Надежда Ряховская
Познавательно-исследовательский проект «В царстве воды и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познание.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
По характеру контактов: в реализации проекта принимают участие дети логопедической подготовительной группы №11 и воспитатели группы.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности : краткосрочный
Актуальность
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „В царстве воды и льда“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Зима. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Снег и лед
- Снег и лед. Проекты
- Темочки
Цель проекта:
Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе.
Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Этапы проекта:
Подготовительный –беседа, изучение свойств воды, снега, льда. Создание необходимых условий для реализации проекта.
Основной – проведение опытов. Реализация проекта путем решения поставленных задач.
Заключительный - Выводы, умозаключения по проведенным опытам. Оформление результата проекта.
Лед в кипятке.
ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: пробирка, спиртовая горелка, льдинки, холодная вода, грузик.
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: лед тает в горячей (тем более в кипящей) воде.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: выяснить, можно ли сделать так, чтобы вода кипела, а лед — не таял?
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: возьмите пробирку, наполните водой, погрузите в нее кусочек льда, а чтобы он не всплыл вверх (лед легче воды, придавите его свинцовой пулей или медным грузиком. При этом вода должна иметь свободный доступ ко льду. Теперь приблизьте пробирку к спиртовой горелке так, чтобы пламя касалось лишь верхней части пробирки. Вскоре вода начинает кипеть, выделяя клубы пара. Но странная вещь: лед на дне пробирки не тает!
Разгадка кроется в том, что на дне пробирки вода вовсе не кипит, а остается холодной; она кипит только вверху.
Мы наблюдаем не «лед в кипятке», а «лед под кипятком». Расширяясь от тепла, вода становится легче и не опускается на дно, а остается в верхней части пробирки. Движение теплой воды и перемешивание слоев будут происходить лишь в верхней части пробирки и не захватят нижних более плотных слоев. Тепло может передаваться вниз только лишь благодаря теплопроводности, но теплопроводность воды чрезвычайно мала.
Как охладить быстрее чай?
ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: две чашки горячего какао, два больших куска льда.
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: наверняка дети неоднократно видели, как, собираясь согреть что-то на плите, мама ставит кастрюлю на огонь. Воздух, нагреваясь, становится более легким и поднимается вверх — то же самое в виде пара происходит и с водой. Горячая вода поднимается вверх, а холодная опускается вниз. Обратите внимание детей, что на поверхности суп всегда горячее, чем на дне тарелки.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: выяснить, куда надо класть лед, чтобы быстрее охладить жидкость.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: возьмите две чашки горячего чая (или любого другого напитка, который любит ваш ребенок). Одну поставьте на лед, другую — под лед. Предложите малышу с помощью ощущений его пальчиков и языка выяснить, какая из чашек охладится быстрее. Поразмышляйте — почему? Подсказка: быстрее охладится та чашка, которая подо льдом. Ведь охлажденная жидкость опускается вниз.
Чистый лед
ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: обычная, сладкая и соленая вода.
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: сообщите детям о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: выяснить, каким образом вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки.
Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?
ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: три баночки с водой, лопата.
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: сообщите детям о том, что медведь всю зиму спит в снежной берлоге и не замерзает.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: выяснить, что под снегом тепло, снег играет роль шубы.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: Поместить три баночки с водой в большой сугроб: одну в нижнюю его часть, вторую в середину, и третью в верхнюю часть, припорошив снегом. Через 2-3 часа достанем баночки. В верхней баночке – лед, в средней – наполовину лед и вода, в нижней – вода не замерзла.