Анастасия Черепухина
Познавательно-исследовательский проект «Каким бывает снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Китайская пословица: |
«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» |
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Каким бывает снег“» размещена в разделах
- Зима. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Снег и лед
- Снег и лед. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое место занимает опытническая деятельность. Опытническая деятельность позволяет ребенку создавать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях. Маленький человек, познавая мир, должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Цель: Ознакомление со свойствами снега, льда и воды путём развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
• Расширить представления о свойствах снега и льда через познавательно-исследовательскую деятельность;
• Формирование целостности картины мира, расширение кругозора;
• Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов;
• Развитие связной диалогической речи;
• Обогащение словарного запаса путем введения новых слов (снег бывает мокрый, белый, тающий, холодный, кружащийся, блестящий, липкий, пушистый, рыхлый, легкий, скрипучий и т. д.);
• Формировать представления о том, какой вред и опасность может принести снег;
• Сохранить и укрепить физическое здоровье детей;
• Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года;
• Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы;
• Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу;
• Учить детей анализировать, делать выводы;
• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный – 2 недели.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители, музыкальный руководитель.
Предполагаемый результат:
• Расширение представления о снеге, льде и воде.
• Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
• Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
• Расширение словарного запаса.
• Привлечь родителей в реализации проекта.
План работы над проектом:
1 этап – подготовительный этап.
Изучение методической литературы. Подбор художественной литературы. Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на зимнюю тему. Подбор материала для изучения свойств снега. Сбор и анализ литературы по проведению опытов со снегом. Разработка плана реализации проекта. Пополнение «Центра познавательной деятельности».
2 этап – основной этап.
Образовательные области - виды деятельности.
Физическое развитие. Подвижные игры «Мы шагаем по сугробам», «Как на горке снег, снег…», «Снежки», «Снежинка», «Перепрыгни через сугроб». Имитация движений «Полёт снежинки». Дыхательная гимнастика «Снежинки летят». Игры со снегом. Катание на санках.
Социально-коммуникативное развитие. Д/и «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки», «Где спряталась снежинка?», «Сосчитай снежинки». Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в зимний лес».
Познавательное развитие. Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Опыты со снегом и льдом. Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель). Проведение опытов «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сходства и различия льда и снега», «Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?», «Цветные льдинки», «Что такое снег, как он получается?». Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья. Примёрзли», «Зима в Простоквашино». На прогулке рассматривание снежинок через увеличительное стекло.
Художественно-эстетическое развитие. Танец «Снежинки». Рисование «Снег идет», «Узоры на окне» (нетрадиционное), «Снежинка». Лепка «Снеговик», «Снежинка». Рисование манкой «Ночной снегопад». Разучивание песен «Зима» В. Карасевой, «Снег-снежок» Е. Макшанцева. Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме. Составить из счётных палочек снежинку.
Речевое развитие. Рассказ о зиме по мнемотаблице. Беседа на тему «Каким бывает снег?», «Почему нельзя есть снег». Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме, снеге. Составление рассказа из личного опыта «Как мы играем со снегом». Чистоговорки «Сосулька упала в сугроб», «У Сани сани едут сами».
Работа с родителями: Оформление родительского уголка по теме – рекомендации, как одевать ребенка в зимний период времени, в какие подвижные игры можно поиграть с ребенком на улице зимой, пословицы и поговорки о зиме, а также приметы зимы. Беседа «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной». Привлечение их к уборке снега на прогулочном участке, к созданию серии снежных фигур.
3 этап – завершающий этап.
Выставка детских рисунков на тему «Зимушка - зима».
Консультации: «Как сделать прогулку зимой интересной».
Просмотр мультфильма «Что такое снег?», «Профессор Почемучкин - Почему снег белый?».
Итоговое мероприятие «Снег-снежок»
Достигнутый результат:
• знают, что такое снег и какой он;
• знают, как образуется снег;
• знают, что иногда снег лепиться, а иногда нет;
• знать, что в тепле снег тает и получается вода;
• знают снежные игры;
• знают стихотворения и музыкальные произведения о снеге.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий.