Наталья Рябова
Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания».
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться в самом раннем детстве нами – дошкольными работниками. Нам необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к природе. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В связи с этим я считаю, что метод экспериментирования является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребёнка. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребёнка с природой и для посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Публикация «Проект „Детское экспериментирование как метод экологического воспитания“,» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
ПРОТИВОРЕЧИЯ. *Между традиционным решением проблемы экологического воспитания дошкольников и необходимостью создания условий для самовыражения и самореализации ребенка.
* Между необходимостью развития детского экспериментирования, как метода экологического воспитания, и отсутствием системы организации работы по внедрению его в практическую деятельность.
Проблема.
Как сохранить равновесие между необходимостью экологических знаний и методами их получения?
Цель проекта. Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи проекта.
1. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)
2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
3. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.
4. Приобщать детей к красоте окружающего мира.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
6. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Новизна. В проекте использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Экологическое экспериментирование развивает реальные представления детей о различных сторонах изучаемого объекта, даёт возможности для детей и педагога выполнять общее дело.
Знания, добытые детьми самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребёнок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые,всё более сложные,цели.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
*Повышение собственной профессиональной компетентности (Интернет-ресурсы, ППО).
*Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом.
*Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневнуюдеятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.
*Обогащение предметно-развивающей среды (обновление и пополнение уголка природы, подборка детской литературы экологического содержания,экологических дидактических игр, организация мини-лаборатории, кружка «Юные экспериментаторы», создание огорода на окне).
*Разработка диагностического материала.
*Проведение диагностики детей (Выявление уровня развития экологической воспитанности детей, навыков экспериментирования).
*Анкетирование родителей «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» .
* Педагогическое просвещение родителей: консультации «Зелёный мир на окне», «Игры для детей по экологии», «Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста», «Игры с песком и водой», «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами работы в мини-лаборатории», «Маленькие экспериментаторы».
* Планирование экологических акций, творческих выставок.
*Консультирование педагогов.
Основной этап.
* Проведение бесед «О чём рассказал корень», «Красная книга природы», «Что нужно растению для жизни?», «Меры безопасности при экспериментировании», «Человек украшает Землю».
*Ознакомление детей с детской литературой экологического содержания : Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка»; Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе; Е. Чарушин, В. Бианки.
* Знакомство детей с экологическими дидактическими играми «С какого дерева листочек?», «Отгадай,что за растение», «Мои зелёные друзья», «Научи Мишку мыть растение», «Вершки и корешки», «Ходят капельки по кругу».
* Проведение творческих выставок: «Чудеса своими руками», «Природная мастерская», «Сделаем мир прекраснее!», «Подарки осени», «Осенний букет».
*Фотовыставка «Экспериментировать-здорово!»
* Непосредственная образовательная деятельность: «Земля – наш общий дом»,
«Поможем Незнайке вылепить посуду», «Почему растаяла Снегурочка?», «Дежурство в уголке природы», «Мир комнатных растений», «В гости к деду Природоведу».
*Экологические акции :«Ёлочка – зелёная иголочка», «Берегиня», «День Земли», «Берегите птиц!», «Расти, дубок», «Сделаем планету чистой».
*Развлечения «Солнечные зайчики», «Праздник воздушных шариков», «День цветов».
*Работа кружка «Юные экспериментаторы» : опыты в мини –лаборатории, «Огород на окне», работа в цветнике, в уголке природы, проекты «Наше дерево», «Огород круглый год», «Расти, росток»
*Экологическая мастерская для педагогов ДОУ.
Обобщающий этап.
*Диагностика и мониторинг качества экологического воспитания детей.
* Оценка эффективности работы с родителями:
Оформление тематической ширмы «Войди в природу другом», практикум для родителей «Домашняя мини-лаборатория», родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности».
* Подведение итогов работы:
Праздник экологической сказки – драматизация сказки «Одуванчик»; участие детей в Интернет – конкурсах (в Международном творческом конкурсе «Маленькой ёлочке холодно зимой», конкурсе детских поделок); Мастер – класс для педагогов ДОУ, обобщение результатов проекта и представление их коллегам. Презентация проекта на педсовете.
Планируемые результаты. * Дети: у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней. У детей разовьётся интерес к явлениям и объектам природы. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
* Педагоги: приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысится профессиональное мастерство в области экологического образования дошкольников. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
* Родители: повысится уровень экологических знаний и экологическая культура родителей, родители поймут необходимость экологического воспитания детей. Родители станут активными участниками экологических мероприятий, совместно с педагогами и дошкольниками образуют единое воспитательно-образовательное пространство.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Дети приобрели опыт самостоятельной деятельности, опыт исследовательской работы, новые знания, умения и навыки.
Дошкольники :
*проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
*выдвигают гипотезы, предположения, находят способы их решения, предоставляют
доказательства;
*самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирают предметы и
материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и
назначением; помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;
*проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
*в диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности; доводят дело до конца;
*устанавливают разнообразные временные, последовательные, причинные связи;
*делают выводы о результате проведённых исследований;
*дети стали добрее, научились сопереживать;
*овладели навыками ухода за растениями;
*научились любить родную природу, бережно относиться к ней.
Выводы. Реализация проекта, его результаты позволяют говорить о правильности выбора активного экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников.
Элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка данной деятельности. В результате закреплённые в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Занятия с элементами экспериментирования в окружающем мире являются хорошей базой для саморазвития детей.
Практическая значимость. Данный опыт работы используется педагогами нашего филиала, может быть использован педагогами других дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждениями дополнительного образования.
Перспектива- разработка презентационных материалов, распространение опыта работы на районном уровне;
методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования;
разработка и реализация других педагогических проектов экологической направленности.
Информационные источники.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.
2. Иванова А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». М. ,2006.
3. Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М. ,1994.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М: Мозаика-синтез, 2012.
5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. -М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.
6. Соломенникова О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников. Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-
методический журнал, - 2004. - № 7.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. М6 Мозаика-Синтез, 2010.
8. Дыбина О. В. Неизведанное рядом :занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера,2005.
9. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М. ,2008.
10. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. ТЦ «Учитель»Воронеж,2004.
11. Давыдов В. В. Психология. М. :Академия,1999.
12. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П «Детство- Пресс»,2001.
12. Интернет ресурсы : sh-sad.morshr@mail.ru
https://www.maam.ru/
https://68cdo.ru/ipk_mediawiki/index.php