Светлана Рассолова
Познавательно-исследовательский проект «Нежданный гость»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Нежданный гость»
Слайд с удивлением
Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Посмотрите, пожалуйста, на картинки.
Какую эмоцию детей вы наблюдаете?
А чему удивляются дети?
Удивление самыми простым явлениями….
Процесс познания у дошкольников начинается с появления эмоции удивления. Удивление ведет к любознательности, а детская любознательность стимулирует познавательную активность. И с одного из таких удивлений началась наша история.
СЛАЙД
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Нежданный гость“» размещена в разделах
Однажды в один из осенних дней во время прогулки дети увидели и удивились тому, что у нас на площадке появилась маленькая кучка земли. Мы решили ее рассмотреть. Арсений предположил, что это чей- то домик, а Леша подумал, что это Света насыпала песок из нашей песочницы. У ребят возник спор, и нам надо было его разрешить. Возникли вопросы: Чей это домик? Что это песок или земля? Тогда мы решили выяснить это.
СЛАЙД
Для начала рассмотрели земляную кучу: проверили версию Леши. Сравнили землю с кучкой песка из песочницы. Дети увидели, что земля темная и рыхлая, а песок коричневый, рассыпчатый. Убедились, что это не песок. Тогда дети сказали, наверное, это все-таки чей-то домик.
Ребят заинтересовало, а что же есть внутри кучки? Решили посмотреть. Аккуратно ее разгребли и увидели отверстие, которое уходило в землю. Заглянули в него, но ни кого не увидели.
Дети предположили, что это домик мышки или крота. Однако Арсений вспомнил, что на одном из занятий мы знакомились с полевой мышью. Ее домик – норка. У мыши маленькие лапки, значит она не может вытолкнуть на поверхность большую кучу земли. Тогда Анжелика сказала, что это домик крота Ребята с ней согласились, но тут же появились другие вопросы: А чем же крот дышит под землей? И как он там видит? И как он может там жить? Я поняла, что дети заинтересовались жизнью крота. И вот тогда зародился наш проект «Нежданный гость».
СЛАЙД СЛАЙД
В рамках реализации нашей основной общеобразовательной программы мы расширяем представления детей о живой и неживой природе, знакомим детей с животными и растительным миром. Я поняла, что детям интересно стало узнать о жизни крота, но материал, полученный, в рамках образовательной программы оказался недостаточен. Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. И чтобы ответить на возникшие у детей вопросы, проектная деятельность стала для нас актуальной.
СЛАЙД
Цель проекта развитие познавательно-исследовательских навыков у детей 4-6 лет, задачи для достижения этой цели вы видите на слайде.
СЛАЙД
Проект исследовательский, длился 2 недели, его участниками были дети, воспитатель и родители.
СЛАЙД
Для начала дети спросили у своих родственников, что они могут рассказать о кроте. Вот, что ответили родители. Чтобы пополнить информацию мы отправились в библиотеку, там нам подобрали интересующие нас книги.
СЛАЙД
В группе рассмотрели энциклопедии о живой природе и поискали информацию в интернете, которая мной заранее была подготовлена. Один из воспитанников, умея пользоваться компьютером, самостоятельно просматривал картинки и фотографии о кроте. А дети младшего возраста -вместе со мной.
Во время поиска информации (просмотра видеоролика) даже меня взрослого человека постигло удивление.
Давайте вспомним сказки и мультфильмы в которых встречали крота.
СЛАЙД
Вот к примеру Сказка дюймовочка. Скажите, что запасал и хранил в своих кладовых крот?
А в чехословатском мультфильме про крота, который мы тоже помним с детства, чем лакомился крот? (яблоко. Клубника)
Да. Дейтвительно, я так и думала. Что крот питается и овощами и фруктами и корешками растений
Но оказывается, что кроты питаются исключительно мясом (дождевыми червями, медведками, личинками, лягушками.
СЛАЙД
Еще в ходе занятий дети познакомились с особенностями строения тела крота. Рассматривая, фото крота, дети обратили внимание на его глаза они очень маленькие прикрыты кожей и шерстью, а нос похож на хобот с щупальцами, узнали что им крот буравит землю, а лапами, похожими на лопаты разгребает землю и выталкивает ее назад. Детей удивило, что у такого маленького животного жилище может состоять из шести этажей с множеством кладовок. Что за сутки он может прорыть ходы на расстояние до 70 метров, а без пищи может прожить не более полдня.
СЛАЙД
Полученные представления закрепили практической деятельностью, предоставляя детям выбор материалов, ребята слепили, нарисовали и сделали аппликации забавных кротов.
СЛАЙД
А для того чтобы ответить на вопросы детей чем дышит крот под землей,я подобрала из интернета опыт. Приготовила землю, колбу и воду. Дети, рассматривая землю предположили под землей можно задохнуться, ведь там нет воздуха.
Провели опыт: в колбу с водой бросили комочек земли. Внимательно присмотрелись, увидели пузырьки, которые поднимаются вверх.
Вывод: мы увидели пузырьки, которые поднимаются вверх. Дети сказали
в почве есть воздух и крот может там дышать.
СЛАЙД
Отвечая на вопрос как видит крот? Я приготовила очки с заклеенными стеклами и настольную лампу и предложила детям примерить очки, посмотреть вокруг. Ребята, рассмотрев очки, предположили, что в таких очках они не чего не увидят. Предположения детей подтвердились.
