Наталья Смышляева
Познавательно-исследовательский проект (краткосрочный) «Зимующие птицы» (1 младшая группа №11 «Воробушки»)
Познавательно - исследовательский проект (краткосрочный)
«Зимующие птицы» (1 младшая группа №11 «Воробушки»)
Состав проектной группы :
Воспитатель: Кулишова Наталья Николаевна
Родители и воспитанники группы
ГБДОУ НАО «ЦРР - детский сад «Гнёздышко»
2017- 2018 учебный год
Тип проекта :
по продолжительности: краткосрочный
Публикация «Познавательно-исследовательский проект (краткосрочный) „Зимующие птицы“ (1 младшая группа №11 „Воробушки“)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Воробей, воробышек
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
по составу участников: групповой
по направлению деятельности участников проекта : познавательно – исследовательский
Сроки реализации проекта : с 26.03- 30.03 2018 год
Участники проекта : Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
Э. Н. Голованова: «Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
Актуальность проекта. Отсутствие у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться, о птицах зимой.
В холодное время года зимующим птицам очень тяжело найти себе корм. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Давно известно, что многие птицы погибают зимой не из-за холода, а из-за отсутствия привычного полноценного питания. Из-за нехватки корма в зимний период голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают и погибают. А вот сытой птице и мороз не страшен. И только люди могут помочь птицам. Поэтому птицы стремятся туда, где проще найти корм и можно спрятаться от зимней стужи – в города, поселки, деревни ближе к людям.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Проблемы: Недостаток знаний детей о зимующих птицах. У дошкольников нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Задачи проекта :
Обучающие:
- Познакомить детей с птицами (воробей, синица, снегирь, сорока, ворона)
- Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
- Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
- Расширять кругозор, развивать и обогащать словарь детей посредством игровой деятельности существительными (птицы, снегирь, синичка, воробей, сорока, ворона, прилагательными (пернатые, зимующие).
Воспитательные:
- Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
- Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
- Укреплять детско-родительские отношения
В ходе проекта «Зимующие птицы» дети больше узнают о птицах, выясняют, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Участники проекта : воспитанники младшей группы; воспитатель; родители.
Формы работы с детьми: НОД, наблюдение, игры, беседы, рассказывание, чтение, рассматривание, оформление выставки.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Подбор художественной литературы.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Основной этап.
Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Деятельность детей.
Понедельник 26.03.
- Беседа: «Какие бывают птицы?», игры : «Воробушки и автомобиль», «Поймай птичку», рассматривание картин, д/и «Парные картинки»
-Дидактические игры «Разрезные картинки», «Птицы», «Найди пару», «Большая птичка – маленькая птичка», «Найди птичку»
Ежедневные наблюдения на прогулке за птицами.
Вторник 27.03.
Беседа: «Не разоряйте птичьих гнёзд», д/и «Сколько птичек сидит на дереве», рассматривание иллюстраций, слушание пение птиц, стихотворение А. Фета «Ласточки пропали», лепка «Гнездо для ласточки» (ин раб, постройки из конструктора «Кормушки»
Среда 28.03.
Занятие по рисованию «Птички», раскраски по теме, беседа : «Птицы зимой», прослушивание пение птиц, заучивание потешки «Села птичка на окошко», п/и «Воробушки и автомобиль», загадки по теме.
Четверг 29.03.
Беседа: «Берегите птиц», Стихотворение А. Барто «Птичка», д/и «Большая птичка - маленькая птичка», пальчиковые игры «Снегирёк», д/и «Найди птичку».
Пятница 30.03.
Беседы: «Кто прилетает на кормушку?», Как живут птицы зимой в лесу»,
загадки по теме, раскрашивание птичек, физминутка, просмотр мультипликационного фильма: "Воробушек- хвастунишка"
Работа с родителями
- Наблюдение за птицами (дома, на кормушках, в саду)- сделать фото
- Папка – передвижка «Зимующие птицы»
- Консультация «Птицы - наши друзья»
- Создание альбома с фотографиями птиц.
3. Заключительный этап.
Презентация проекта «Зимующие птицы», оформление выставки рисунков и поделок, анализ проведенной деятельности. Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Результаты реализации проекта.
• Расширен кругозор детей о зимующих птицах и обогатился словарный запас.
• Улучшилась у некоторых детей речь.
• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
• Дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.
• Все поставленные цели и задачи были выполнены.
Приложение №1
Загадки про птиц
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Чик- чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Черненькая шапочка
Желтенькая грудка
Маленькая птичка,
А зовут её … (Cиничка)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
Серая птица,
Меня не боится
Моргнет удивленно,
Ведь это… (Ворона)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (Голубь)
Стихи
Ласточки пропали.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
ПТИЧКА. А. Барто
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай!
Улетела… ай!
Приложение №2
Подвижная игра
«Воробушки и автомобиль»
Цели: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Пальчиковые игры
Я зимой кормлю всех птиц
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она. Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.
Показывают одной рукой на кормушку.
Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.
Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.
Сел на ветку снегирек
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик
Он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька. «Попрыгать» ладошками по плечам.
Потрясти кистями рук перед собой.
Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.
Поднять руки вверх и покачать ими.
Помахать руками – «крылышками»
Приложение№3
Физминутки
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
***
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
***
Птички в гнездышке сидят
Птички в гнездышке сидят,
И на улицу глядят.
Погулять они хотят,
И тихонько все летят. (Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)