Гулия Кадаева
Познавательно-исследовательский проект «Из чего делают бумагу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Познавательно-исследовательский проект на тему : «Из чего делают бумагу?»
Участники проекта :
дети подготовительной группы «Кнбаыш»,
воспитатели, родители
Руководитель: Кадаева Г. Н.
«Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес,
Ты полон свежести и всё в тебе живое,
И столько у тебя чудес!»
(Р. Рождественский)
Темочки:
- Бумага. Изготовление бумаги своими руками
- Бумага. ИЗО, поделки
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Паспорт проекта
Тема: «В бумажном царстве – государстве».
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Сроки реализации проекта : краткосрочный – 3 недели.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели и родители.
Введение.
Эта работа о бумаге. Такой нужной, необходимой, знакомой и близкой, волшебной и прекрасной. Но добрая спутница письменности, литературы, мысли хранит грустный секрет – каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготовления бумаги. 125 миллионов деревьев в год! Стоит ли бумага таких жертв? Нам очень жалко деревьев, которые умирают ради газет и журналов, потому что люди, прочитав их, просто выбрасывают. Для того, чтобы получилась пачка газет, толщиной всего около метра, нужно срубить взрослое дерево высотой 10 – 12 метров.
Предмет исследования: Интересная бумага – необычная такая.
Актуальность проекта : С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются. Лес нужно спасать сейчас!
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. А бумага – предметхорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека.
Они видят, как наше население не экономно использует природные ресурсы: выбрасывает бумагу на свалку, сжигает, засоряет территорию, тем самым не давая бумаге вторую жизнь.
Поэтому необходимо с ранних лет воспитывать у детей бережное отношение к бумаге, показать её возможности через разнообразную творческую деятельность. Учитывая интерес детей к данной проблеме, мы решили разработать проект «В бумажном царстве – государстве». Данный проект направлен на познавательное развитие через поисковую деятельность.
Гипотеза проекта :
Мы предположили, что можно привлечь внимание людей к проблеме уничтожения леса ради бумаги, если из бумаги изготовить экологические поделки, закладки, сценические костюмы, платья для детского мероприятия, а также использовать ее в оформлении стенгазеты.
Проблема: ФГОС предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения бумаги и ее применение стала актуальной. Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно представлений о разнообразии бумаги, ее свойствах. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для того, чтобы заинтересовать детей запланировали подклеить книги. Оказалось, что книг, нуждающихся в ремонте, довольно много.
Как же так? Почему в нашей группе есть порванные книги? Легко ли сделать книги и из чего их делают?
– Да, книги делают из бумаги, а из чего делают саму бумагу? Легко ли сделать бумагу? Сможем ли мы самостоятельно сделать бумагу? Почему говорят, что бумага – это подарок леса? На этот вопрос дети затрудняются ответить.
Цели проекта : познакомить детей с историей возникновения бумаги, её видами, свойствами, технологией изготовления бумаги, значением в нашей жизни. Способствовать бережному, рачительному отношению к бумаге.
Задачи:
Образовательные: Дать ребёнку возможность, самостоятельно открыть для себя мир листа бумаги, постичь свойства, структуру.
Развивающие: Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их исследования и использования.
- Развивать практические исследовательские умения и навыки у детей дошкольного возраста.
Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к лесному богатству нашего края.
Формирование экологической культуры, экономного, бережного отношения к изделиям из бумаги и картона.
Ожидаемые результаты:
- дети получат представления об истории возникновения бумаги, технологии её изготовления;
- дети смогут самостоятельно определять виды бумаги, называть её свойства - у детей сформируются навыки работы с бумагой;
- повысится уровень речевого и познавательного развития;
- совершенствуется мелкая моторика рук и глазомер;
- проявятся творческие способности и фантазия детей;
- повысится социальная активность родителей в жизни группы;
- дети научатся принимать участие в совместных с родителями акциях и мероприятиях;
- у детей сформируется рачительное отношение к бумаге.
- у детей сформируются экологическое сознание и экологическая культура.
Методы исследования:
- поиск информации.
- изучение специальной литературы и обобщение результатов.
- наблюдение.
- практический.
- экспериментальный.
- творческий.
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап.
- анализ проблемы проекта;
- подбор материала из энциклопедии по теме: «Бумага».
- составление и обсуждение поэтапного плана проекта;
- подбор методической, справочной литературы по тематике проекта;
- чтение стихотворений о деревьях, о бумаги (Л. Орлова «Аппликация», Видерхольд С. «Стихи про бумажный самолетик», Михалков Сергей «Лист бумаги»)
-совместное с родителями планирование образовательной и творческой деятельности
(Консультация «Волшебный мир бумаги»)
II. Основная этап.
Мероприятия с детьми Мероприятия совместно с родителями
1. Рассказ воспитателя «Как изготавливают бумагу?»
