Ольга Хламина
Познавательно-исследовательский проект в первой младшей группе «Лук-лучок» по ОО «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта.
Тема проекта : Проект «Лук-лучок»
Цель: Расширение знания детей о том, как сажают лук и ухаживают за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, родителей.
Задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в первой младшей группе „Лук-лучок“ по ОО „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Формировать умение у детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях.
Формировать представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - луку, через стихи, загадки, проектно - исследовательскую деятельность.
Участники проекта : Педагог, дети первой младшей группы, родители
Тип проекта :
по методу – познавательно – исследовательский;
по количеству участников – групповой, дети 2-3 лет, их родители, воспитатели;
по продолжительности – краткосрочный (март – апрель, 4 недели).
Актуальность темы проекта : Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Проблема: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
Гипотеза: Рост лука зависит от условий: (воды, света, температуры, воздуха (кислорода в почве)
Возможные риски проекта и способы их коррекции:
Малоактивные родители.
Донести до родителей важность совместной работы.
У детей не появился интерес к теме проекта.
Подобрать как можно больше разнообразных игр и занятий, учитывая то, что больше всего интересует детей.
Объект проектной деятельности : Репчатый лук.
Интеграция образовательных областей:
Прогнозируемый результат
Для педагогов:
Расширение связей специалистов в ДОУ.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, опыты.
Для воспитанников:
Дети узнают о том, что лук – источник витаминов.
Дети познакомятся с процессом посадки лука и научатся выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при этом.
У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях в контейнере с почвой.
У детей обогатится словарный запас за счёт слов (донце, луковица, шелуха).
Познакомятся с поговорками, пословицами, загадками, стихами о луке.
Узнают где и в каких целях можно использовать лук.
Для родителей:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Обеспечение проекта :
Материально – техническое: Группа детского сада, игровая комната, соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям, аудио проигрыватель, интернет, территория детского сада.
Учебно-методическое: Дидактические материалы, иллюстрации, книги, альбомы.
Материалы: земля, вода, лук, контейнер и стаканчики для посадки, лейка для полива, лапотка для рыхления земли, фартуки.
Продукт проектной деятельности :
Создание огорода на подоконнике.
Выставка коллективной работы «Луковая грядка».
Фотоколлаж «Как мы вырастили лук»
Презентация проекта : Фотоотчет проекта.
Этапы работы над проектом :
I этап - Организационный (2 неделя марта)
Знакомство родителей с идеей проекта.
Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке.
Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о луке.
Создание папки «Всё о луке».
Подготовка почвы для посадки лука.
Подготовка посадочного материала (луковицы)
Создание дидактических игр «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды».
Консультация для родителей «Польза лука».
II этап - Основной (3 - 4 неделя марта)
Рассматривание и изучение посадочного материала; папки «Всё о луке».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Вкус и луковые слёзы».
Беседа «Что нужно растениям для роста?».
Загадывание загадок, чтение стихотворений о луке.
Совместная деятельность: посадка лука и уход за всходами.
Продуктивные виды деятельности: «Лучок наш дружок!» (раскрашивание, рисование).
Дидактические игры «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды».
Домашнее задание родителям и детям – просмотр и обсуждение мультфильма Лунтик «Лук».
Игра средней подвижности «Расти, лучок!».
Коллективная работа «Луковая грядка».
III этап - Заключительный (1 неделя апреля)
Выставка коллективной работы «Луковая грядка».
Фотоколлаж «Как мы вырастили лук»
Таб. № 1
№
пп Мероприятия Задачи Ответственные Сроки
Реализации проекта
1 этап – подготовительный.
1 Беседа с родителями «Знакомство с проектом» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели
родители 1-я неделя
2 Разработка плана реализации проекта. Спланировать работу над проектом по этапам. Воспитатели 1-я неделя
3 Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов о луке и его полезных свойствах. Создать методическое обеспечение проекта. Воспитатели 1-я неделя
4 Подбор и приобретение необходимого материала и оборудования для посадки лука. Обеспечить практическую часть проекта. Воспитатели, родители 1-я неделя
5 Консультации для родителей «Польза лука» Просвещать родителей по теме проекта. Воспитатели 1- неделя
6 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта. Воспитатели
родители 1-я неделя
7 Создание дидактических игр «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды» Создать методическое обеспечение проекта. Воспитатели 1-я неделя
2 этап – основной.
