Анна Зворыкина
Познавательно-исследовательский проект «По следам Ильи Муромца»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, посещающий детское дошкольное учреждение, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. «Дом» – «двор» – «детский сад» – «школа» – границы мира постепенно расширяются. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции. Детский сад играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Он дает ученику систематизированные знания и именно в нем должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает ребят, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Н. К. Крупская считала: «Необходимо педагогу вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть, в сущности, краеведом»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „По следам Ильи Муромца“» размещена в разделах
Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным городом или краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Актуальность проекта мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Дошкольный возраст как период формирования первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к городу, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Истоки краеведения уходят далеко в прошлое. Поколения наших предков не канули в безвестность, чтобы их дела остались в нашей памяти, мы должны исследовать и их судьбы. Совместная краеведческая деятельность – средство изучения родного края, воспитание уважения и любви к его предкам, которые творили историю. Воспитание любви к родному краю должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях.
Оригинальность проведенной работы состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников и социумом.
Практическая значимость представленного проекта по применению в этой работе современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, позволит увлечь в игру, а это уже почти 100%-ный результат успеха.
Ожидаемые результаты
• Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
• Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу
• Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков
• Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников
• Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине через проектную деятельность.
Этапы реализации проекта
№
п/п Основное содержание деятельности Сроки проведения Ответственные
1. Постановка проблемы перед детьми- получение письма с сюрпризом, которое должно заинтересовать детей. Октябрь 2014г Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Воспитатель Егорова С. А. ,
Зворыкина А. А.
2. Решение задания- сюрприза, беседа с детьми: «Где можно узнать подробную информацию?» Октябрь 2014г. Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Воспитатель Егорова С. А.
Зворыкина А. А.
3. Музей. Экскурсия по городу " Памятные места г. Мурома" Октябрь 2014г. Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Воспитатель Егорова С. А.
4. Экскурсия в библиотеку " Моя Россия" Ноябрь 2014г Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Воспитатель Егорова С. А.
5. Продуктивная деятельность детей: а) Рисование, лепка, аппликация, смешанная техника "Илья Муромец - русский богатырь" Ноябрь 2013г Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Воспитатель Егорова С. А.
Зворыкина А. А.
6. Музей. Экскурсия в ВЦ "Древний Муром - град" Декабрь 2014г Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Сотрудник музея Глущенко Л. И.
Воспитатель Егорова С. А.
8. Продуктивная деятельность детей по теме Январь 2015 Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Воспитатель Егорова С. А.
Родители группы
9.
Экскурсия в пекарню
Февраль
2015г
Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Сотрудник музея Глущенко Л. И.
Воспитатель Егорова С. А.
10. Подготовка и проведение утренника "День Защитника отечества" Февраль 2015 г
11. Подготовка атрибутов для игры «Наш маленький музей». Март 2015г Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Воспитатель Егорова С. А.
Родители группы
12. Речевая деятельность дошкольников по открыткам, где изображены памятные места, связанные с богатырем. Март 2015г Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Воспитатель Егорова С. А.
Зворыкина А. А.
13. Художественная деятельность по теме Май 2015г Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Воспитатель Егорова С. А.
14. ДНТ. Богатырские забавы+Посвящение в богатыри. Май 2015г Старший воспитатель:
Карпова О. В.
Сотрудник музея Глущенко Л. И.
Воспитатель Егорова С. А.
Беседы, дидактические и подвижные игры.
Помощь в оборудовании и оснащении материалом мини-музея в группе
Организация предметно-развивающей среды для ознакомления детей с основами истории родного края
Консультационный материал для педагогов.
Подборка художественной литературы
Разработка сценариев праздников и развлечений.
Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
Подборка наглядно-иллюстрированного материала.
Анкетирование родителей.
Картотека дидактических, подвижных игр.
Чтение познавательной, художественной литературы.
Родительское собрание.
Целевые прогулки, наблюдения.
Оформление консультации для родителей.
Продуктивная деятельность детей.
Оформление консультации для родителей.
Обобщение и распространение наработанного материала.
Консультационный материал для родителей.
Итоговое занятие.
Совместная экскурсия детей и родителей в мини-музей.
Приложения
Работа с детьми
Реализация проекта через различные виды детской деятельности
Виды детской деятельности Формы организации деятельности
Игровая деятельность - Сюжетно-ролевая игра «Приглашаем в наш музей»,
- Дидактическая игра «Библиотека»
Познавательно-речевая деятельность - Экскурсия в библиотеку с целью поиска информации об Илье Муромце, подбор книг о нем, просмотр видео и мультфильмов о былинном герое.
- Беседа «Как вести себя в музее»;
- Рассматривание картин: В. М. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», иллюстраций: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
- Чтение русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
- выставочный зал.
Продуктивная деятельность - Лепка на тему: «Наш Былинный богатырь»;
- Рисование на тему: «Русский богатырь»;
Физическое развитие
- Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Богатырские забавы»
Работа с родителями
Направление Цели Форма взаимодействия
Информационно-аналитическое Выявить интересы, потребности, запросы родителей; Анкетирование «Нужно ли дошкольникам изучать историю малой родины?»;
Познавательное Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей интереса к истории своей малой родины; Родительское собрание «Родной свой край люби и знай»;
Наглядно-информационное Повышать уровень знаний и представлений о былине и былинных героях; Консультации: «Мой город – моя малая Родина», «Былинные богатыри земли русской»;
Памятка «Правила поведения в музее»;
Досуговое Закрепить и обобщить полученные знания об основах ознакомления с родным краем; Создание в группе мини-музея «В гости к Илье Муромцу»;
Итоги:
Реализация проекта способствовала развитию познавательного интереса воспитанников к истории и культуре родного города, к его настоящему и будущему, овладению детьми первоначальными представлениями и элементарными знаниями об истории и культуре родного края, важнейших культурных и социальных объектах. Дети стали проявлять интерес к различным сторонам жизни города, развивать умение чувствовать и понимать красоту его природы и исторического облика.
Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил поведения в музее, выставочном зале, библиотеке и других культурно-социальных местах.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка, способствовало воспитанию нравственных качеств: участливости, заботы и бережного отношения к родному городу и его жителям, создало условия для проявления соответствующего поведения.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к изучению краеведения более интересным, доступным, значимым через воспитание интереса, любви и уважения к малой родине, ее истории и культуре на основе ознакомления с родным краем.
Заключительным этапом проекта стало участие в августовской педагогической конференции, где была представлен фоторепортаж о проделанной работе по данному проекту.