Людмила Кузнецова
Познавательно-исследовательский проект «Ай да репка!»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Аннотация проекта :
Тип проекта : познавательный - исследовательский, творческий.
Участники проекта – дети 2 младшей группы «Фантазёры», их родители, воспитатели.
Продолжительность: долгосрочный – 3,5 месяца, с конца мая по сентябрь.
2. Актуальность проекта : Многие ли родители задумываются о том, что мир растений может вызывать неподдельный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, понимать, что оно живое и полностью зависит от любви и заботы человека? Взрослые могут научить ребёнка чувствовать растения, ухаживать за ними, понять, что растения нуждаются в любви, уходе и заботе человека. В процессе интересного занятия на грядках легко и ненавязчиво решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети познают мир на практике, через свои действия и наблюдения за результатами. Посильное практическое участие в уходе за растениями помогает развить в ребё нке многие качества: ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Данный проект подразумевает выход на театрально-игровую деятельность, которая имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает многие психические функции.
Темочки:
3. Цели и задачи:
Цель: Создание условий для познавательного развития детей, развития речи и творческих способностей; формирование у них элементарных знаний о выращивании овощных огородных культур на примере репы, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать простые выводы. Развитие интереса у детей к театрализованной деятельности.
Задачи: 1. Пополнить знания детей по выращиванию овощных культур (репы); обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
2. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, творческие способности через продуктивную деятельность.
3. Обогащать и активизировать словарь детей посредством загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов.
4. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
5. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
6. Развивать любознательность, познавательные и творческие способности.
7. Развивать индивидуальные способности детей (театральные, речевые, через драматизацию сказки «Репка».
Взаимосвязь образовательных областей:
• Познавательное развитие (опытническая, исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдения; дидактические игры, беседы)
• Речевое развитие (чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор)
• Социально коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)
• Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликации, театрализация, пение, хороводные игры)
• Физическое развитие (спортивные, подвижные игры, физминутки, пальчиковая гимнастика)
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Огород»,
• «Семена»,
• «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Земля, какая она?»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
• Отбор и посев семян, высадка рассады.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на грядке.
• Рассматривание различных семян.
5. Художественно-творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «Овощи»
• Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
• Рисование «Репка»
• Лепка «Овощи большие и маленькие»,
• Аппликация «Зайкин огород».
• Театрализация сказки «Репка».
6. Речь и речевое общение.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Однажды хозяйка с базара пришла»,
• Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
• Пальчиковые, дыхательные гимнастики, самомассаж БАТ.
7. Консультация для родителей «Маленький огородник».
5. Этапы реализации проекта
1)Подготовительный, Май
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы
2) Основной, Июнь - август
1. Рассматривание семян (репа, укроп, рассады (томаты, перцы, посадка семян и рассады.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление; наблюдение за растениями и опыты
3. Отражение результата через художественно-творческую, театрализованную деятельность.
3) Заключительный, Август - сентябрь
1. Анализ полученных результатов.
2. Подготовка и показ спектакля «Репка» детям 1 младшей группы
3. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации, информационной папки.
По реализации проекта «Ай да, репка!» были получены следующие результаты:
*Дети познакомились с культурными огородными растениями.
*У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
*В результате практической и опытнической деятельности дети получили представления о необходимых условиях для роста растений.
*Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
*Дети стали более уважительно относиться к труду.
*Родители приняли активное участие в проекте «Ай да, репка!».
*Детям приносит радость совместная деятельность.
*Дети научились передавать эмоции персонажей при инсценировке сказки «Репка».
Перспектива развития проекта : планирование проектной деятельности с детьми и родителями в последующих возрастных группах на примере выращивания других огородных культур на подоконнике в зимний период, в огороде в летний период.
Литература:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005 г. 234 с.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006 г. 215 с.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.