Ольга Королева
Познавательно-исследовательский проект «Веселый огород» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования №3»
ПРОЕКТ
«Веселый огород»
понавательно-экспериментальный,
экологический
Воспитатель:
Королева Ольга Павловна
Ногинск 2022
Проект «Веселый огород» в средней группе (4-5 лет)
Тип проекта : познавательно-экспериментальный, экологический
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Веселый огород“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель.
Сроки: краткосрочный 28.02.2022-15.03.2022
Актуальность проблемы:
Дети средней группы уже имеют представление о том, что растения выращивают на огородах и в теплицах, о необходимых условиях роста, но детский интерес познавательно-исследовательской деятельности еще недостаточно развит. Поэтому перспективной целью проекта является развитие познавательного интереса. Актуальной целью является: получение детьми необходимых знаний о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян. И в результате можно получить сформированное растение в комнатных условиях.
Цель:
формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности на примере выращивания растений в комнатных условиях.
Задачи:
Обучающие:
-Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;
-Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, свекла, салат, овес, горох, огорец, кресс-салат);
-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Развивающие:
-Развивать познавательные и творческие способности.
-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
-Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Интеграция в ходе реализации проекта :
«Познание»,«Коммуникация»,«Здоровье»,«Социализация»,«Труд».
Принципы:
– воспитания: создание положительного эмоционального подъема.
– обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, доступности, природосообразности.
Методы:
– наглядный (методы иллюстраций и демонстраций) : плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.
– словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.
– практический: посадка лука, проращивание семян гороха, огурцов, кресс-салата, полив, рыхление почвы.
– наблюдения: наблюдение за прорастанием лука и семян.
Предполагаемый результат:
1. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, что их необходимо регулярно поливать.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
4. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно –огородных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
5. Все участники проекта (дети, воспитатель) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в компактном, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Беседа с детьми на тему «Компактный огород». Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес к созданию условий для реализации.
Приобретение необходимого оборудования.
2. Основной: (этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, заполнение дневника наблюдения, чтение художественной литературы).
Посадка лука в землю и в прозрачные баночки с водой. Заполнение дневника наблюдений роста лука. Рассматривание корневой системы луковицы.
ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «Изучаем растения»
Распознающее наблюдение «Такие разные семена». Дети с помощью лупы рассматривают различные типы семян. От мелких семян мака и риса, до орехов, желудей и косточки манго.
МОДУЛЬ демонстрационных экспериментов «Волшебные семена»
Замачивание семян гороха, огурца, кресс-салата.
Эксперимент № 1: в одной емкости семена поливаются регулярно, в другой не поливаются совсем. Сравнение результата появления проростков.
Эксперимент № 2: одну емкость с замоченными семенами поместить на подоконник, а другу. Плотно закрыть крышкой без доступа солнечного света. Сравнение результата появления проростков.
Эксперимент № 3: Одну емкость с замоченными семенами поместить на подоконник рядом с батареей центрального отопления, а другую поместить на веранду где температура +2-+4. Сравнение результата появления проростков.
Вывод: в результате экспериментов у детей четко сформировались знания о том, что семенам растений для роста и развития необходимы вода, почва, свет и тепло.
МОДУЛЬ демонстрационных экспериментов «Волшебные растения»
Эксперимент №1. Покрыть полиэтиленовой пленкой на ночь контейнер с посадками. На следующий день рассмотреть капельки на внутренней поверхности пленки. Сделать вывод о том, что растения дышат.
Эксперимент №2 Поставить контейнер с посадками в стороне от окна. Через 2 дня ростки повернутся в сторону солнечного света. Сделать вывод о том, что растения тянутся вслед за солнышком.
Рассматривание книг, плакатов, иллюстраций о растениях.
Чтение художественной литературы: «Чипполино», «Огород бабы Феклы»,
Дидактическая игра «Кто скорее соберет», «Вершки-корешки», «Что сажают в огороде?», «Найди по описанию», «Один-много», «Витамины», «Угадай-ка»
Беседы: «Какие бывают овощи», «О витаминах», «Четвертый лишний»
Наблюдения: «Мир комнатных растений». Расширять представления детей о разнообразии комнатных растений. Учить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.
Экскурсия в зимний сад дошкольного учреждения.
Длительное наблюдение. Наблюдение 1 недели.
Цель: определить с детьми условия, при которых репчатый лук сможет дать зеленые стрелочки. Уточнить представление о репчатом луке. Воспитывать желание у детей наблюдать за ростом растений на примере лука и кресс-салата.
Что такое лук? Какая луковица? Какого цвета, размера, формы? Что нужно сделать, чтобы луковица начала расти? Куда надо посадить? Где, что у него вырастет? Как мы посадим лук? Как посадим семена кресс-салата? Куда мы поставим наши грядочки?
Наблюдение 2 недели.
Цель: учить детей замечать изменения в состоянии луковиц, отражать их в своей речи, связывать изменения лука и проростков с наличием условий для роста. Учить отображать наблюдения в дневнике наблюдений.
Что произошло с луком и семенами? Что изменилось? Где у лука корни? Где у семян кресс-салата корни? Какого они цвета? На что они похожи? Давайте измерим их длину. Чем покрыты луковицы? Чем пахнет лук? Почему слезы на глазах? Какого цвета перышки лука и проростки кресс-салата? Измерим их. Нужно ли долить воду? Изменились ли луковицы? Сладкий или горький лук? Что нужно для роста наших растений? Полезны ли они?
Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
Продуктивная деятельность: рисование «Чудо-лук», «Кактус на подоконнике»
Виртуальная экскурсия: «Зеленая планета». Познакомить детей с растениями разных уголков Земли, интересными фактами о растениях. Видеофрагмент о растениях-хищниках.
Подвижные игры: «Горох», «Плетень», «Капуста», «Огородник и воробей»
3. Заключительный этап. Подводятся итоги, заключительная беседа. Оформление фотоотчета. Выставка оформленного огорода.
Вывод: дети усвоили, что для роста и развития растений необходимы свет, тепло, вода, тепло. У ребят сформировался устойчивый интерес к экспериментальной деятельности, к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Экспериментирование и наблюдение развивает мышление (операции анализа и синтеза, умение обобщать, делать выводы, дети приучаются к аккуратности, внимательности к деталям, не упуская из виду общую картину. Таким образом, деятельность в рамках проекта способствует развитию познавательной сферы.