Татьяна Колесова
Познавательно-исследовательский проект «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
Выполнила:
воспитатель МКДОУ Воздвиженского
д/сада «Звёздочка»
Колесова Т. В.
2019 год
Вид проекта : Групповой познавательно-исследовательский, творческий, игровой
Продолжительность: Средней продолжительности сентябрь-октябрь
Участники: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Осень золотая“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «ЧХЛ»
Проблемно-ориентированный анализ:
Свою проектную деятельность я начала с интервью с детьми, попросив их ответить на вопросы:
- Что вы знаете об осени?
- Что ещё хотите узнать?
- Что надо для этого сделать?
Исходя из ответов детей, были определены цели и задачи проекта, составлен тематический план мероприятий.
Актуальность проекта
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой.
В любом поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Цель: Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи:
• углубить представления об изменениях в природе осенью;
• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечь внимания к окружающим природным объектам;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Ожидаемые результаты:
• Углубление и расширение знаний об осени, ее признаках и дарах;
• пополнение словарного запаса;
• развитие навыка общения и речи, пространственной ориентации;
• разнообразить способы сотрудничества;
• расширение познавательного интереса и кругозора;
• развитие художественно-творческих навыков.
Этапы реализации проекта
1. Этап подготовительный
Выбор темы проекта;
Определение цели и задач проекта;
Составление плана работы;
Изучение методической литературы;
Подготовка оборудования, материалов;
Предварительная работа с родителями.
2. Основной этап:
Содержание деятельности по образовательным областям:
• Познавательное развитие.
– НОД «Осенняя прогулка», «Что нам осень принесла», «Осень в лесу»;
– Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
– Экскурсия по территории ДОУ («Деревья и кустарники нашего детского сада», экскурсия в осенний парк («Ищем приметы осени»);
– Экспериментальная деятельность с осенними листьями;
– Беседы: «Золотая осень», «Цветы осенью», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Жизнь природы осенью», «Фрукты и овощи на нашем столе»;
– Интерактивная игра «С какого дерева листок»;
– Настольно – печатные игры: «Времена года», «Узнай по описанию» и др.
• Речевое развитие.
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…».
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек»,
К. Чашева «Деревья спят», К. Ушинского «Четыре желания»;
загадки, пословицы, поговорки;
составление рассказов об осени по сюжетным картинам «Осень наступила».
• Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в осеннем лесу», «Овощной магазин», «Семья», «Сварим борщ».
Дидактические игры: «Дерево, листок, плод», «Кто больше знает примет осени?», «Какая бывает осень?», «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»
• Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов. «Придумай, чем может стать красивый осенний листок».
Лепка: «Корзинка с грибами», «Осенний ковер», «Овощи и фрукты для магазина».
Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов»,
Конструирование: «Осенний ковер» (природный материал).
Рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»
И. Шишкин «Осень», «Осень в лесу»
П. М. Гричишкина «Мостик в лесу»
Прослушивание музыкальных произведений:
П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», песни об осени.
Разучивание песен об осени.
Культурно - досуговая деятельность: «Сердитая тучка»
Оформление выставки семейных поделок: «Разноцветная осень».
• Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
хороводная игра «Собираем урожай» «Огородная – хороводная».
подвижные игры «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названному дереву беги», «Раз, два, три, названный листок бери»;
эстафета «Соберем осенний букет», «Перенесем урожай», «Разбери шишки и орешки», «Разбери овощи и фрукты», «Кто быстрее насобирает грибов в корзинку».
• Трудовая деятельность :
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке, семян цветов.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Подготовка клумбы к зиме.
• Взаимодействие с родителями.
Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»
Папка-передвижка «Осенние месяцы»
Сбор природного материала.
Участие в выставке «Разноцветная осень».
Разучивание с детьми стихов.
Используемые виды деятельности:
• НОД;
• Игровая;
• Чтение художественной литературы;
• Изобразительная;
• Труд ;
• Конструирование из природных материалов.
3. Заключительный этап.
Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности :
Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень»
Праздник осени «Сердитая тучка».
Оформление раздевалки с использованием работ детей.
Оформление галереи репродукций картин художников «Осень»
Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей :
– развивались творческие способности.
– углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней.
– совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
– расширился и активизировался словарный запас.
– у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием приняли участие в оформлении выставки.
Список использованной литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. МОЗАИКА – СИНТЕЗ М 2010г.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
3. О. В. Дыбина Ознакомление с природой в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2017 г.
4. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2017 г.