светлана деш
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект в средней группе
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательно - исследовательского развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе „Март с водой, апрель с травой, а май с цветами“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
В проекте предлагается решение задач познавательно – исследовательского развития через экспериментирование дошкольников и организацию в детском саду ряда других мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность
Весна – прекрасное время года, когда от сна и холода пробуждается все живое. Появляются первоцветы, ярче светит солнце, из почек проклевываются клейкие листочки. И не только природа радуется, но и мы, люди. К сожалению, малыши в силу своего возраста не обращают внимания на происходящие изменения, а просто радуются солнцу. У детей среднего возраста недостаточно знаний о сезонных изменениях в природе, но дети этого возраста очень любознательны. Они не чувствуют ответственности за природу, которая их окружает. Данный проект направлен на то, чтобы дать детям недостающие знания о весне и весенних изменениях в природе, в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Формирование элементарных представлений о весне. У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, состоянием растительности.
Цель проекта :
Расширение и обогащение знаний о весеннем изменении в живой и неживой природе, воспитание заботливого отношения к природе.
Задачи:
-систематизировать признаки, происходящие в природе весной, учить устанавливать связи между живой и неживой природой; наблюдать, делать выводы;
-развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности; умение отвечать на вопросы, вести диалог;
-расширять знания детей о весенних признаках;
-воспитывать бережное отношение к природе; способствовать формированию интереса к природе.
Итоговое мероприятие проекта :
-Праздник «Весна красна!»
- Выставка детского творчества «Мы рисуем первоцветы»
-Презентация проекта на сайте ДОУ
-Выставка семейных рисунков на тему «К нам пришла весна»
Продукты проекта :
Для педагогов:
-Донести до участников проекта важность данной темы.
- Создать развивающую среду; подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу.
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Для родителей:
- консультация «Покажем весну детям», «Детские развлечения весной».
- консультация «Весенний лед-источник повышенной опасности»!
Продолжительность проекта : март-май 2020года.
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Ожидаемый результат:
1. Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
2. Развитие наблюдательности, любознательности.
3. Развитие познавательных процессов : логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач.
2. Создание условий для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4. Подбор материала для продуктивной деятельности.
Основной этап:
Социально-коммуникативное развитие:
-НОД «К нам весна шагает!»
-Беседы: «Почему в народе говорят «Весна-красна», «Какие опасности таятся весной на улице?», «Уж тает снег, бегут ручьи»
-Д/ и: «Когда это бывает?», «Четвертый лишний»
-Труд: дежурство в уголке природы, наблюдение и уход за «огородом на окошке», уборка сухих веток и травы на клумбе.
-С/ р игры: «Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «Магазин семян», «Весенний бал»
Познавательное развитие :
- Экспериментирование: «Веточка в вазе», «Нагревание – охлаждение», «Разноцветные растения», «Тонет – плавает».
- Наблюдение на прогулке: за состоянием погоды, за небом, за явлениями природы, за деревьями и кустарниками на участке.
- Беседы: «Растения и свет», «Что произойдет, если наступит весна?», «Перелетные птицы», «Первые цветы»
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность:
1. «Весеннее небо»
2. «Мое любимое солнышко»
3. «Весенние цветы»
Лепка:
«Перелетные птицы»
«Цветные зонтики»
«Улитка»
«Звёздное небо»
Аппликация:
1. «Воробушки в луже»
2. «Верба»
3. «Бабочка»
4. «Мое любимое солнышко»
Художественная литература.
Чтение: «Пришла весна» Л. Н. Толстой, «Заюшкина избушка» русская народная сказка Н. Сладков «Медведь и солнце», «Весенние ручьи», «Любитель цветов», «Бегство цветов», «Двенадцать месяцев» (славянская сказка, - Рассказ «Подснежники» С. Вангели.
Стихотворение о весне «Лицом к весне» Р. Сеф. «Песенка весенних минут» В. Берестов, «Двенадцать месяцев» С. Маршак, Стихотворение о деревьях весной «Берёзка» П. Воронько. «Осинка» И. Токмакова. «Черёмуха» С. Есенин. «Черёмуха» Е. Благинина, Стихотворение «Весна – весна» Е. Баратынский, Стихотворение «Салют весне» З. Александровой.
Физическое развитие
-Беседы: «Для чего нужны витамины весной», «Быть здоровыми хотим».
-Подвижные игры: «Гуси-гуси», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Кто быстрее», «Классики»
-Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Утро настало», «На горе мы видим дом». -Физкультминутки: «Мишка вылез из берлоги», «Ветер», «Дует ветер с высоты».
Результат проекта :
-Привлекли внимание детей к сезонным изменениям в мире природы весной.
-Дети узнали много нового о жизни природы.
-Привили детям бережное отношение и любовь к природе.
-Развитие наблюдательности: изменения в жизни растений, птиц.
-Дети получили массу положительных эмоций.
-Оформлена выставка детского творчества.
Данный проект плавно прейдёт в следующий проект на летную тему «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», планируется провести с детьми ряд мероприятий в процессе познавательно - исследовательской деятельности они будут узнавать для себя много нового.
Список используемой литературы:
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе. – М., 2010г.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе. – М., Мозаика-Синтез, 2009г.
4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М. Мозаика Синтез, 2008г.
5. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. Мозаика Синтез, 2008г.
7. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания и обучения «Цветные ладошки». – М. Карапуз – Дидактика, 2007г.
8. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. - М. Мозаика-Синтез, 2009г.