7 Рассматривание папки «Все о луке» Вызвать интерес к луку, желание ухаживать, углублять и расширять знания о его пользе. Воспитатели На протяжении всего проекта
8 Дидактические игры:
- Дидактическая игра «Вершки – корешки»
- Дидактическая игра
«разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды»
Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Познакомить детей с разнообразием овощей, фруктов, ягод; развивать умение подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь. Воспитатели На протяжении всего проекта
9 Беседа: «Что нужно растениям для роста?» Формировать элементарные знания детей о условиях необходимых для роста растения Воспитатели 2-я неделя
10 Загадывание загадок, чтение стихотворений о луке. Познакомить с фольклорными произведениями, развивать речь, фантазию. Воспитатели 2-я неделя
11 Экспериментальная деятельность:
№1 «Строение лука»
№2 «Вкус и луковые слёзы»
Формировать элементарные знания детей о строении луковицы. Воспитатели 2-3 неделя
12 Практическая, совместная деятельность: посадка лука и уход за всходами. Познакомить детей со свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Учить детей сажать луковицы в землю. Для роста зелени нужна вода.
Воспитатели,
дети 2 неделя
13 Игра средней подвижности «Расти, лучок!». Развивать ловкость, учить действовать по сигналу воспитателя, согласовывать действия со словами. Воспитатели 3 неделя
3 этап – заключительный.
17 Выставка коллективной работы и огорода на окне.
Отразить результаты проектной деятельности в виде выставки коллективной работы и огорода на окне. Вызвать положительные эмоции, чувство радости. Воспитатели 4-я неделя
18 Обработка и оформление материалов проекта в виде фотоколлажа и презентации. Обобщение результатов подготовленного материала по проекту. Воспитатели 4-я неделя
В процессе реализации проекта :
Дети научились оказывать посильную помощь взрослым в посадке лука и в уходе за ним.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья.
Дети познакомились с художественной литературой о луке: поговорки, стихи, загадки.
У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
У детей расширился словарный запас: шейка луковицы, сухие чешуйки, мясистые чешуйки, донце, пятка с корешками.
Родители приняли активное участие в проекте «Лук – лучок»
Приложение
Беседа «О луке»
Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.
Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.
Был такой старинный обычай.
Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.
Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.
Конспект занятия в 1 младшей группе. Посадка лука
Тема занятия: Посадка лука
Программное содержание. Познакомить детей со свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Учить детей сажать луковицы в землю.
Для роста зелени нужна вода.
Материал для занятия: луковицы, ячейки с землей, совочки, лейка с водой.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, сегодня я получила посылку от нашего Дедушки. Хотите посмотреть, что там?
Тогда давайте откроем. Что это? Скажите, какого цвета лук?
Какой он формы? Покажите, какой он круглый.
Потрогайте его пальцем и скажите: лук мягкий или твердый?
Вот сейчас я разрежу луковицу, понюхайте лук. Чем он пахнет? (Луком.)
А почему вы плачете? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (Дать детям заесть лук.)
Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.
Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показывает его, вот отсюда растет зеленый лук. А вот низ у луковицы - донце (показывает). Давайте скажем все вместе - донце.
Покажите, где донце у вашего лука? Покажите, откуда будет расти зеленый лук?
Лук надо сажать донцем вниз.
Но лук можно посадить и в землю.
Давайте с вами поиграем в игру «Расти, расти лучок».
Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцем вниз. Все присели.
Теперь я беру лейку и поливаю его водой. Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики. Все дети тихо приподнимаются. Лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук.
(Стук в дверь. Приходит Бабушка.)
Баб. Здравствуйте, дети! Вы получили мой подарок?
Воспитатель. Спасибо тебе, бабушка, за лук. Мы хотим его посадить, чтобы вырастить из него зеленый лук себе на обед.
Баб. Ну пойдемте, я вам помогу. Я ведь умею выращивать лук.
Воспитатель. Дети, подойдите к ящику с землей, возьмите по луковице. Найдите у лука донце. Сажать лук в землю надо донцем вот так. (Показ воспитателем приема посадки лука. Дети по очереди сажают каждый свою луковицу.)
Баб. Ну и молодцы. Правильно, донцем вниз сажаете.
