Елена Короблина
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №21
Познавательно – исследовательский проект
логопедическая группа
воспитатель: Е. Н. Короблина
«Добрый ребенок,
не сваливается с неба.
Его надо воспитывать»
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты
- Темочки
Исследовательская, познавательная активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, способен развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (февраль-март)
Участники проекта : дети логопедической группы, воспитатель, родители.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Методы: наглядные, словесные, поощрение.
Приемы: показ, объяснение, речевое общение, игровая ситуация.
Цель проекта :
-Формировать познавательную активность детей, привлекать внимание к экспериментированию, проектной деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
-Развивать сотрудничество детей, родителей и педагогов над проектом.
-Привлечь родителей к организации и реализации проекта (помощь родителей в посеве семян и выращивании рассады дома).
-Расширять и обобщать знания о том, как ухаживать за растениями, что для этого нужно.
-Развивать наблюдательность, уметь замечать изменения в росте растений, делать выводы.
- Обогащать словарный запас: семена, всходы, побеги, ростки, поливаем, рыхлим, почва.
-Создать в группе огород на подоконнике.
-Сделать проект сотворчеством детей, воспитателей, родителей.
-Воспитывать любовь к природе, трудолюбие.
Работа с родителями:
-Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
-Рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях и ведению дневника наблюдений с зарисовками или фотографиями.
-Повышение уровня экологического сознания.
-Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивания растений из семян.
- Развитие познавательных и творческих способностей.
-Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
- У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
- Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.
-Создание в группе огорода на подоконнике.
- Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Связь с другими видами деятельности.
-социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Задачи:
-Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, польза, уход за ними.
-Формировать представление о выращивании растений из семян.
-Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
-Учить наблюдать изменения в развитии и росте растений.
- Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет,
тепло, вода).
-Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
- Развивать речь детей, активизировать словарь.
- Разъяснять значимость труда.
- Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
- Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений.
-Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди - сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения - вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
-Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
- Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
- Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
- Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий, составление плана мероприятий по работе с детьми.
2. Основной: (или этап реализации проекта) проводится запланированная работа по реализации проекта (рассматривание иллюстраций, экологические сказки, дидактические игры, беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, загадывание загадок, пословицы, стихи, песни).
3. Заключительный: Создание огорода на подоконнике. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Итоговая беседа. Высадка рассады в открытый грунт на огороде детского сада. Видеоотчёт для родителей о проделанной работе.
I. Подготовительный этап
Сбор информации, материалов по теме.
Подбор художественной литературы;
Разработка цикла наблюдений, бесед;
Сбор информации по теме совместно с родителями;
Сбор информации по теме совместно с детьми.
II. Практический этап
Подготовка и проведение, опытов, бесед;
Установка связей, растения – земля; растения – вода; растения – человек;
Подготовка и чтение художественной литературы;
Подготовка и показ иллюстраций, картинна овощную тематику;
Подготовка дидактических игр.
III. Заключительный этап
Анализируют и обобщают полученный результат;
Просмотр оформленного педагогом видеоролика «Огород на окне».
Этапы реализации проекта.
1.«Берёза, ива, сирень»
- Наблюдение за проращиванием веток.
- Знакомство с берёзой, ивой, сиренью.
- Наблюдение за берёзой.
- Д/игра "Чей лист"
- Чтение С. Есенина "Берёза"
- Загадки, пословицы, поговорки, пальчиковая гимнастика.
2. "Овощи"
- Беседы: «Можно ли вырастить рассаду на окне?», «Что надо для хорошего роста растений?», «Овощи - это витамины», «Лук от семи недуг».
- Д/и "Чудесный мешочек" - Составление описательных рассказов
- Загадки, пословицы, поговорки, пальчиковая гимнастика.
- Рассматривание: семян: огурцов, салата, перца, пшеницы и др, натюрмортов, иллюстраций о растениях.
- Посев семян овощей дома с родителями.
- Наблюдение за проращиванием семян: первые всходы, дальнейшее развитие растения;
- Дидактические игры: «Составь натюрморт», «Угадай на вкус». «Что сначала, что потом?», "Овощи и фрукты», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки». «Натюрморт».
- Чтение художественной и познавательной литературы : «Пых», «Сказка о том, как овощи воевали», Ю. Тувим «Хозяйка с базара пришла», сказок Г. Юдина «Ослиный огород».
- Слушание и разучивание песни «Веселый огород»; музыкальная игра: «Огородная - хороводная».
- Отгадывание загадок и пословиц по теме.
3. Создание огорода на окне в группе детского сада.
- Изготовление подписей для рассады;
- Оформление огорода на окне;
4. Познавательно-исследовательская деятельность и уход за рассадой.
Опыты:
- «Земля» Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д. ;
- «Живая вода»; Выявить насколько вода необходима для роста растений;
- «Солнце и растения»; Определить роль солнца в жизни растений;
- «Человек и растения»; Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
- «Лук в разных условиях».
5. Итоговая беседа: «Огород на окне переносится на участок детского сада».
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
- На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, они научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
-Дети стали различать и уверенно называть овощи, их особенности и различия;
- Дети получили знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, сажают, поливают, рыхлят, пропалывают;
- В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития;
- В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах;
- Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений;
- У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени;
- У детей пополнился и обогатился словарный запас;
- Дети получили положительные эмоции от новых знаний и умений.
-Просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Дети наблюдали за ростом овощных культур, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Участие в занятиях, дидактических играх, беседах.
Помощь детям в посадке семян.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания для роста растений. Дети увидели многообразие посевного материала. Дети более, бережнее стали относиться к растительному миру. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
Каждый ребенок, заходя утром в группу, спешил к своему кашпо, чтобы посмотреть, не появились ли новые ростки, на сколько, подрос лук. Для наблюдения мы использовали лупы. В процессе экспериментирования каждый ребёнок получил возможность удовлетворить присущую детям любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
«Огород на окне» помог расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. Дети радовались красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Мини огород для наших воспитанников - занятие увлекательное и полезное.