2. Познавательно-исследовательское занятие «Волшебница бумага»
3. Практическое занятие по экспериментальной деятельности «Волшебная бумага»
4. Экспериментирование «Виды бумаги и картона».
5. Просмотр презентации «Как появилась бумага».
6. Чтение произведений: С. Маршака, «Почта», «Как печатали книгу?»; В. Бологова «Откуда книга пришла», Б. В. Зубкова «Книжка про книжку».
7. Практическое занятие «Изготовление бумаги в условиях детского сада».
8. Проведение мероприятия «Лечим книги!» 1. Конкурс плакатов на тему «Беречь бумагу - значит сберечь лес»
2. Консультация для родителей «Поделки из бумаги».
3. Мини – музей «Волшебница бумага»
4. Дидактическое пособие «Такая разная бумага»
5. Показ мод «Бумажная фантазия».
6. Изготовление буклета «Задача каждого бережно относиться к бумаге и помнить о том, что бумага - наш друг!»
III. Заключительный этап.
Буклет
Задача каждого бережно относиться к бумаге и помнить о том, что бумага - наш друг!
Собирайте и сдавайте макулатуру!
Ведь переработка одной тонны макулатуры спасает:
10 взрослых деревьев, 20 тысяч литров воды и 1 тысячу киловатт электроэнергии!
Сдавая макулатуру, разумно и экономно используя бумагу, человек спасет от вырубки огромные площади лесов, ведь
леса – это легкие нашей планеты!
Выводы и предложения
1. В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги.
2. Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в условиях детского сада. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу.
Таким образом, дети познакомились с изготовлением бумаги в условиях детского сада.
Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы нашей страны.
3. В результате социологического опроса, проведённого среди родителей нашего дошкольного образовательного учреждения, выяснилось, что большинство семей осознают необходимость личного вклада в дело сохранения лесных богатств и готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.
Надо помнить, что лес - это сокровище, которое подарила нам мать-природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.
Результат:
- возникновение стойкого интереса к экономии бумаги и картона, сбору и переработке макулатуры;
- активизация познавательной и исследовательской деятельности детей и родителей;
- взаимодействие родителей и детей в творческой экспериментальной деятельности.
«А стоит ли бумага жизни дерева?». Мы думаем, не стоит.
Сердце дерева в бумаге,
Это грустно и печально.
В каждом листике бумаги
Слышен сердца стук прощальный.
Сердце дерева в бумаге –
Поскорей очнитесь, люди!
Если вы не прекратите,
Сгинет лес, и вас не будет!
Реализация проекта
В рамках проекта было проведено много интересных мероприятий совместно со всеми участниками проекта :
1. В рамках организованной образовательной деятельности проведено практическое занятие по детскому экспериментированию «Виды бумаги и картона». На занятии дети познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения.
2. Просмотр презентации «Как появилась бумага».
В результате дети расширили свои знания о процессе производства переработки бумаги.
3. В рамках организованной образовательной деятельности проведено практическое занятие «Изготовление бумаги в условиях детского сада».
4. Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе плакатов на тему «Берегите лес!». Следует отметить активное участие и творческий подход семей группы.
5. Экологический десант по уборке близлежащего леса мы наметили на апрель 2016 года.
Приложение 1.
Организованная образовательная деятельность
по экспериментированию
в подготовительной группе на тему: «Волшебная бумага»
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Образовательные области:
Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Интегративные задачи:
Образовательные: Способствовать освоению детьми представлений о свойствах бумаги.
Развивающие: Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
Развивать умение организовывать свою деятельность :продумывать ход деятельности для получения желаемого результата.
Воспитывающие: Воспитывать активность детей для решения проблемной ситуации.
Оборудование: лист для фиксации экспериментов, по 6 конвертов на каждого ребенка с набором бумаги (салфетка, фольга, пергамент, картон, газета, калька, обычная бумага, кисти, краски, емкость с водой.
Предварительная работа:
Беседа на тему «Как делают бумагу?», конструирование корабликов, рассматривание альбома «Бумага такая разная».
Алгоритм ООД.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я предлагаю вам стать учеными. А кто такие ученые? (ответы детей)
Я сегодня тоже буду ученым. У нас открыта лаборатория, где мы с вами постараемся ответить на вопрос: какими свойствами обладает различная бумага.
Воспитатель надевает халат, детям прикрепляются условные обозначения «УЧЕНЫЙ».
Воспитатель: Как вы думаете, что можно делать с бумагой?
Дети: Рисовать, мять, делать поделки, сворачивать и д. р.
Воспитатель: А любую бумагу можно использовать для изготовления поделок или рисовать, рвать, мять? (ответы детей) Дети проходят за столы.
ОПЫТ №1 «Какая бумага легко мнется?»
Воспитатель: Как вы думаете, какая бумага легко мнется? (ответы детей)
Воспитатель предлагает взять конвертик с №1, рассмотреть каждый вид бумаги, вспомнить названия и опытным путем ответить на поставленный вопрос. Дети выполняют задание, делают вывод. Результат заносят в общий лист экспериментов.
ОПЫТ №2 «Какая бумага легче рвется?»
Воспитатель: Теперь надо выяснить, какую бумагу легко разорвать. Возьмите конверт с №2 и поочередно разорвите каждый из предложенных листов бумаги.
Дети выполняют задание, делают вывод. Результат заносят в общий лист экспериментов.
ОПЫТ №3 «На какой бумаге можно рисовать?»
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли на занятиях по рисованию использовать любую бумагу (ответы детей) Давайте проверим.
Воспитатель предлагает детям взять конверт с №3 и попробовать сделать рисунок красками на каждом виде бумаги. Дети выполняют задание, делают вывод. Результаты заносят на лист экспериментов.
ОПЫТ №4 «Какая бумага может летать?»
Для этого опыта предлагается подготовить полоски разной бумаги по 1-й на каждого ребенка.
Воспитатель: Чтобы ответит на этот вопрос, я предлагаю поиграть в игру «Летчики».
Все дети берут по одной полоске бумаги, встают из-за столов. Поднимают полоски бумаги вверх и по команде «раз-два-три, лети» выпускают или подкидывают полоски. Игра повторяется несколько раз, делается вывод. Результаты заносят на лист экспериментов.
ОПЫТ №5 «Какая бумага может долго оставаться на плаву?»
Для этого опыта предлагается подготовить разную бумагу по одной на каждого ребенка для изготовления кораблика.
Воспитатель: Как вы думаете, кораблик из какой бумаги будет дольше оставаться на плаву? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям сделать кораблики и опустить их в емкость с водой.
Воспитатель: Чтобы результат эксперимента был точным, давайте подождем некоторое время и проведем еще один эксперимент.
ОПЫТ №6 «Какую бумагу легче свернуть в трубочку?»
Воспитатель: Представьте, что вы отправились в плавание на корабле, и нам нужна подзорная труба. Возьмите конверт №6 и попытайтесь из имеющихся у вас листов бумаги сконструировать подзорную трубу.
Дети выполняют задание, делают вывод. Результат заносят в общий лист экспериментов.
Воспитатель: А теперь давайте проверим, какая бумага может долго оставаться на плаву?
Дети подходят к тазу с водой, делают вывод и отмечают результат на листе экспериментов. Воспитатель предлагает рассмотреть лист экспериментов и сделать вывод. Подводится итог занятия.
Примечания:
Так как не все дети умеют читать, то следует в левой колонке вместо надписей приклеить образцы каждого вида бумаги. А в верхней строке название каждого опыта заменить соответствующим символом.
Приложение 2.
Исследование свойств бумаги.
Свойства бумаги определяют ее внешний вид, качество и предназначение. Попробовали исследовать свойства бумаги и для этого провели следующие опыты:
Опыт № 1
«Волшебная бумага»
Цель: закрепить знания о том, что на бумаге можно рисовать и писать.
Предложила детям альбомные и тетрадные листы бумаги, фломастеры, карандаши простые и цветные.
Что можно сделать с бумагой, карандашами и фломастерами? Вывод: бумагу можно использовать для рисования и письма.
Опыт № 2
«Сравнение бумаги и картона»
Предложила детям два вида бумаги : картон, простая цветная бумага для аппликации. Мы попробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко.
При разрезании картона у детей возникли затруднения. Вывод: картон толще, чем бумага, его тяжелее разрезать.
Опыт № 3
Вариант 1
«Сминание бумаги»
Вариант 2
«Сминание бумаги и картона» Цель: подвести детей к пониманию того, что можно сделать с бумагой и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?
Предложила детям смять бумагу. Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли, это сделать?
Предложила детям смять бумагу и картон. С каким материалом проще работать? Вывод: бумага – непрочная. мягкая, её можно легко смять. Дерево, из которого сделан кубик – прочное, твёрдое, не сминается.
Бумага сминается легче, чем толстый картон. Картон потихоньку расправляется.
Опыт № 4.
«Разрывание бумаги»
Предложила детям два вида материала: бумагу, картон.
Задание: разорвать бумагу и картон.
В ходе исследования бумага быстро и легко рвалась на полоски.
При разрывании картона, нужно было прикладывать много усилий и не все дети справились с этой задачей. Вывод: тонкая бумага легко рвётся, а прочный картон разорвать трудно и не всегда можно это сделать.
Опыт № 5.
«Вода и бумага»
Для этого опыта предложила детям разные виды бумаги : бумажные салфетки, бумагу для заметок, альбомный лист бумаги.