Воспитатель. Бабушка, а что же теперь надо делать?
Баб. А теперь, чтобы лук вырос, его надо полить водой из лейки.
Воспитатель. Саша, полей лук. Поливай осторожно, много воды не лей.
Баб. Все хорошо справились с посадкой лука, просто молодцы. Ну, а мне пора.
До свиданья, детвора.
Воспитатель. Ребята, у меня есть игрушка Луковка. Давайте поставим ее рядом с нашим луком и посмотрим, кто из них быстрее вырастет.
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе
Тема: «Лук для борща».
Цель: Закрепление у детей знания обобщённых понятий. Овощи.
Задачи:
1. Закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания, вытягивания.
2. Формировать у детей интерес к лепке.
3. Воспитывать у детей внимания, старательность.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, лука, загадки, игровой магазин.
Материалы:
Пластилин, дощечка, стека, муляжи овощей, картинки.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята! Как рада я вас видеть.
Дети: здороваются
Педагог: Ребята, а знаете, почему я сегодня к вам пришла в гости? У меня случилась беда, в моё м огороде росли овощи: свекла, лук, морковь. Сегодня выпал снег и все овощи замёрзли, а мне надо сварить борщ. Ребята, а может, быть вы мне поможете? Давайте слепим из пластилина лук.
Вот это ребята, что? (лук) Он какой? (круглый) и верхушка у него какая?
(вытянутая немного). Потрогайте его ручками.
Каждый ребёнок ощупывает лук, проговаривая, что он круглый.
Педагог: Ну что, ребята,как вы думаете, справитесь?
Дети: Да
Педагог: Будем лепить лук. Он круглый, жёлтый. Возьмём жёлтый пластилин и положим между ладошками. Скатаем шарик. А сверху пальчиками оттянем небольшой носик. Вот так!
Показать детям, как лепить, помочь тому, кто не справляется, продолжать - проговаривая действия.
Ребята давайте теперь посмотрим, что у нас получилось. Красота! Молодцы! Хотите поиграть?
Дети: да.
Физкультминутка
Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
- Молодцы, ребята.
Педагог: Ребята, как вы мне сегодня помогли. Вы добрые дети, умные. Пошла я варить борщ своим внукам, а вы вечером расскажите мамам и папам что вы сегодня лепили для бабушки.
Что мы лепили? Какой формы, цвета? (дети хором отвечают)
Спасибо, ребята, за помощь! До свидания!
Оформляем выставку работ.
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе
«Лучок-колобок»
Цели: Развитие эстетического восприятия окружающих предметов.
Формирование умения различать цвет краски (зеленый, правильно называть их; рисовать ладошкой.
Подведение детей к рисованию предметов округлой формы.
Формирование правильной позы при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш).
Формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать.
Материалы: лук или муляж лука, картинки с изображением лука, игрушка Колобок, краски зеленого цвета, кисточки, салфетка, стакан с водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку:
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
К нам опять пришел наш друг Колобок. Покажем ему наш огород? Вот какой лук растет у нас! Но Колобок хочет показать этот лук бабушке и дедушке….А давайте мы его нарисуем.
Для этого нам потребуется краска зеленого цвета? А что еще бывает зеленого цвета? (Воспитатель предлагает сложить в корзинку игрушки зеленого цвета, дети выполняют задание. Можно пройти по группе, предлагая детям показать предметы зеленого цвета).
Воспитатель показывает рисунки с изображением лука и говорит: «Вот изображения лука других детей, которые прислали Колобку. Давайте мы тоже его порадуем!»
Дети начинают рисовать лук прикладывая ладошки к луковичке.
Физкультминутка «В огород пойдем…»
В огород пойдем, дети идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберем,
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками (три раза)
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
По окончанию воспитатель выставляет на стенде рисунки детей. «Какой красивый лучок получился у нас для Колобка!
Пословицы о луке
Лук от семи недугов лечит.
Ешь лук - чаще зубы будут
Лук и мёд кашель быстро уйдёт.
Лук с чесноком - родные братья.
Лук - добро и в бою и во щах.
Загадки про лук
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а.
(Лук)
Пришёл барин с грядки,
Весь в заплатках
Кто не взглянет,
Всяк заплачет.
(Лук)
Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки,
Заставил Егорушка,
Плакать и без горюшка.
(Лук)