Нина Карабахциева
Познавательно-исследовательский проект «Моя семья» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Моя – семья»
«Без прошлого нет будущего».
К. Д. Ушинский
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Автор проекта : воспитатель Карабахциева Н. М.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации проекта : 3 месяца (декабрь – февраль).
Пояснительная записка
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Моя семья“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл.
Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его личности. Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чёи строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно.
Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта :
1. Формирование у детей первоначальных представлений о семье.
2. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут
вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
1. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение
выражать свои чувства (радость, нежность).
2. Выявление представлений у детей о родственных отношениях, о своих близких через проблемную ситуацию.
3. Учить называть членов своей семьи, вызвать интерес к собственному имени.
4. Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к
своим родителям, желание помогать им.
5. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
6. Создать в группе условия, способствующие лучшему общению детей – родителей - родственников.
Формы организации проекта :
1. Диагностика.
2. НОД.
3. Сюжетно-ролевые и дидактические игры.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Выставка детских рисунков.
6. Консультации для родителей.
7. Конкурс стенгазет «Моя семья».
8. Анкета для родителей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
- Диагностика.
- Анкетирование родителей.
- Определение целей и задач.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Изучение необходимой литературы.
- Подбор иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей.
2 этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных
методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о семье.
- Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций
по данной теме.
- Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о семье, через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
- Конкурс стенгазет «Моя семья»
Познавательное развитие :
1. Формировать умение называть членов своей семьи.
2. Понимать роль взрослых и детей в семье.
3. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям.
НОД: Тема: «Дружная семейка», «Я и моя семья», «Моя дружная семья"
Коммуникация:
1. Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и детьми.
2. Формировать у детей моральные и нравственные ценности.
Беседы:
«С кем я живу», «Бабушка, дедушка», «Где работают папа и мама»,
«Я и мой дом», «Моя семья», «Папа-мой лучший друг», «Что такое
хорошо, что такое плохо».
Чтение:
С. Капутикян «Моя бабушка», А. Барто «Младший брат», «Мама уходит на работу», «С. Осеева «Сыновья», Е. Благинина «Солнышко», рус. нар. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
Составление рассказов о своей семье (рассм. генеалогического древа семьи)
Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники».
Рассматривание семейных стенгазет, сюжетных картин.
Заучивание пословиц, отгадывание загадок о семье.
Безопасность:
1. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
2. Формирование представлений об опасных для человека ситуаций и способах поведения в них.
Беседы: «Правила поведения за столом во время приёма пищи»,
«Если ты остался дома один»,
«Красный, жёлтый,зелёный».
Художествено-эстетическое развитие:
Рисование: Темы: «Солнышко для мамы», «Моя рука – моя семья»,
«Цветы для мамы».
Лепка: Темы: «Конфетки для моих близких», «Испечём торт для
мамы», «Пряники к чаю».
Аппликация: Темы: «Украсим фартук для бабушки», «Красивая скатерть. Подарок моей семье».
Социально – коммуникативное развитие:
1. Развитие игровой деятельности.
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
3. Формирование гендерной, семейной принадлежности.
Сюжетно-ролевые игры:
«Дочки-матери», «Семья», «К нам приехала бабушка», «Семейные хлопоты», «День рождения», «Помоги кукле Тане навести порядок в уголке», «Семья».
Дидактические игры:
«Назови ласково», «Чьи детки?», «Назови правильно», «К нам гости пришли», «Кто ушёл?», «Я помогаю папе», «Мою маму зовут…».
Труд:
1. Развитие трудовой деятельности.
2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду
других людей и его результатам.
3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- Воспитывать уважение к труду взрослых. Наблюдение за работой
помощника воспитателя.
- Воспитывать у детей желание помогать воспитателю собирать со столов материал для занятия.
- Наблюдение за работой дворника. Воспитывать у детей уважение
к труду взрослых. Учить детей дежурить по столовой.
Физкультурно-оздоровительная работа:
1. Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
2. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки
3. Приучать детей следить за своим внешним видом.
4. Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
5. Приучать действовать совместно.
6. Продолжать развивать разнообразные виды движений.
Комплекс ОРУ
«Дружная семья».
Подвижные игры:
«Маленькие и большие ножки», «Найди свой цвет», «Беги ко мне», «Поезд», «По ровненькой дорожке», «Два Мороза».
Пальчиковые игры:
«Моя семья», «Этот пальчик-дедушка», «Кто приехал?», «Семья», «Раз, два, три, четыре», «Семейная зарядка», «Радуются взрослые и дети».
Физминутки:
«Мама спит», «Ладушки», «Помощники», «Я с папой и мамой», «Кто живёт у нас в квартире».
Беседа:
«Сохрани своё здоровье»
Работа с родителями:
1. Конкурс стенгазет «Моя семья»
2. Анкета для родителей «Семейные традиции».
3. Консультации: «Ребёнок – член семьи», «Домашняя игротека»,
«Чего нельзя говорить малышу», «На зарядку вместе с папой,
вместе с мамой».
3 этап – заключительный.
1. Итоговая диагностика.
2. Итоговое мероприятие. Развлечение с родителями «Наша дружная семья!»
Оценка результатов:
В результате данной работы дети познакомились с такими понятиями, как «семья», «имя» и «фамилия», а также больше узнали о своей семье, её членах (папа, мама, брат, сестра, дедушка, бабушка).
Достигнутые результаты позволяют сделать выводы о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, тематические занятия, выставки, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.
У детей повысились знания в области нравственно-патриотического воспитания в вопросах, касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми на основе наглядности – оформление стенгазет, генеалогическое древо семьи.
Каждый день неоднократно просматривали стенгазеты, и каждый ребёнок с гордостью рассказывал о своей замечательной семье.
На наш взгляд, проект «Моя семья» является первым шагом в
нравственно- патриотическом воспитании детей.
Список литературы:
1. Комплексно-тематическое планирование с учётом ФГОС по программе
«От рождения до школы», под редакцией Вераксы Н. Е.
2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
3. Ушакова О. М. «Дидактические игры во второй младшей группе».
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй мл. группе»
5. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьёй» М, Т. Ц. Сфера, 2004г.
6. Кисилёва Л. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» М. 2004г.
7. Зверева О. Х., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» М. Т. Ц.
Сфера, 2005г.
8. Тугушева Г. П. «Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности» журнал
«Дошкольное воспитание» 2007г,№8
9. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение 1986г.
10. Петрова В. И. «Этические беседы с детьми 3-7 лет» М, Мозаика-Синтез, 2007г.