Получи документы

«Путешествие на Планету STEAM». Познавательно-исследовательский проект в старшей группе

Екатерина Курманова
«Путешествие на Планету STEAM». Познавательно-исследовательский проект в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по теме :

«Путешествие на Планету STEAM»

Автор проекта : Курманова Е. В. (воспитатель)

Продолжительность проекта Январь- март 2025год.

Тип проекта : Долгосрочный, познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта : дети старшей группы, их родители и воспитатель группы.

Актуальность

Темочки:

Сегодня STEAM-образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти направлений в единую схему обучения. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями. Именно поэтому, модули для развития абстрактного и логического мышления, такие как: Лего -технология, детская опытно-экспериментальная деятельность и детская исследовательская деятельность – входят в нашу основную образовательную программу.

Благодаря STEM-подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, естественно-научные представления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

LEGO– одна из самых известных и распространенных педагогических систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно – игровую среду обучения и развития ребенка.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Начальным набором для освоения STEM-компетенций дошкольников является проект «Планета STEAM», в котором дети в игровой форме усваивают базовые понятия.

Что же позволяет считать образовательные решения «LEGO Еducation» соответствующими принципам современного образования?

1. Конструкторы LEGO в силу своей специфики одинаково интересны и детям, и взрослым, что соответствует принципам сотрудничества детей и взрослых, в том числе и родителей воспитанников. Данная позиция позволяет организовать ряд семейных проектов на базе конструкторов LEGO и является одним из вариантов взаимодействия с семьями воспитанников с целью оптимизации их развития.

2. LEGO в основу работы с конструкторами закладывает метод познавательного и художественного поиска, что соответствует алгоритму организации проектной деятельности.

3. LEGO органично сочетает игру, конструирование и программирование.

4. LEGO, являясь средством индивидуального интеллектуального и творческого развития, тем не менее является мощным средством коммуникации, так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместного их усовершенствования и преобразования для последующей игры или в соответствии с заданными условиями. Для этого необходимо договариваться, учитывать мнения партнеров по игре и считаться с ним, в прогностическом варианте и реальном времени продумывать сюжет, создавать дополнительные «гаджеты» для его реализации.

Перспективность применения ЛЕГО технологии обуславливается высокими образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, технологическими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах.

Каждый раз, играя с набором «Планета STEAM» и ее героями Павлом Парковичем - заведующим планетой и его помощниками : Анной Ангеловной, Артемом, Митей, Соней, Таней, конструируя аттракционы, различные места действия, дети инстинктивно начинают исследовать, экспериментировать, наблюдать и понимать мир вокруг. Этот занимательный практический подход к обучению включает в себя изучение ключевых образовательных областей ДО, связанных со STEAM компетенциями, и помогает педагогам заинтересовать детей, которые только начинают открывать для себя удивительный мир науки и техники.

Набор LEGO® Education «Планета STEAM» в игровой форме развивает природную любознательность детей и их желание создавать, изучать и исследовать мир естественных наук, технологий, конструирования, искусства и математики (предметов STEAM). Возможности для обучения здесь безграничны: дети под руководством педагогов, смогут конструировать свою Планету STEAM, где их ждут движущиеся аттракционы, весёлые игры и невероятные истории. С каждым новым визитом на Планету STEAM дети будут всё больше узнавать о принципах работы зубчатых колёс, типах движения и измерениях величин. Дети смогут решать поставленные перед ними задачи в процессе непринужденной и увлекательной деятельности.

Новизна.

STEAM-образование – это нетрадиционная форма работы ДОУ основанная на использовании современных информационных технологий.

Социально – педагогическая значимость:

использование инновационных образовательных технологий

Цель: интеллектуальное и творческое развитие дошкольников путём реализации образовательных инициатив «LEGO Еducation» через решение локальных задач, возникающих в процессе организации деятельности детей с тематическими конструкторами «Планета STEAM»

Задачи:

Обучающие:

1. Учить понимать элементарные схемы пространства; создавать красочные поделки и придумывать дизайн; измерять и сравнивать скорости, расстояния, размеры.

