Людмила Шевко
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Лук-наш друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители.
Продолжительность: краткосрочный – полтора месяца с февраля по март.
Объект исследования: репчатый лук
Место проведения: группа детского сада
Актуальность: Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка дошкольного возраста – в развитии мышления, памяти, воображения и внимания.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Лук-наш друг“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. Лук славится еще и как целебное средство чуть ли не от всех болезней. Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени. Нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука в ДОУ поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе.
Проблема: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, создание условий для формирования познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить со свойствами лука;
2. Научить сажать луковицы и в землю и в воду;
3. Дать понятие, что для роста лука нужна вода.
Развивающие:
1. Развивать навыки сотрудничества, самостоятельности;
2. Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
3. Развивать речь, мышление, самостоятельность.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание принимать посильное участие в труде, бережное отношение к результатам своего труда.
2. Воспитывать понимание ценности здоровья у детей, желание не болеть, воспитывать трудолюбие.
3. Познакомить детей со свойствами лука: круглый, горький, заставляет плакать.
Гипотеза: если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательной деятельностью через увлекательные атрибуты, то ребенок будет демонстрировать активное развитие сообразительности, творческих способностей, дружеских чувств и представлений об окружающем мире.
Итог проекта : участие в дошкольном конкурсе «Огород на подоконнике».
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Познавательное развитие :
Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Художественно-эстетическое развитие
совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
Речевое развитие
Разучивание пословиц, загадок.
Чтение: Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
Физическое развитие
Формирование представлений о ЗОЖ
Социально-коммуникативное развитие
Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе.
Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Предполагаемые результаты
1. Ребенок научится сажать и ухаживать за луком и познакомится с условиями его содержания, будет учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.
2. У ребенка сформируется знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях.
3. У ребенка сформируются представления о целебных свойствах лука и его использовании в профилактике простудных заболеваний.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
-Подобрать иллюстрации, фото, рисунки - материал по данной теме.
-Подобрать материал: контейнеры, луковицы, оборудование для опытов и экспериментов детей.
-Подбор художественной литературы – стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи; экологические сказки.
-Подбор дидактические игры
-Исследование репчатого лука
-Беседа: «Для чего нужен огород на подоконнике?»
Основной этап:
Недели
Содержание работы
1 неделя
-Беседы на тему: «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука».
-Занятие с детьми: «Растительный мир».
-Дидактических игр «Где растет?»
- Физминутка для воспитанников группы.
-Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
- Консультация для родителей: «Польза лука».
2 неделя
-Беседа: «Посадка лука»,
-Занятие с детьми: «Посадка лука». Дидактическая игра - «Что лишнее?».
-Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах.
-НОД по познавательному развитию (экология)
- Опытно-экспериментальная деятельность. «Земля». Занятие – исследование: Узнаем, какая земля.
3 неделя
-Чтение Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
Физминутка для воспитанников группы.
-Разучивание пословиц, загадок о луке.
-Опытно-экспериментальная деятельность. «Вода и растения»
-Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях.
-Рецепты от родителей: «Делимся рецептами салатов с зеленым луком»
4 неделя
-Занятие с детьми: «Витамины для детей».
-Дидактическая игра - «Узнай на ощупь».
-Чтение стихов и поговорок о луке.
-Игровое упражнения - «Кто быстрей посадит лук?»
-Опытно-экспериментальная деятельность. Опыт - эксперимент: Солнце и лучок.
5 неделя
-Беседа с детьми: «Полезная пища». Дидактическая игра - «Узнай на вкус». Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах.
- Физминутка для воспитанников группы.
6 неделя
-Дидактическая игра - «От какого овоща эта часть?».
-Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах.
-Составление рассказов и сказок о луке - «Как лучок появился на грядке», «Зелёный доктор».
7 неделя
-Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
-НОД по Художественно-эстетическому развитию (рисование)
- Опытно-экспериментальная деятельность. «Человек». Занятие – опыт - эксперимент: Человек и лук.
-Работа с родителями «Изготовление плаката «Витамины»»
В процессе работы над проектом сообщили воспитанникам новые знания об овощах, конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными, антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Его применяют при общей слабости и простудных заболеваниях. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении бронхита, кашля. Воспитывали бережное отношения к растениям как к живым существам, сопереживания и понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях. Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой; В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Все эти проводимые занятия, дидактические игры, беседы имели одну цель – совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности. Привлекли к проектной работе родителей ( консультация родителям: «Лук – лекарственное растение», рецепты от родителей - «Делимся рецептами салатов»).