СЛАЙД
Но когда я включила настольную лампу и попросила посмотреть в ее сторону, дети заметили тусклый свет, вот именно так и видит крот.
Под землей кроту зрение и не нужно, ведь там темно, но если он увидит тусклый свет, значит его нора открыта и поблизости его враг.
СЛАЙД
И тут у детей опять возникли вопросы: Если крот не видит, как же он передвигается? И как ловит себе пищу? Ответ на эти вопросы мы нашли в игре «Жмурки», которую дети потом переименовали в «Охоту крота» и игру «Угадай по запаху». Поиграв дети убедились, что без зрения, если прислушиваться, то можно поймать добычу, а при помощи обоняния и осязания определить какой либо предмет.
СЛАЙД
Все. Что мы прочитали и узнали подтвердилось н прогулке.
Познакомившись с кротом и его образом жизни мы продолжили наблюдать за кротами. Убедились, что кроты чаще встречаются у дороги. Там где очень твердо кротовины не встречаются. А на только что перекопанном участке тоже кротовин не нашли, мы ведь теперь знаем,что кроты хорошо слышат, поэтому здесь они не появятся. Вспомнив, что кроты роют свои ходы на большое расстояние, мы решили посмотреть дальше и нашли кротовину довольно на большом расстоянии от первой. Рассмотрели ее увидели. Совсем рядом наш огород, а ведь там рыхлая земля, может наш крот отправился туда, но нет кротовины мы не нашли, но встретили другого вредителя огорода. К сожалению самого крота мы так и не встретили, Но наша встреча пусть виртуально, но состоялась, когда я перед сном прочитала сказку про маленького кротенка. После прочтения Анжелика захотела сочинить свою сказку о кроте вместе с мамой.
СЛАЙД
И через несколько дней принесла эту сказку. В сочинении сказки участвовала вся семья: мама записала сказку, брат нарисовал иллюстрацию,а Анжелика ее раскрасила. Однако сказка была написана на простом альбомном листе и что бы она нам долго прослужила дети решили сделать книгу.
СЛАЙД
Оформляя книгу, свои представления о кроте дети выразили в рисунках и тексте (кротовина, крот, лопатообразные лапы, как он роет землю,тех кого он встречает под землей)
Когда в группе дети играли в настольные игры, я заметила что они с полочки берут своих слепленных кротиков и используют их вместо фишек. Но
Арсений заметил кротики-фишки не подходят для этой игры. Я спросила, какая же игра подходит для таких фишек? Оказалось, такой игры нет в группе. Арсений предложил сделать самим игру и дети с радостью его поддержали. Рисуя игровое поле дети опирались на свои представления о жизни крота: что его жилище состоит из нескольких этажей, что он питается дождевыми червями, личинками, жуками и даже может выйти на поверхность и полакомиться гусеницей,что он любит погреться на солнышке.
СЛАЙД
Правила игры мы разработали вместе. У нас получилось два варианта. Первый вариант простой-для детей младшего возраста и второй более сложный для старшего возраста.
СЛАЙД
В группе мы подобрали коробку для игры и украсили ее нашей аппликацией. Игра готова.
Когда дети начали играть, возникали споры, кто начнет первым, проигравший в игре ребенок расстраивался, дети не всегда соблюдали правила игры.
СЛАЙД
Я как педагог определила для себя следующие задачи игры. И через некоторое время заметила, что ребята постарше уступают младшим друзьям в праве начала игры, делают замечания друг другу при нарушений правил, а когда проигрывают в игре то относятся к этому спокойно.
СЛАЙД
Теперь у нас в группе появилась новая игра «Путешествие веселых кротиков» и книга «Сказка о кроте». Наша книга занимает почетное место в книжном уголке группы. Ребята с удовольствием ее рассматривают и рассказывают по картинкам сказку. А наша настольная игра стала любимой игрой, дети гордятся ей, часто в нее играют. Дети с радостью брали книгу и игру домой, играли и читали в кругу своих домочадцев.
слайд
После путешествий нашей игры и книги по домам детей, я спросила детей. «А кому мы еще можем показать игру и книгу?» Ребята предложили дать почитать книгу и поиграть нашей игрой ученикам 1 класса. И я передала книгу и игру нашим старшим друзьям. Ученики заинтересовались ими и с удовольствием поиграли и почитали на переменах, а один из школьников так увлекся нашей игрой, что дома сделал похожую игру для своих друзей- одноклассников и принес ее в школу. Так наш проект из исследовательского переродился в практико-ориентированный.
На протяжении всего проекта дети схематически фиксировали свои действия, планировали что мы будем делать завтра,а я корректировала свои планы, создавала условия,пополняла предметно-пространственную среду.
Наш проект проходил осенью. А весной случилось у меня ещё одно приятное удивление. Во время прогулок заметила, что дети увидев кротовину не наступают на нее, а аккуратно обходят. А один из мальчиков даже поставил палочку с ленточкой рядом с кротовиной, чтобы другие ребята не разрушили ее. Со слов родителей узнала, что по совету детей на своих огородах для отпугивания кротов они поставили вертушки погремушки, а не использовали химические вещества, которые убивают кротов.
СЛАЙД
А для себя, как воспитателя, я сделала вывод и посоветовала родителям моих дошколят :уметь поощрять любознательность малыша, делать вместе с ним маленькие открытия и не переставать удивляться самим.
СЛАЙД