Лучший педагог года

Познавательно-исследовательский проект «Подземные жители-дождевые черви»

Юлия Зверева
Познавательно-исследовательский проект «Подземные жители-дождевые черви»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Подземные жители –дождевые черви»

Актуальность проекта.

Когда мы с детьми подготавливали почву для посадки огорода на окне, многие ожидали увидеть в ней дождевых червей, так как знали, что они живут в почве. И не найдя их в почве, купленной в магазине, некоторые из ребят задали вопрос: «Почему здесь нет дождевых червей?». Продолжая вместе рассуждать на эту тему, некоторые из детей предположили, что землю обрабатывают от червей, потому что они вредят растениям, съедая их корни. Другие, наоборот, утверждали, что дождевые черви полезные. Были версии, что они живут только на улице, потому что любят дождь, так как после дождя можно увидеть много червей на поверхности. А кто-то сказал, что это от того, что они из дождинок и падают с неба.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Подземные жители-дождевые черви“» размещена в разделах

Чтобы основательно разобраться в этом вопросе был применен метод трех вопросов:

Что знаем о дождевых червях?

- они живут в почве;

-после дождя их много на поверхности;

-они едят землю;

-если его разрезать он не погибнет.

Что хотим узнать?

-как живут дождевые черви?

-едят ли они растения?

-пользу или вред они приносят растениям?

-почему их много на поверхности после дождя?

-могут ли они жить в почве с комнатными растениями?

-правда ли, что если его разрезать, получится два червяка?

Где можем узнать?

-прочитать в книге;

-посмотреть по телевизору;

-узнать в интернете;

-спросить у родителей

Цель проекта: расширить представления детей о дождевых червях в процессе реализации проекта.

Задачи:

-знакомить детей с особенностями строения дождевого червя, способом передвижения и питания;

-дать представление о роли дождевых червей в формировании почвы;

-развивать познавательный интерес к миру живой природы;

- воспитывать бережное отношение к дождевым червям;

- совершенствовать образовательную среду.

Ожидаемый результат:

- воспитанники получили ответ на свой вопрос;

- дети знают особенности строения дождевого червя, способ его передвижения и питания;

- воспитанники имеют представление о роли дождевых червей в формировании почвы;

- дети проявляют бережное отношение к дождевым червям;

- дети проявляют интерес к миру живой природы;

- образовательная среда пополнилась материалами по теме.

Сроки реализации проекта: 2 недели (11-25 апреля 2022 г)

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта:

-воспитатели;

- дети среднего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Постановка целей и задач.

Разработка плана реализации проекта.

Подбор информационного и наглядного материала.

Подбор художественной литературы.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Рассматривание строения дождевого червя на изображении.

Беседа о дождевых червях.

Экспериментальная деятельность.

Просмотр видеофильма «Дождевые черви- тихие герои подземелья».

Чтение художественной литературы: Т. Н. Мизина «Сказка про червяков», «Почему плакал дождевой червяк»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подведение итогов.

Оформление папки «Подземные жители - дождевые черви».

Презентация проекта воспитанникам другой группы.

Приложение 1. Экспериментальная деятельность.

Опыт 1

Мы рассмотрели строение дождевого червя, и то как он движется определили, что голова более острая.

Вывод: голова червя имеет более острую форму.

Опыт 2

Положили червя сначала на белый лист бумаги, затем на коричневый. На коричневой бумаге он менее заметен.

Вывод: окраска помогает дождевому червю маскироваться.

Опыт 3

Попробовали дотронуться до червя, в ответ он изгибался.

Вывод: дождевой червь реагирует на прикосновения.

Опыт 4

Издавали громкие звуки –червь не реагировал.

При постукивании по столу начал извиваться.

Вывод: дождевые черви не реагируют на звук, но ощущают вибрации.

Опыт 5

Посветили фонариком на голову червяка, он уползал, прячась от света. Глаз у дождевого червя нет, но есть светочувствительные клетки

Вывод: дождевые черви ощущают свет.

Опыт 6

В контейнер с землей и дождевым червем внутри налили воды. Через время дождевой червь выполз на поверхность.

Вывод: дождевые черви действительно после дождя выползают на поверхность, поэтому их так назвали.

Приложение 2

Видеофильм «Дождевые черви- тихие герои подземелья»

https://youtu.be/vAEkVDToGf8

Приложение 3

Дождевой червяк

Жили-были брат и сестра — Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа — такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.

Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.

Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.

Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.

В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.

Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестрёнке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:

— Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные — скользкие, холодные, мокрые.

Девочка расплакалась и убежала домой.

Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

Хорошо ли поступили дети?

А вы боитесь дождевых червей?

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.

«Какие глупенькие дети! — подумал Верми. — Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.

— Чем ты так взволнован, Верми? — заботливо спросили его друзья.

— Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю — и никакой благодарности! Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.

— Какая неблагодарность! — возмутились дождевые червяки. — Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.

И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?

— Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!

Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.

Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки — вянуть без воды.

— Не пойму, что случилось с моим огородом? — вздыхала бабушка Поля. — Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут. В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.

— Куда же делись наши подземные помощники? — огорчённо размышлял он — Может быть дождевые черви уползли к соседям?

— Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? — удивилась Наташа.

— Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!

Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

Бабенко М.

Сказка про червяка

Полз как-то Слизняк по лесу и видит: Червяк палый лист тащит. Зацепился чудак плоским хвостом за норку, вытянулся во всю свою длину, вцепился крошечным ротиком в листок и тянет изо всех сил. Рот у Червяка беззубый, слабенький. Даже ухватиться толком за лист не получается. Вот, вроде бы зацепился Червяк за свою находку, напрягся всем телом, вроде бы шевельнулся палый лист и сорвался. Опять тянется Червяк к листочку, цепляется за него бескостными челюстями, пыхтит от натуги, – а толку – чуть.

Любопытно стало Слизняку. Спрашивает он:

– Что делаешь, сосед? Зачем тебе эта громадина?

Выпустил Червяк свою ношу. Видать, так бедняга утомился, что любому отдыху рад. Отвечает:

– Да вот, нашёл поблизости, хочу в норку затащить и съесть.

– А что здесь не съешь? – удивляется Слизняк.

– Жёсткий он для меня, – вздыхает Червяк. – Не сглодать мне его здесь. Вот я его в норку затяну, он от ночной росы набухнет, размякнет, – я его и общипаю помаленьку. Тяжёлая здесь почва, глинистая, голодная: ни корешков гнилых, ни травинок прелых. На листья одна и надежда.

Смешно стало Слизняку: ну ни глупец ли этот Червяк? Нет бы толковую еду поискать, – а он с жёстким, сухим листком возится.

– Чудак ты, Червяк, – говорит. – Жить не умеешь. Сколько сил тратишь на какой-то палый лист. Нашёл лакомство! Поползли лучше со мной, мясо есть.

Удивился червяк:

– Какое мясо? Где?

– Да на тропинке, – усмехается Слизняк его наивности.

– На тропинке? – Червяк аж сжался от страха. – Там же люди ходят!

– Вот, вот! – веселится Слизняк. – Ходили люди, ходили и задавили большого, чёрного слизняка.

– Погоди, – не понимает Червяк. – Так ты что? Большого Чёрного есть будешь?

– Ну да. Ему-то теперь всё равно, а мне – польза. Да не трусь ты, чудак, сам подумай: зачем добру пропадать.

– Погоди, – ёжится Червяк. – А как Большой Чёрный на тропинку попал?

– Да Большого Рыжего есть приполз, – смеётся Слизняк.

– А его тоже раздавили?

– Ну да. Поползли скорей, растяпа.

– Нет, – отвечает Червяк. – И сам не поползу и тебе не советую. Спасибо, конечно, за приглашение, но не надо мне такого угощенья.

– А ты оказывается, ещё и мямля! – рассердился Слизняк. – Только время с тобой зря потерял! Вот и делай после этого добро!

Отвернулся он от Червяка и пополз своей дорогой. Что с ним дальше было: то ли он мяса наелся, то ли его съели, – того не ведаю и врать не стану. Ну а Червяк попыхтел, попыхтел, а лист в норку всё-таки затянул. Отдохнул чуток и пополз делом заниматься: норы в земле рыть, листья туда затягивать. Жизнь ведь непростая штука: прежде чем поесть, – даже червяку потрудиться приходиться. А о том, что от работы его земля тучнеет и мир богаче становится, маленькому червячку думать некогда. Мизина Т. Н.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Ах, эти вкусные конфеты» Руководитель проекта: Крум Галина Леонидовна Актуальность: Дети очень любят конфеты. Они готовы ими питаться практически целыми днями. Наблюдая,.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка»Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород»Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород» П Пр ект "Наш веселый огород" (Огород на подоконнике). ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП ПРОЕКТА: практический.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект «Дождевые черви»Проект «Дождевые черви» Тема проекта «Дождевые черви» Подготовил: Вос-ль Бесолова З. М. МБДОУ №83 г. Владикавказ Длительность проекта: 2 недели (05.04 – 16.04.2021г.).

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде» «Во саду ли, в огороде» Проблема: Какую модель познавательно – исследовательской деятельности можно использовать для ознакомления малышей.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш».Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект "Ландыш" Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Подземные жители-дождевые черви»
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 19:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Подземные жители-дождевые черви»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зверева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД