ольга ващенко
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «У Зимушки в гостях»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект в средней группе «У Зимушки в гостях»
Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта : воспитанники, воспитатели, родители
Возрастная группа : средняя группа
Продолжительность проекта : с 1.12.2023г по 03.02.2024г.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе „У Зимушки в гостях“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проекта : Это второй в нашей группе экологический проект по формированию у детей системы знаний о сезонных изменениях в живой и неживой природе, который предполагает активизацию умения наблюдать. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Наблюдение на прогулке, экскурсии, во время игры способствует формированию представлений о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, знаний о том, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Проект предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе и совместно с родителями.
Цель: углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период. Продолжать знакомить детей с традициями празднования Нового года в нашей стране.
Задачи:
• расширять и углублять знания и представления детей о зимнем времени года;
• развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу;
• формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра, свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий);
• познакомить с традициями праздника Новый год: изготовление подарков, встреча гостей;
• учить самостоятельно создавать выразительные образы в рисовании, лепке, аппликации);
• развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье;
• создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности;
• содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
• знакомить детей с зимними видами спорта;
• расширять представления детей о зимних играх и забавах.
Ожидаемый результат:
• формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
• повышение познавательной активности;
• приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом;
• формирование умения устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе;
• заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса
Формы реализации проекта :
• НОД;
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• наблюдения;
• игровая деятельность;
• продуктивная деятельность;
• исследовательская деятельность;
• досуговая деятельность.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
• разработка и накопление методических материалов;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• создание развивающей среды;
• подбор необходимой художественной литературы по теме проекта;
• разработка мероприятий;
2-й - основной, организационно-практический:
Сотрудничество с семьё й:
• создание папки-передвижки для родителей «Зимние прогулки»;
• беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ;
• организация фотовыставки «Зима - красавица» (зимние пейзажи, фото зимнего города);
• участие в новогоднем празднике;
• участие в конкурсе на лучшую новогоднюю снежинку «Снежное кружево»
Работа с детьми:
Работа с детьми осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС по следующим образовательным областям:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Реализация проекта по образовательным областям:
Образовательная область Виды деятельности
ОО Познавательное развитие Беседы :
• «Как узнать зиму?».
Цель: Обобщать и расширять знания детей о типичных зимних явлениях.
• «Что мы знаем о зиме?»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях
• «Зимой на лесной опушке»
Цель: уточнить и расширить знания детей о жизни диких животных зимой.
• «Зимующие друзья»
Цель: дать детям знания о том, как зимующие птицы справляются с зимними холодами. Воспитывать любовь к природе, вызвать желание помогать зимующим птицам.
• «Морозные деньки»
Цель: Формировать представление о временах года: зима; связях между временами года и погодой; называть основные приметы зимнего периода
• «Зимние забавы».
Цель: Продолжать знакомить детей со временем года «Зима»; развивать речь, память; воспитывать любознательность.
Просмотр презентаций
• «Путешествие в зимний лес»
Цель: расширить представления детей о зиме, о жизни диких животных и птицах зимой, учить называть 2-3 зимующих птицы.
• «Как рождается снежинка».
Цель: познакомить детей с процессом образования снежинок, какие имеют свойства и внешний вид
Экспериментирование:
• «Делаем фигурки из снега»
Цель: понаблюдать, описать вместе с детьми некоторые качества и свойства снега (белый, пушистый, холодный, тает, лепится).
• Таяние снега и льда.
Цель: подвести к пониманию того, что снег тает быстрее, чем лед.
• Изготовление цветных льдинок
Цель: закреплять знание свойств воды замерзать на морозе, приобретая форму ёмкости, развивать воображение, активизировать словарь.
Наблюдение
• «Наблюдение за снежинками»
Цель: формировать умение видеть красоту окружающей природы, красоту и разнообразие форм снежинок, продолжать знакомить со свойствам снега.
• «Наблюдение за обледенением деревьев»
Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев в зимний период
• Наблюдение за почвой в морозную погоду»
Цель: учить детей наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
• «Наблюдение за зимним небом»
Цель: обратить внимание на красоту зимнего неба, учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба.
• «Наблюдение за поведение птиц у кормушки»
Цель: уточнить название птиц, которые питаются на кормушке и летают вблизи участка, учить отмечать особенности поведения.
• Проблемная ситуация «Чистый ли снег?»
Цель: предложить воспитанникам обсудить действия детей, которые едят снег, дать им оценку. Учить аргументировать своё мнение, корректно вести спор. Предложит взять снег в группу и проверить высказанные предположения.
• Ситуативный разговор «Гололед».
Цель: знать правила безопасности в зимнее время- в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
Дидактические игры:
• «Найдите зимующих птиц»
Цель: учить различать зимующих птиц по размеру, окраске, характерным признакам, вызвать желание наблюдать за поведением птиц и заботиться о них. Организует поэтапную работу по расширению знаний детей о зимующих птицах, формировать заботливое, доброжелательное отношение к птицам.
