наталья шеставина
Семинар — практикум на тему: «Беседа — эффективный метод воспитания безопасности жизнедеятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность – это «. состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Актуальность этой проблемы сводится к тому, что
Публикация «Семинар — практикум на тему: „Беседа — эффективный метод воспитания безопасности жизнедеятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Беседа. Проведение бесед
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;
- не понимание потенциальной опасности в быту;
- отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.
Работа в этом направлении по большому счё ту сводится к нахождению ответов на вопросы: «Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как сберечь здоровье ребенка? Как научить помогать друг другу?»
Поэтому значимой является проблема создания условий в ДОУ позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
Задачи, направленные на формирование безопасности жизнедеятельности дошкольников сводятся к следующему:
• расширить и систематизировать знания детей об окружающей среде и здоровом образе жизни, о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
• развивать практические навыки безопасного поведения детей в окружающей среде;
• формировать позитивное и ответственное отношение к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью
• развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации;
• учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
• воспитывать культуру здорового образа жизни;
Эффективность реализации поставленных задач во многом
зависит от содержания предметно-развивающей среды созданной в группе, которая включает:
• уголок безопасности;
• иллюстративные стенды для детей и взрослых;
• подборка литературы;
• подборка иллюстрационного материала;
Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности : альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Опасные ситуации в жизни детей».
Беседа является наиболее эффективным методом воспитания безопасности дошкольников. Беседу применяют в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы воспитатель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения ребенка. Тон речи воспитателя при разговоре должен быть спокойным, уверенным, твёрдым.
Дидактические игры и пособия помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Формирование личной безопасности ребенка необходимо начинать с такого понятия, как "Что я знаю о себе?" Необходимо закреплять с детьми знания ими домашнего телефона, адреса, фамилии, имени, отчества родителей. Ребенок должен свободно отвечать на такие вопросы, как:
1) Как тебя зовут? Имя, фамилия.
2) Где ты живешь? Домашний адрес.
3) Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.
4) Место работы родителей?
5) Адрес детского сада?
Ежедневные минутки безопасности, необходимо включать в различные занятия и режимные процессы, которые позволят закрепить знания и умения личной безопасности у дошкольников.
Рассмотрим примеры бесед по режимным моментам. Беседы, направленные на воспитание безопасности жизнедеятельности дошкольников могут быть запланированные, так и вытекающими из обстоятельств.
Утро начинается с прихода ребенка в детский сад. И первое что мы требуем от ребенка по приходу в группу - это мытьё рук. В младших группах объясняем детям с какой целью это делается (потому что на руках есть микробы, руки моем, чтобы не заболеть). Далее утренняя гимнастика. Прежде чем приступить с детьми к выполнению упражнений, выясняю, зачем мы выполняем утреннюю гимнастику (для того чтобы быть сильными, не болеть, быть веселыми).
Когда дети заняты в игровых зонах, также требую от них выполнять определенные правила безопасной игры. Это - играть только в отведенных для игр местах, убирать за собой игрушки. Объясняю, что порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности.
На занятиях (например, во время работы с ножницами, клеем, карандашами) проводится краткий инструктаж безопасного обращения с данными предметами.
Широко использую произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности и последствий шалостей. Так, например, готовясь к проекту по пожарной безопасности мною были почитаны произведения (К. И. Чуковского «Путаница», «Кошкин дом», Б. Жидкова «Пожар», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Тревога» М. Лазарева) и проведены беседы по прочитанному. Также есть другие произведения, которые наглядным примером могут показать, к чему может привести то или иное поведение (Казаков Е. «Чик- чик ножницами»; Михалков С. «Дядя Стёпа - милиционер»; Заходер Б. «Шофер»; Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»; Носов Н. «Заплатка»;Пермяк Ю. «Торопливый ножик»; Перро Ш. «Красная Шапочка»;Чуковский К. «Мойдодыр», «Доктор Айболит», Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки: безопасность для малышей».
Был эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом с помощью иллюстраций. Так у нас в группе есть плакаты "Азбука безопасности". При рассматривании данных ситуаций дети проявляли живой интерес, объясняли, почему могло произойти то или иное и как избежать в будущем.
Мною была проведена беседа на тему "Что такое опасность и что такое безопасность?" Задавала вопросы: какие опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире где тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе, на елке, в подъезде, на чердаке, в лифте, в подвале). Объяснила, что некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны сразу: на плите - кипящий чайник, горячая кастрюля, на гладильной доске - раскаленный утюг, разлитое масло. В ванной – ядовитые аэрозоли против насекомых. Даже обыкновенный кран с горячей водой или холодной водой может быть опасен для невнимательного человека. Найдите в групповой комнате опасные места: в раздевалке – дверцы у шкафчиков (можно прищемить палец); в группе –большие окна со стеклами, горячая еда; в умывальной: кран с водой, влажный пол; в спальной комнате – кровати с острыми углами.
Ежедневно вспоминаем правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах, маршрут выхода на прогулку (перила – наши друзья и недруги); участок детского сада (обследование на предмет опасности).
Также была проведена беседа на тему «Электрические приборы».
Разучили с детьми правила обращения с электрическими приборами.
Нельзя:
• включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.
• трогать провода и электроприборы мокрыми руками – может очень сильно ударить током;
• если от телевизора или пылесоса пахнет горелой резиной, надо чтобы взрослые немедленно вынули вилку из розетки. Даже не пробуй сделать это сам.
• если задымился какой-то провод, вдруг проскочила искра, когда мы нажали на выключатель или вставили вилку в электророзетку, обязательно сообщи взрослым.
• уходя из дома, не забывай выключать все электроприборы, и постоянно напоминай об этом взрослым.
• нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
• нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
• ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
Была проведена экскурсия по детскому саду и сопутствующая беседа : знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
Была проведена беседа "Огонь - друг или враг", основная задача состояла в том, чтобы донести до детей необходимость соблюдать правила пожарной безопасности.
Во время тематической недели "Здоровье " были проведены беседы"Откуда берутся болезни" ( цель которой была: сформировать представление о здоровье и болезнях, научить заботиться о своем здоровье и окружающих) "Лекарственные растения" (в ходе данной беседы познакомила детей с крапивой, подорожником, шиповником, тысячелистником, рассказала о пользе данных растений, объяснила, почему эти растения называют лекарственными). А также была проведена беседа "Кошки и собаки - наши друзья" (Цель - научить детей понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает свои характером).
На последнем родительском собрании мы поговорили с родителями о формировании у детей безопасного стиля жизни. Было проведено анкетирование по выявлению у родителей знаний безопасного поведения.
Результатом всей этой работы должен стать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся:
1. Сформированы знания об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Ребенок умеет пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. На практике проявляет осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
4. Ребенок соблюдает правила поведения в быту.