2. Учить передвигаться в заданном направлении.

3. Формировать навык ориентировки на плоскости, совершенствовать навык счета.

4. Учить детей задавать вопросы и исследовать процессы; понимать причинно-следственные связи, делать предположения; решать задачи с помощью метода проб и ошибок.

5. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Развивающие:

1. Развивать навыки микро - ориентировки на листе бумаги, на плоскости.

2. Развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику.

3. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

4. Развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста средствами STEM-образования, естественно-научные представления.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми во время образовательной деятельности; умение договариваться между собой и действовать согласованно.

2. Воспитывать умение добиваться поставленной цели и доходить до результата.

Ожидаемый результат:

• умеют создавать сюжетную композицию по плану, собственному замыслу на основе пазового крепления деталей, строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

• умеют планировать свою работу, анализировать постройку, выделять в ней основные конструктивные части.

• умеют работать в коллективе, сооружать совместную постройку, планировать этапы её создания, сообща выполнять задуманное.

• умеют передавать форму объекта средствами конструктора лего, подбирать детали по форме, размеру и устойчивости в соответствии с содержанием.

• умеют ориентироваться в пространстве (на плоскости, употреблять слова, обозначающие пространственные отношения.

• умеют различать геометрические формы, их цвет расположение в пространстве.

• способны к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности.

Структура занятия.

Каждое занятие построено по методике естественного усвоения материала. Чтобы обеспечить активное участие детей, этапы "Совместное обсуждение" и "Совершенствование" можно завершить на одном из последующих занятий.

Соединение с реальным миром

На этапе соединения задания с реальным миром короткие рассказы и беседы должны пробудить в детях любознательность и подключить уже имеющиеся у них знания, готовя почву для получения новых впечатлений и знаний.

Создание модели

На этом этапе детям предстоит собственноручно заняться конструированием. По мере создания моделей, изображающих людей, места, предметы и идеи, детский мозг упорядочивает и запоминает новую информацию об этих конструкциях.

Совместное обсуждение

На этапе совместного размышления и обсуждения у детей есть возможность обдумать сделанное и поделиться друг с другом открытиями, совершёнными на этапе создания моделей.

Совершенствование

Новые задания на этом этапе строятся на понятиях, усвоенных детьми на прежних этапах занятия. Такие дополнительные упражнения позволяют детям применить вновь приобретённые знания.

Особенности организации развивающей

предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда STEM-образования, подобрана с учётом задач этого модуля. При этом локальные задачи каждого модуля объединены общей целью: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного в процессе познавательной деятельности с вовлечением в научно-техническое творчество.

Объединяющими все элементы РППС факторами являются:

- интеграция содержания различных образовательных модулей в процессе детской деятельности;

- пространственное пересечение различных пособий и материалов;

- доступность материала для самостоятельной деятельности;

- эмоциональный комфорт от содержания пособий и материалов, их эстетических - качеств и результатов деятельности с ними.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Важным критерием успешного развития детей является коммуникация образовательной организации с семьей, вовлечение родных и близких в процесс его систематизированного воспитания и обучения по следующим критериям:

- применение потенциала семьи в соответствии с профильной ориентацией её членов. Родители, которые по роду деятельности имеют отношение к научно-техническим и естественнонаучным областям знания, к художественно-эстетическим кругам, к педагогике, могут привлекаться к сотрудничеству с воспитателями и учителями в реализации тех или иных аспектов программы (вплоть до прямого участия в процессе воспитания и обучения).

- участие в проектной деятельности, в которых будут задействованы все или отдельные члены семьи.

-установление личных контактов между сотрудниками образовательных организаций и близкими ребёнка в процессе реализации образовательной программы.

- организация участия родителей в конкурсах, выставках, создании и развитии тематических информационных площадок в рамках социальных сетей.

План работы с детьми.

Месяц Тема Программые задачи

Январь Горки.