• «Что зимой бывает»
Цель: развитие представление о приметах зимы; совершенствование связной речи.
• «Подбери признаки»
Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных, формировать умение точно подбирать слова, обозначающие признаки предмета.
• «Что на елке, а что (кто) пол елкой?»
Цель: закрепить понимание предлогов «на» и «под», активизировать словарь по теме.
• «Что бывает зимой?»
Цель: закрепить понятие о зимних явлениях, активизация словаря по теме.
• «Какое что бывает?».
Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.
• Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).
Цель: развивать речь, память, мышление, быстроту реакции.
ОО Речевое развитие Ознакомление с художественной литературой
• Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели».
Продолжать знакомство с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта.
• Чтение сказки «Бабушка Метелица» перевод Г. Еременко
Цель: способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение прочитанной сказки.
• Чтение русской народной сказки: «Снегурочка».
Цель: способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение прочитанной сказки.
• Чтение стихотворения А. Барто «В защиту Деда Мороза»
Цель: учить воспринимать текст без опоры на наглядную ситуацию.
• Чтение стихотворения А. Барто «Ёлка».
Цель: воспитывать интерес к рифмованным текстам.
• Чтение сказки «Приключение В лесу Ёлки - на- Горке» перевод с норв. Л. Брауде.
Цель: учить понимать нравственный смысл произведения, воспитывать любовь к чтению
• Чтение рассказа М. Зощенко «Елка»
Цель: обратить внимание детей на настроение и поведение персонажей накануне праздника, помочь понять содержание произведения.
• Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов: «Не боимся мы Мороза», «Почему медведь зимой спит?»
Цель: развитие связной речи дошкольников по средствам составления описательного рассказа. Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.
ОО Социально – коммуникативное развитие Сюжетно – ролевые игры
• «Прогулка в зимний лес, зимующие птицы».
Цель: учить навыкам самоорганизации. Развивать желание ставить игровые задачи, выбирать способы их решения, закрепить и расширить представления детей о зимующих птицах.
• «Дочки-матери: праздник елки».
Цель. Учить детей играть вместе со взрослыми и детьми в конструктивные игры со знакомой сюжетной линией, изготавливать для этих игр (с помощью взрослого) простые игрушки, машинки, украшения. Расширять круг действий детей с куклой и другими образными игрушками. Продолжать учить детей воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий: ожидание новогоднего праздника, подготовка подарков для кукол, сборы на праздник. Создать детям радостное, праздничное настроение.
«Семья: новогодний праздник дома».
Цель. Продолжать учить детей играть вместе со взрослыми и детьми в конструктивные игры со знакомой сюжетной линией, изготавливать для этих игр (с помощью взрослого) простые игрушки, машинки, украшения. Продолжать учить детей располагать атрибуты игры в игровом уголке; адекватно, в соответствии с функциональным назначением использовать простые игрушки и предметы-заместители. Продолжать формировать у детей представления об отражаемой области действительности, пригодные для игры. Продолжать учить детей брать на себя роль члена семьи и действовать в соответствии с ней: мама, папа, дочь (сын).
«Семья: в семье заболел ребенок».
Цель. Продолжать учить двух детей брать на себя роли членов семьи и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Учить детей действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению, сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.
«Новогоднее кафе «Сладкоежка»»
Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослых; закреплять ранее полученные знания и расширять у детей представления о труде работников кафе; воспитывать навыки культуры общения. Способствовать обогащению игровых навыков.
Трудовые поручения на прогулке
• Помощь в уборке снега на участке
• Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки, ведущей к березе и рябине.
• Пополнение корма в кормушке для птиц
Цель: учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
ОО Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность:
• Рисование красками "Снегурочка"
Программное содержание. Учить детей изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промывать кисть и осушать ее, промокая о тряпочку или салфетку.
• Рисование "Новогодние поздравительные открытки"
Программное содержание. Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закреплять технические приемы рисования (правильно пользоваться красками, хорошо промывать кисть и осушать ее). Воспитывать инициативу, самостоятельность. Развивать эстетические чувства, фантазию, желание порадовать близких, положительный эмоциональный отклик на самостоятельно созданное изображение.
• Аппликация "Бусы на елку"
Программное содержание. Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа.
• Рисование "Наша нарядная елка"
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.
• Рисование "Маленькой елочке холодно зимой"
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать елочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок, дать ему эмоциональную оценку.
ОО Физическое развитие Подвижные игры
• «Остановись возле снежка»
Цель: развивать внимательность, быстроту.
• «Зайцы и волк»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
• «Два Мороза»
Цель: учить детей играть по правилам, развивать быстроту, ловкость, выносливость.
• «Ветерок»
Цель: развивать двигательные навыки, упражнять в умении менять движения в соответствии с текстом.
• «Снежинки и ветер»
Цель. Развитие координации движений.
3-этап заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта