Марина Сербина
Познавательно-исследовательский проект «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта – «Земля наш общий дом»
Тип проекта – познавательно-исследовательский.
Участники – дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Планета Земля - наш дом
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Разумеется, что одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Цель проекта : развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий; воспитывать гуманное, экологически правильное отношение к природе.
Задачи:
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
- развивать любознательность, ценностное отношение к миру природы;
- развивать продуктивную деятельность детей,творческие способности ;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.
Ожидаемый результат: Формировать чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.
Подготовка к внедрению проекта.
Подобрать методическую литературу по теме.
Подобрать художественную литературу для чтения детям.
Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
Составить перспективный план мероприятий.
Выполнение проекта.
Игровая деятельность Дидактические игры: лото «Где чей дом?», «Растения-животные».
Словесные игры: «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».
Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу».
Познавательно- исследовательская деятельность - наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков;
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;
-наблюдение за божьей коровкой, клопом;
- рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях
Коммуникативная деятельность Общение «Мы - друзья природы».
Беседы на темы: «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», «Животные и птицы – это наши друзья»
Ситуации: «Что бы ты сделал, если бы увидел, как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы?»
Восприятие художественной литературы Заучивание стихотворений о Земле.
Б. Заходер «Ласточка», М. Пляцковский «Весёлый жилец», В. Лунин «Зелёные сны»
Двигательная деятельность Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль»
Х/и «Кукушка», «Паучок»
Игровое упражнение «К дереву беги»
Развивающая среда Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения», «Насекомые», «Цветы» и др.
Плакат «Птицы нашего края», «Животные»
Художественные произведения и иллюстрации к ним
Трудовая деятельность Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями в группе.
Уборка территории участка.
Изобразительная деятельность Лепка «Красивые цветы»
Рисование «Нарисуй, какое хочешь насекомое»
Взаимодействие с родителями Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Научите детей любить природу!»
Нарисовать рисунки совместно с детьми на тему: «Береги природу!»
Продукт проекта.
Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Береги природу!».
Оформление фотовыставки «День Земли»
Консультация для родителей
«Учите детей любить природу»
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о поляне, на которой собирали землянику.
Какими вырастут ваши дети, зависит от нас: мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Перед родителями (взрослыми) стоят такие задачи по экологическому воспитанию:
. Приучать детей не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья (ведь нередко родители позволяют детям рвать цветы даже на общественных газонах и клумбах).
. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.
. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.
. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.
Уважаемые родители! Обращайте внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней, особенно расширяется кругозор ваших детей во время наблюдений. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. А ведь бывает и так, как рассказала одна мама: "Мы идем с сыном домой и все больше молчим или обсуждаем, что на ужин готовить будем, какую игрушку купить ему".
Почитайте с детьми книги, рассмотрите иллюстрации. Книги есть самые разнообразные, например, у Бланки "Хвосты". Из этой книги ваш ребенок узнает много интересного и, в частности, то зачем нужны хвосты жи-вотным, птицам или рыбам. Есть очень интересная книга - Энциклопедия для малышей "Чудо всюду" под редакцией Т. Д. Нуждиной, купите, не пожалеете!
Детям свойственно наглядно-образное мышление, и они легко запоминают то, что видят. Поэтому, если вам доведется побывать в деревне, то обратите внимание на домашних животных, как они живут, как за ними надо ухаживать, чем питаются, какую пользу приносят людям.
Необходимо довести до сознания детей то, что в неволе могут жить только декоративные птицы, а те, что привыкли жить на воле погибнут через месяц. Поэтому нельзя разрешать ловить птиц и содержать их в неволе.
По-разному дети относятся к жукам, червякам, муравьям и другим насекомым. Одни боятся, другие безжалостно уничтожают их, третьи безразличны, четвертые любят их. Как же найти в этом вопросе оптимальное решение? Надо рассказать детям, что в природе все взаимосвязано. С одной стороны, насекомые приносят пользу, с другой - вред. И в каждом конкретном случае следует принимать индивидуальное решение.
Ранней весной начинается нашествие на цветы мать-и-мачехи. Дети безжалостно вырывают их с корнями и затем бросают. Порой никакие запреты не помогают. Попробуйте посадить мать и мачеху в горшочек, сделать сбор листьев в лекарственных целях, расскажите от каких болезней применяют это растение, почему у него такое интересное название. Расскажите и о других лекарственных растениях.
Во время "выхода” на природу в выходной день понаблюдайте за облаками. Расскажите о том, что они несутся над землей, подгоняемые ветром, в разрывах между ними по-зимнему холодное, напоминающее льдинки, голубое небо. Облака как бы создают причудливые сказочные нагромождения. Выскажите свои ощущения. Пусть видят дети, что общение с природой радует и волнует, создает хорошее настроение, пробуждает фантазию. И ваши маленькие благодарные слушатели быстро откликнуться.
Они увидят в чудных по форме облаках "драконов", "львов", "собак" и, что бегут они к Снежной королеве. И ваши дети уже никогда не останутся равнодушными к небу.
Как чутка душа ребенка! Как быстро он воспринимает добро! Сломал ветку ребенок, скажите ему, что она живая, и он в другой раз едва ли так же бездушно сломает ее.
И в заключение хочется вспомнить слова В. Белинского: «Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких усилий и стараний со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделается и волком и ослом, и чем угодно». Поэтому именно от нас взрослых, зависит, какими будут наши дети. Естественно, мы воспитатели хотим, чтобы ребята любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться всем нам взрослым совместными усилиями.
Отчет о проектной деятельности «День Земли»
Наш краткосрочный проект получил название «День Земли». Он объединил детей, родителей, педагогов в желании бережно относиться к природе.
Воспитатель средней группы Сербина М. А. поставила перед собой следующие цели: развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий; воспитывать гуманное, экологически правильное отношение к природе.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены следующие познавательные мероприятия :
- в игровой деятельности использовались дидактические, словесные игры, а также игровые ситуации;
- в познавательной деятельности дети наблюдали за окружающим миром (деревьями, птицами, насекомыми)
- в коммуникативной деятельности формировались представления детей о том, что мы друзья природы; как нужно вести себя, чтобы не навредить ей.
Кроме того, разучивались стихотворения о том, что нужно беречь землю. Оживленными были обсуждения прочитанных произведений : Б. Заходера «Ласточка», М. Пляцковского «Весёлый жилец», В. Лунина «Зелёные сны».
- в двигательной деятельности : подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», х/и «Кукушка», «Паучок»; игровые упражнения «К дереву беги». привели детей в особое оживление.
Не малую роль играла развивающая среда: альбомы для рассматривания, плакаты, художественные произведения и иллюстрации к ним и д. р.
- в трудовой деятельности дети с большим удовольствием помогали воспитателю ухаживать за комнатными растениями, убирать территорию участка.
-в изобразительной деятельности рисовали насекомых, лепили цветы из пластилина.
Для родителей оформлена папки-передвижки с консультацией «Учите детей любить природу!».
И главным этапом нашего проекта стала выставка рисунков родителей на тему «Береги природу!» и фотовыставка «День Земли»
В ходе реализации проекта «День Земли» предполагаемые результаты у детей были достигнуты: - формируется чувство сопереживания, дети стали добрее, возникли добрые чувства к природе, углубились знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.
o на протяжении всего проекта у воспитанников сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
o сформированы первичное понятие о природоохранной деятельности;
o взаимодействие с родителями дало большой результат в социальном воспитании.
Работа над проектом «День Земли» принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они поняли, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей проявились добрые чувства, желание беречь природу.