произошли в природе?».
• Просмотр видеофильмов.
• Труд в уголке природы.
• Игры и игровые обучающие ситуации.
• Подбор фотоматериалов.
• Продуктивная деятельность.
Для родителей
• Консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье», «Весенняя прогулка», «Игры на свежем воздухе», «Наблюдения и эксперименты весной».
• Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);
• Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок.
• Сбор коллекций из природного материала;
• Создание мини – огорода на окне.
• Посев семян и различных видов растений.
• Опытно – исследовательская деятельность по выращиванию растений в комнатных условиях, сравнение птиц и животных друг с другом и условиями их жизни весной.
• Наблюдение за ростом растений, за повадками животных и птиц.
• Изготовление кормушек для птиц.
• Ведение дневника наблюдений.
• Высаживание цветов на клумбы рассады на огород.
• Просмотр иллюстраций, видеофильмов о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей.
4. Заключительный этап
• Вернисаж детского творчества (рисунки, аппликация, коллаж) «Весеннее настроение».
• Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку.
• Досуг с детьми «Весенние приключения».
• Создание презентации «Весна пришла!».
Результат
В ходе работы по проекту, детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. Дети научились выделять характерные сезонные изменения в природе, перечислять всех перелетных птиц. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта. Во время трудовой деятельности дети часто делились своими впечатлениями не только с воспитателем, но и с родителями. А также между собой.
Содержание проекта и фото отчеты отражают результаты наблюдений и проделанную работу детей.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Весна».