Серафима Симонович
Познавательно-исследовательский проект «Волшебница Осень» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
Тип проекта : Познавательно-исследовательский
Актуальность: В современных условиях значительного ухудшения состояния экосистемы проблема экологического воспитания подрастающего поколения, и дошкольников в частности, приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой и неживой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волшебница Осень“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Для решения этой важной проблемы в работе с детьми я выбрала проектную деятельность, в ходе которой дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, разыгрывают сказки по ролям. Экологический проект «Волшебница Осень» направлен на расширение знаний о природе во всех её проявлениях в осенний период времени и формирование любви к ней.
Цель проекта : Выяснить характерные приметы осени и ее закономерности в природе.
Задачи проекта :
- расширить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей в решении общей задачи.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, воспитатель, родители воспитанников.
Время проведения: одна неделя (с 7.10 по 11.10.)
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
- совершенствование экологической среды группы;
- выставка творческих работ;
- праздник Осени.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материала по теме проекта.
Выбор форм работы с детьми и родителями.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Составление плана основного этапа проекта
Основной этап:
Каждый день недели посвящается определенным изменениям живой и неживой природы в осеннее время года, а также взаимосвязям человека и природы.
Понедельник: «Вот и осень пришла»
Дать представление о времени года – осени, его характерных особенностях (деятельность солнца, количество тепла и света, характер осадков, ветер, длительность дня, характер погоды).
1. Дидактическая игра: «Подбери признак»
2. Подвижные игры: «Поймай листок».
3. Работа в уголке природы – рассматривание иллюстраций осенней природы, обсуждение примет ранней и поздней осени, закрепление понятия «золотая» осень, разучивание пословиц и поговорок об осени.
4. Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Осень»
5. Чтение сказки Н. Сладкова «Осень на пороге»
6. Пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять»
7. Рисование: «Разноцветная осень».
8. Ежедневные наблюдения во время прогулок
Вторник: «Осенью в лесу»
Дать представление об изменениях в неживой природе осенью.
1. Рассматривание картин и беседы по ним: «Дары леса», «Прогулка для здоровья».
2. Подвижная игра: «Листопад»
3. Дидактическая игра «Подбери признак»
4. Чтение рассказа А. Лопатина, М. Скребцова «Как листочек березу спас».
5. Разучивание танца «Танец с осенними листьями», муз. А. Филиппенко.
6. Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет»
7. Рисование «Осеннее дерево»
8. Ежедневные наблюдения во время прогулок
9. Взаимодействие с родителями : гербарий осенних листьев (совместная работа детей и родителей дома)
Среда : «Осенью в огороде»
Дать представление о том, как растут фрукты, овощи, время их сбора, что можно приготовить из них, как их заготавливают на зиму.
1. Дидактические игры: «Овощи», «Чудесный мешочек», «В саду или огороде».
2. Подвижные игры: «Зайчик в огороде», «Накорми белочку».
3. Игра – драматизация по сказке «Репка».
4. Познавательная беседы : «Овощи-лекари».
5. Настольная игра: Домино «Овощи-фрукты».
6. Чтение рассказа В. Сутеева «Мешок яблок».
7. Лепка «Большие и маленькие морковки».
8. Пальчиковая гимнастика: «Хозяйка однажды с базара пришла».
9. Рисование «На яблоне поспели яблоки».
10. Ежедневные наблюдения во время прогулок.
Четверг: «Осенью в мире животных и птиц»
Дать представление об изменениях в живой природе осенью : как изменяется жизнь животных и птиц.
1. Познавательные беседы : «Перелетные птицы», «Кто в лесу остается или Пора готовиться к зиме».
2. Подвижные игры: «Накорми белочку».
3. Дидактические игры: «Назови детеныша».
4. Игра-драматизация «Колобок».
5. Отгадывание загадок о животных и птицах.
6. Чтение рассказа Н. Сладкова «Неслух».
7. Пальчиковая гимнастика: «Лесное население».
8. Аппликация «Ежик».
9. Ежедневные наблюдения во время прогулок.
Пятница: «Волшебница Осень»
Презентация проекта родителям.
1. Итоговое культурно - досуговое мероприятие «Осенняя сказка».
2. Выставка творческих работ детей в холле ДОО.
В работе с детьми я использую такие методы как:
1. Игровые методы.
2. Наглядный метод.
3. Словесные методы.
4. Метод наблюдения
Итог проекта :
3. Итоговое культурно - досуговое мероприятие «Осенняя сказка».
4. Выставка творческих работ детей в холле ДОО.