Из разных видов бумаги сделала кораблики. Провели игру – эксперимент «Чей кораблик будет дольше в пути?»
Кораблики из салфеток тут же размокли.
Кораблики из серой бумаги для заметок какое-то время продержались на воде.
Кораблики из альбомных листов намокли, но не рвались. Вывод: бумага боится воды.
Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал непрочный. Чем тоньше бумага, тем быстрее она намокает и портится.
Опыт № 6.
«Шуршащая или поющая бумага» Может ли бумага издавать звуки, петь?
Предложила взять разноцветные кусочки бумаги и выполнять движение «стирка белья». Бумага издавала шуршащие и скрипящие звуки. Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.
Опыт № 7.
«Склеивание бумаги»
Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.
Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части. Вывод: бумажные предметы можно склеить.
Опыт № 8.
«Летающая бумага»
Предложила детям полоски бумаги. Может ли бумага летать?
Для этого необходимо создать движение воздуха: помахать веером, или подуть, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная бумага разлетелась по всему столу. Вывод: полоски тонкой бумаги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются или летят на открытом пространстве.
Опыт №9
«Гладкость» Мы взяли разные листы бумаги писчей, газетной, оберточной и заметили, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид - шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная. Очень понравилась детям гладкая мелованная бумага. Вывод: бумага бывает гладкая и шероховатая. Гладкая бумага выглядит красивее. Она приятна на ощупь. Изделия из неё более привлекательны.
Поэтому её используют при изготовлении печатной продукции (журналы, буклеты, календари).
Опыт №10 «Пористость»
Предложила детям капнуть краску на разные виды бумаги : салфетку, промокательную бумагу, туалетную и глянцевую. На пористой бумаге она впиталась.
На глянцевой капля держалась долго на поверхности, растекаясь по листу. Вывод: бумага впитывает краску благодаря её пористости.
Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать краску. Это качество бумаги используют при изготовлении печатной продукции. Дети рисуют красками на пористой бумаге для акварели.
Опыт №11
«Мягкость»
Предложила детям смять разные виды бумаги.
Мягкая бумага легко сминается.
Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и
пористостью. Вывод: бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.
Это свойство бумаги человек использует в хозяйственно-бытовых нуждах.
Опыт№12
«Горение»
Предлагаю детям посмотреть, как горит бумага. Пробую поджечь бумагу, она легко загорается и сгорает. От сгораемой бумаги остается пепел, зола.
Объясняю детям, что зола используется человеком как удобрение для растений.
Вывод: бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит. Пепел, зола, широко используются для удобрения комнатных цветов, на приусадебном хозяйстве.
Приложение 3.
Практическая работа
«Изготовление бумаги в условиях детского сада»
Цель: Получить бумагу в условиях детского сада из использованных газет и исписанных тетрадных листов.
Для реализации поставленной цели были проведены опыты.
Опыт №1.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов, была применена следующая методика.
Что делать :
1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз.
2. Налить в таз воды и оставьте на ночь.
3. Добавил крахмал и клей ПВА.
4. Добавить большое количество воды и размолоть бумагу миксером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Сделать, таким образом, полное ведро пульпы.
3. Согнуть квадратную или круглую рамку.
4. Натянуть на рамку одну штанину колготок. Концы завязать.
5. Наполнить таз пульпой и погрузить в него рамку.
6. Аккуратно поднять рамку, держа ее горизонтально. Не дотрагивайся до нее и не капай на нее водой!
7. Положить рамку на пять минут на ровную поверхность, а затем повесить для просушки.
8. Через несколько часов лист бумаги высохнет. Аккуратно отделить его тупым ножом от рамки.
Вывод: Первый опыт был проведён со старыми газетами. В результате получилась бумага серого цвета, мягкая и тонкая. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд (туалетная бумага, салфетки, как обёрточный материал).
Опыт №2. Получение цветной бумаги.
Для того, чтобы получить цветную бумагу, было применено окрашивание ранее полученной пульпы красителем (зеленка, гуашь).
Вывод: была получена цветная бумага. Такую бумагу можно использовать для детского творчества.
Опыт №3. Получение бумаги из тетрадных листов.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из чистых тетрадных листов, была применена эта же методика.
Вывод: бумага получилась более нежная и бело-голубоватого цвета.
Опыт №4. Получение белой бумаги.
Чтобы получить белую бумагу, мы в приготовленную пульпу из исписанных тетрадных листов добавили хлорный отбеливатель.
Вывод: получилась бумага белого цвета.
Используемая литература:
1. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008г.
2. Экологическое воспитание в детском саду. С. Н. Николаева. –
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013г.
3. Энциклопедия для детей «Страны. Народы. Цивилизации» т. 13, Москва
ЗАО «Дом Книги «Аванта+» 1999г.
4. «Из чего сделаны предметы». Дыбина О. В. - Издательство: Сфера, 2016 г.