Заключительный этап:
-Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
-Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
-Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим ЛУК.
Список используемой литературы:
1. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие М. : Педагогическое общество России, 2008
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М. : Издательский центр «Академия», 2001 4. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб «Детство- пресс».
5. Серебрякова Т. А., Тиманкина С. В. Подходы к организации эколого- развивающего пространства ДОУ. Н. Н, 2006 г.
Приложение 1
Стихи о луке
Лук в саду и в огороде,
Да при всём честном народе,
Развивается, растёт.
От болезней нас спасёт.
***
Да, удачный вырос лук.
Всё свершилось. Но не вдруг.
Труд затрачен мною был.
За посадкой я следил.
Вырос крупный лук-порей.
И теперь ты не болей.
Репчатый — в салат добавь.
И на стол смелее ставь.
Необычный лук-батун,
И сибирский лук слизун.
Ароматный, горьковатый –
Плачешь? Кто же виноватый?
Л. Громова
Жертва я ужасных мук, -
Ненавижу резать лук!
Щиплет он мне нос, глаза,
Все лицо уже в слезах!
Е. Жуковская
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
Т. Казырина
Лук в стаканчике с водой.
Не зови его едой!
Я листочки не стригу,
А жалею, берегу,
Потому что это
Мой кусочек лета!
Л. Шмидт
Приложение 2
Загадки о луке
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает. (Лук)
Говорят, я без застёжек,
На мне множество одёжек,
Сняли первую одёжку –
И заплакали немножко,
Оголили все бока –
Потекла из глаз река.
(Лук)
Вырос на грядке.
Горький, не сладкий.
Вас спасёт «от ста недуг»
Называется он -. (Лук)
Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слёзы проливает.
(Лук)
Чипполине я родня.
Кто узнал меня, друзья?
Я на грядочке расту
Весь в земле - не на кусту!
(Лук)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Приложение 3
Пословицы и поговорки про лук:
Лук с чесноком родные братья.
Лук семь недуг лечит.
Лук да баня все правят.
Лук добр и в бою, и во щах.
Лук от семи недуг.
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Лук туг, а муж не дюж.
Луковки во щах нет, а пуговки светленькие.
Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
Лук в другую сторону не перегнешь.
Ешь лук — чаще зубы будут.
Приложение 4
Пальчиковые игры
«Купите лук.»
Купите лук, зеленый лук. (загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца)
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук, (Разгибают по одному пальчику начиная с мизинца на обеих руках)
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка.
Овощи.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем овощи считать.
Раз - капуста,
Два - лучок,
Три - румяный кабачок.
Четыре - свекла,
Репа - пять.
Все успели посчитать!
Приложение 5
Сюжетно-ролевые игры
Игра «Зеленая аптека». - О каких полезных свойствах лука вы знаете? (ответы детей). Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Зеленая аптека». Нам нужно несколько пациентов, которые будут приходить к нам на прием.
( На бумажках нарисовано: болит зуб, рана на руке, человек с забинтованным горлом, человек лежит в постели под одеялом, человек с забинтованным ухом, человек с красным носом. Картинки подобраны так, чтобы дети самостоятельно могли определить что нарисовано. Если ребенок затрудняется ему могут помочь другие дети или воспитатель)
Пациенты приходят к врачу-воспитателю. Врач с помощью детей дает советы и готовит лекарства.
Отит. Вату пропитать соком лука и вставить в ухо.
Растяжение. Натертый лук смешать с сахаром и приложить к больному месту. Перебинтовать.
Раны: Заварить шелуху и промывать рану.
При зубной боли. Кусочек лука завернуть в ткань и положить в противоположное ухо.
Грипп. Натертую луковицу смешать с медом и есть по столовой ложке три раза в день. Лук смешать с сахаром и пить сок.
Ангина. Смешать сок лимона, лука и воду. Полоскать горло. Натереть яблоко, лук, смешать с медом. Принимать по 1, 5 ст. ложке.
Насморк. Закапывать сок лука в нос.
Магазин «Овощи – фрукты»
Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Задачи:
- учить распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли.
- способствовать использованию в играх представлений об окружающем мире.
- развивать творческое воображение.
- воспитывать уважение к труду взрослых, дружеское отношение друг к другу.
- закрепить знания детей о профессиях, связанных с торговлей.
Оборудование:
стол для продавца, прилавок для продуктов, касса, одежда для: продавца, кассира, грузчика, уборщицы, охранника; муляжи овощей и фруктов, бумажные деньги, чеки, ценники, корзины для продуктов, пакеты для упаковки, ящики для переноски овощей и фруктов, кошельки, сумки, весы, руль, предметы для уборки: веник и савок, тряпочка.
Роли: продавец, кассир, грузчик, уборщица, охранник, покупатели.
Предварительная работа (задание для родителей и детей) : посетить с родителями магазин, ознакомиться с работой продавца, посмотреть, что продается в магазине.
Ход игры.
Дети сидят в кругу на стульчиках, педагог вместе с ними.
Воспитатель: «Ребята, вы ходили в магазин со своими родителями?»
(Ответы детей.)
Воспитатель: «Чем там занимаются люди?»
(Ответы детей).
Воспитатель: «А что продают в магазине?»
(Ответы детей).
Воспитатель: «А какие магазины вы знаете?»
(Ответы детей)
Воспитатель: «Ребята, я предлагаю вам поиграть в «Овощной магазин». Что продают и покупают в овощном магазине?».
Дети: «Овощи и фрукты»
Воспитатель: «Чтобы нам начать играть, нам нужно распределить роли, кто и кем будет в нашей игре. Давайте вспомним, кто работает в магазине?»
(Ответы детей)
Воспитатель помогает распределить роли и описывает, что делает тот или иной персонаж в магазине. Например: продавец - предлагает и продает товар, говорит цену товара, выкладывает товар на прилавок, советует, что лучше купить, взвешивает и упаковывает товар.
Воспитатель: «Кто хочет быть продавцом?» Выбор ребенка.
Далее кассир – пробивает чеки, берет деньги за товар, дает сдачу. «Кто будет кассиром?» Выбор ребенка.
Грузчик – привозит овощи и фрукты в ящиках, выгружает их.
Охранник – следит за соблюдением порядка в магазине.
Уборщица – следит за чистотой полок и полов в магазине.
А остальные ребята будут – покупателями.
Воспитатель: «Итак, все роли распределены, можно подбирать подходящие предметы и начинать нашу игру. Не забывайте, что надо вежливо обращаться друг к другу, говорить, что бы вы хотели купить, сколько вам нужно овощей или фруктов; спрашивать: сколько стоит тот или иной овощ или фрукт, свежие ли овощи и фрукты, когда завезли товар» и т. д.
Воспитатель может взять на себя роль заведующего магазином, чтобы руководить процессом игры, если это потребуется для развития игрового сюжета.
В конце игры, подведение итогов:
Воспитатель: «Ребята, в какую игру мы с вами играли?»
Дети: «В овощной магазин»
Воспитатель: «Понравилась ли игра тем, кто был покупателем?»
Дети: «Да, понравилась»
Воспитатель: «Кто из вас, что купил в магазине?»
(Ответы детей)
Приложение 6
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе
«Лук – для здоровья друг»
Цель:
- Знакомить детей с процессом посадки лука.
- Учить использовать в речи слова ориентируясь на род слова при определении предмета по его признакам, на цвет, форму предмета.
- Формировать у детей навыки посадки лука, вызвать интерес к выращиванию растений.
- Дать элементарные понятия о природных витаминах.
- Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Программные задачи:
- закрепить знания о строении лука, об условиях, необходимых для роста растения;
- закрепить знания цвета, формы предмета и уметь определять по его признакам;
- научить детей посадки луковиц;
- привить любовь к труду.
Словарь:
корешок, росток, витамины, длинный, круглый.
Оборудование:
стаканчики с землей, ящик, лейка с водой, лук.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Воспитатель: - Какой хороший день, а каждый день мы начинаем с чего?
- С зарядки!
Воспитатель:
Доброе утро глазки, вы проснулись? хлопаем глазками
Доброе утро ушки, вы проснулись? потираем ушки
Доброе утро ножки, вы проснулись? топаем ногами
Доброе утро ручки, вы проснулись? сжимаем-разжимаем руки
2. Основная часть. Сюрпризный момент.
Воспитатель: - А вы рады, что пришли в детский сад?
Воспитатель. И я очень рада. Ребята, посмотрите, я сегодня утром нашла вот эту красивую коробочку в нашей группе. Посмотрим, что там?
Воспитатель. Письмо. Читает: «Ребята, если вы отгадаете мои загадки, то отгадки найдёте в чудесном мешочке. Давайте вместе отгадаем их».
1. Очень горький - но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг -
Потому что - это. (Лук)
2. Сидит дед
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Воспитатель. Молодцы. Отгадали все загадки. А вот и чудесный мешочек. Давайте откроем и посмотрим, что же там.
Нечаянно высыпаю луковицы из мешочка на пол.
Воспитатель. Ой, рассыпались, держите их скорее! Укатились наши луковицы! (дети собирают.
Воспитатель - У вас у всех есть луковица? И у меня есть луковица. Сколько луковиц у Димы? У Арины? У Алисы? А у меня? Давайте мы вместе протянем наш лук в серединку. А теперь скажите у нас вместе сколько лука? (Много) Ребята, рассмотрите внимательно наши луковицы. Они покатились как мячи. Значит какой формы луковица? (Округлой) Какие они на ощупь - гладкие или колючие, (Гладкие) Луковица покрыта ШЕЛУХОЙ. (Показываю) Это у луковки верхушка, с другой стороны донце. Посмотрите, что у луковицы внизу? (Корни)
- Какого цвета у вас луковицы? (Коричневая, золотистая, белая, красная, фиолетовая).
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, а какой лук на вкус? (Горький)
Воспитатель. Мы сейчас с вами это проверим.
(Чистим и разрезаем луковицу. Дети пробуют на вкус.)
Воспитатель. Что же получается, лук горький на вкус. Его трудно чистить и резать – все от него плачут. Зачем же тогда его используют?
( Ответы детей: в нём много витаминов, чтобы не болеть….)
Воспитатель: - Лук ребята очень полезный, люди всегда ели его, чтобы не болеть. Есть даже пословица: «Лук от семи недуг». Что такое недуг?
( Ответы детей: когда болеют.)
Воспитатель: Лук выделяет полезные вещества, которые щиплют глазки и боятся их различные микробы и вирусы
Воспитатель. В луке содержится очень много витаминов, которые помогают организму противостоять простудным заболеваниям. Улучшают работу сердца, желудка и даже укрепляют дёсны и зубы.
Лук больше всего полезен в свежем виде. Но даже, когда мама добавляет его в суп, он также принесёт большую пользу.
Воспитатель: – Мы сегодня будем сажать лук в землю и понаблюдаем, что же произойдет с ним через несколько дней. Кто знает, что вырастет из лука? (росток) Длинные зелёные листики. А правильнее сказать - пёрышки потому, что на них похожи. Все основные витамины скапливаются именно в пёрышках лука, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что нужно растениям для роста ( Ответы детей: земля, вода, свет, тепло).
А у нас вами есть всё это, чтобы у нас в группе росли растения? (Да)
Давайте сейчас посадим наши луковки в землю, и будем наблюдать, как они будут расти.
Давайте еще раз лук рассмотрим. Это головка лука. Если головку лука посадить в землю, то у нее снизу вырастут корни, а сверху появятся зеленые листочки – это и есть луковые стрелки.
Воспитатель: Ребята, давайте приступим. Той частью луковицы, где расположены корешки (воспитатель предлагает сделать углубление в земле).
Воспитатель: Теперь посадим луковичку так, чтобы ее верхняя часть выступала из земли. Подумайте, что еще необходимо сделать (ответы детей).
Воспитатель: Конечно, нужно полить луковички (дети поливают посаженный лук). Поставим контейнер с посаженным луком на подоконник и будем ухаживать, и наблюдать за его ростом.
Воспитатель: - Дети, куда же лучше поставить наш «огород»? (поближе к солнышку- на подоконник, у солнышка света много, а свет очень нужен растениям)
Смотрит солнышко в окошко
светит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладошки,
очень рады солнышку!
Воспитатель: И наш лук тоже очень рад солнышку! Вырастет зеленый лук большой и вкусный.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте немножко отдохнем и поиграем с вами.
Физминутка.
Воспитатель: Егор у нас будет луком? (На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы).
Есть у нас огород, там зеленый лук растет. Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши. Молодцы, ребята.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята, нам с вами придется немножко подождать, пока появятся первые зеленые стрелочки и поэтому я предлагаю вам сделать коллективную аппликацию.
Вот у меня лук, у которого стрелки уже выросли. Я предлагаю вам сделать такую же.
Воспитатель: - У меня есть большая луковица, давайте мы вместе наклеим ей луковые стрелки.
(коллективная работа (лист А3, с приклеенной луковицей. Дети наклеивают стрелки лука, каждый по 1 штуке)
3. Итог занятия:
Воспитатель: - Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
-Для чего мы посадили луковицы? (чтобы вырастить зеленый лук)
-Чего в зеленом луке очень много? (витаминов)
-Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье).
-Как мы будем ухаживать за луком?