Автомобиль

на горке. Учить строить горки из лего, дополнять их деталями, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; с элементами их конструкций (спуски, ступени, опоры, перекрытия); делать постройку устойчивой, упражнять в сравнении предметов по величине (длинный - короткий); делать вывод: как и почему предметы катятся, строить предположения (прогнозы) и определять расстояния при помощи необычных единиц измерения.

Учить строить автомобили из лего, дополнять их деталями, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; с элементами их конструкций делать постройку устойчивой. Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями машины; формировать умение соотносить элементы графической модели с частями конструкции.

Вероятность Учить строить качели, ворота, забор из лего, дополнять их деталями, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; с элементами их конструкций делать постройку устойчивой. Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части, цвет, вероятность выбора. Определять причинно-следственные связи, задавать вопросы о понятиях, имеющих отношение к науке и технике, наблюдать и описывать происходящее, строить предположения.

Учить сортировать и разделять объекты на категории, определять числа и подсчитывать множества.

Февраль Цепная

реакция Продолжать строить горки, арки, ворота, здания, соединять их в единую цепочку, делать выводы о причинах и следствиях, создавать модели цепных реакций. Учить наблюдать и описывать происходящее.

Строить предположения.

Записывать данные с использованием графиков

Сортировать и разделять объекты на категории.

Определять числа и подсчитывать множества.

Шестерни. Механизмы. Учить строить арки, калитки из лего, дополнять их деталями, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; с элементами их конструкций делать постройку устойчивой. Учить правильно применять технические приспособления: простые шестерни и колёса в постройках и детали лего, которые могут вращаться.

Задавать вопросы о понятиях, имеющих отношение к науке и технике.

Передвижение

по воде

Учить строить лодки из лего, дополнять их деталями, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; с элементами их конструкций делать постройку устойчивой. Дать знания о том, как и почему предметы не тонут, научить проектировать и испытывать паруса. Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части; объединять свои постройки единым сюжетом; побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек; развивать пространственное мышление.

Март

Сценическое

Искусство

Учить строить сцену, арки из лего, декорацию для спектакля, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; с элементами их конструкций делать постройку устойчивой. Учить определять виды искусства, разыгрывать по ролям представление с фигурками.

Строить предположения.

Определять числа и подсчитывать множества. Воображать, будто фигурки выступают на сцене: танцуют, исполняют музыку или разыгрывают спектакли. Оценивать творческие успехи. Определять причинно- следственные связи.

Сюжетная

игра Продолжать строить арки из лего, дополнять их деталями, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; с элементами их конструкций делать постройку устойчивой.

Учить разыгрывать по ролям представление с фигурками, придумывать сюжет игры, строить дополнительные элементы для игры.

Строить предположения.

Записывать данные с использованием графиков

Сортировать и разделять объекты на категории.

Определять числа и подсчитывать множества. Оценивать творческие успехи. Определять причинно-следственные связи.

Работа с родителями

№ Содержание

1 Консультация: «STEAM образование – универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО»

2 Консультация: «Конструирование в жизни ребенка. Формирования естественно-научных представлений у дошкольников»

3 Рекомендация: «Планета STEAM. Игры для развития инженерного мышления и креативности у ребенка дошкольника»

Приборы и оборудование:

• Базовый набор «LEGO Еducation. Планета STEAM» для детей 4 - 6 лет.

• Наборы «LEGO Еducation» - транспорт, ферма, кондитерская.

Методическая литература:

1. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стерео-тип. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2. Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» 2009г

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе Познавательно - исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе. Цель проекта: Создавать навыки познавательно – исследовательской.

Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группыПознавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группы .

Познавательно-исследовательский проект «Свет и тень» в средней группеПознавательно-исследовательский проект «Свет и тень» в средней группе Познавательно-исследовательский проект "Свет и тень" [/b] 1. Целеполагание Вид проекта Познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной группе «Воздух — наш друг»Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной группе «Воздух — наш друг» Актуальность: Во время беседы с детьми выяснилось, что у детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные, насекомые, растения дышат.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие на Планету STEAM». Познавательно-исследовательский проект в старшей группе
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 08:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие на Планету STEAM». Познавательно-исследовательский проект в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Курманова (УИ 2588836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД