Ольга Виндюкова
Познавательно-исследовательский проект в условиях ДОУ «Что такое воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Что такое воздух?»
Информационные характеристики проекта :
• Тип проекта : исследовательский, познавательно- творческий.
• Вид проекта : групповой, краткосрочный.
• По составу участников: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
• Продолжительность проекта : 01.10.2019 г. – 31.10.2019 г.
Краткое содержание проекта :
Темочки:
- Воздух. Проекты
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Проект носит теоретический, исследовательский и практический характер, позволяет вовлечь детей в познавательно – исследовательский и творческий процесс. Предлагаемый проект направлен на формирование логического, образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль, развивает смекалку, изобретательность и интерес к экспериментированию и творчеству. В ходе реализации проекта детям дается возможность проявить свою индивидуальность, а родителям принять активное участие в деятельности детей.
Актуальность проекта :
Особое значение для всестороннего развития личности дошкольника имеет познание им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Одним из направлений познавательного развития дошкольников является формирование у них естественнонаучных представлений об окружающем мире.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Дошкольники, по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения и свойства предметов и явлений.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго. С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы.
Предлагаемый проект «Воздух» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисково-исследовательскую и творческую деятельность.
Виды детской деятельности:
• Игровая;
• Коммуникативная;
• Познавательно - исследовательская;
• Творческая;
• Двигательная.
Цель проекта :
• Создание условий для ознакомления детей со свойствами воздуха посредством познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Расширять знания детей о воздухе;
• Обогатить представления детей о явлениях окружающего мира;
• Создать условия для получения детьми знаний о воздухе.
Развивающие:
• Развивать мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей;
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность, умение радоваться полученному результату.
Этапы проекта :
1 этап - подготовительный:
• Постановка цели, задач.
• Изучение методической литературы.
2 этап-информационно – технологический:
• Подбор художественной литературы.
• Подбор пособий для работы с детьми.
• Выбор форм работы с родителями.
• Выбор основных мероприятий.
• Определение объёма и содержания работы для внедрения проекта.
• Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.
• Определение и формулировка ожидаемых результатов.
3 этап - практический:
• Беседа с детьми «Что такое воздух?»;
• Наблюдение за ветром на прогулке;
• Игры с мыльными пузырями, воздушными шариками;
• Работа с иллюстрациями по теме «Воздух» (демонстрационный материал, сюжетные картинки).
• Художественно – творческая деятельность на заданную тематику «Воздух» (нетрадиционное рисование, аппликация)
• Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, потешек.
• Составление рекомендаций, памяток, консультаций.
• Творческие задания для совместного творчества детей и родителей.
4 этап результативный:
• Создание презентации «Изучаю воздух» и выставки творческих работ «Я рисую»
с использованием нетрадиционных техник рисования.
Роль воспитателя:
• Знакомить со свойствами воздуха;
• Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе знакомства со свойствами воздуха;
• Формировать представление о свойствах воздуха;
• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Роль родителей:
• Поддерживать ребёнка в течении реализации всего проекта, оказывать ему ненавязчивую помощь, помогать в поисках ответов на вопросы проекта.
Роль детей:
• Ребёнок не пассивный слушатель, а непосредственный участник всей деятельности проекта.
Планируемые результаты реализации проекта :
• Углубление представления о свойствах воздуха;
• Вызвать интерес к исследовательской деятельности;
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
• Привнесение результатов работы в группе в домашние условия.
• Добиться активного участия большего количества детей, а также заинтересовать родителей в совместных опытах и творческих работах (рисовании, аппликации).
Название мероприятия Участники
1 НЕДЕЛЯ • Беседа «Воздух вокруг нас»;
• Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»;
• Эксперименты с воздухом;
• Игры с султанчиками на прогулке Воспитатель, дети
2 НЕДЕЛЯ • Игра – эксперимент «Ловим воздух»;
• Нетрадиционная техника рисования «Волшебные мыльные пузыри»;
• Просмотр мультипликационного фильма из серии Смешарики «Воздух для вдохновения»;
• Игры с вертушками на прогулке. Воспитатель, дети
3 НЕДЕЛЯ • Дыхательные гимнастики;
• Игра – эксперимент с воздушными шариками;
• Аппликация «Шарик на ниточке»
• Игры с воздушными шариками на прогулке;
• Сделай ветер сам ( задание для родителей: изготовить веер) Воспитатель, дети, родители
4 НЕДЕЛЯ • Игра – эксперимент «Лодочка плыви» (соломинка и бумажный кораблик);
• Нетрадиционная техника рисования коллективная работа «Дерево» с использованием соломинки;
• Наблюдение за движение ветра на прогулке;
• Итоговое мероприятие выставка творческих работ.
Воспитатель и дети
Итог работы над экологическим проектом
«Что такое ВОЗДУХ?»
В ходе проведения проекта использовались разные виды детской деятельности
Игры.
Физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные игры: Проводились в качестве динамических пауз в процессе занятий и экспериментальной деятельности, на прогулках.
Дидактические игры: Проводились в утреннее и вечернее время, на прогулках, были включены в занятия познавательного характера для закрепления знаний, полученных детьми.
Изобразительная деятельность:
Дети с огромным удовольствием выражают свои впечатления об окружающем мире в продуктивной деятельности. В процессе работы по проекту дети рисовали в нетрадиционной технике, делали аппликации и поделки. В совместной с родителями деятельности изготовили веер и султанчики.
Литературная деятельность:
При чтении художественных произведений у детей накапливаются знания, художественное описание уже знакомых явлений и объектов, делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к экспериментированию.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :
Дети в результате поисково-экпериментальной деятельности, приобрели начальные знания о том, что такое воздух, об его значимости для всего живого. У них появился интерес и желание к узнаванию нового через опыты и эксперименты.
Родители получили знания по организации совместной познавательно – исследовательской деятельности с детьми.
Обогатилась предметно-пространственная развивающая среда группы.