Ольга Владимировна Климова
Познавательно –исследовательский проект из опыта работы «Путешествие по народному творчеству Кубани» старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 города Ейска МО Ейский район
Познавательно –исследовательский
проект из опыта работы
«Путешествие по народному творчеству Кубани»
старшей группы
компенсирующей направленности №13
Воспитатели: Климова О. В. ,
Кравцова С. Е.
г. Ейск, 2016г.
Публикация «Познавательно –исследовательский проект из опыта работы „Путешествие по народному творчеству Кубани“ старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Путешествие по народному творчеству Кубани»
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Долгосрочный: с 01.10.2016г. по 31.05.2017г.
Участники проекта:дети старшей группы, родители и воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог–психолог.
Пояснительная записка.
Актуальность. Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою родину, духовные богатства своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны.
Проблема. Активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его интегрированного свойства личности, т. е. определят меру его общего развития.
Понимание Родины у детей должно быть связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам.
В основу содержания проекта положены следующие принципы:
Принцип развивающего обучения. Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский).
Принцип взаимодействия с социальными институтами. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем, «Кадетским казачьим корпусом»; в естественном включении материала в программу дошкольного образования. Ознакомление с устным народным творчеством родного края является стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Принцип личностно- ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим направлениям.
Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, атрибуты Кубанского быта, музыкальных инструментов и т. д. ;
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
Принцип занимательности - изучаемый материал является интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды организованной образовательной деятельности, стремиться к достижению результата.
Цель:
Развивать самостоятельность, детскую инициативу
Воспитывать любовь к родному краю к его культуре и традициям.
Задачи:
1. Сформировать умение различать малые жанры устного народного творчества.
2. Расширять представления о культуре и истории родного края.
3. Создать необходимые условия для познавательной активности дошкольников.
4. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию выставок совместных творческих работ детей и родителей, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Формы и методы работы:
• экскурсии;
• посещение музея;
• дидактические игры;
• викторины;
• художественная мастерская;
• презентации;
• беседы;
• праздники, развлечения, досуги.
Этапы реализации проека:
-подготовительный (планирование и прогнозирование предстоящей работы,
-основной,
-заключительный.
Ожидаемый результат:
• Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
• Умение играть в кубанские народные подвижные игры. Использование считалок.
• Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
• Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
• Знание истории русского кубанского народного костюма, головных уборов.
Воспитывать уважение к народным традициям.
• Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
В ходе данной работы воспитывается уважение и причастность к своему родному краю. В ходе реализации проекта можно организовывать и проводить ООД, экскурсии, развлечения. Любое такое дело воспринимается детьми как увлекательное путешествие. Дети знакомятся с экспонатами через стихи, сказки, потешки, иллюстрации, рисуют по мотивам литературных произведений, придумывают и инсценируют сказки.
Большое внимание уделяется созданию условий для двигательной активности детей: разучиваются и проводятся русские народные игры. Благодаря комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками, совместная деятельность с родителями в рамках проекта — все это дает детям простор для активной творческой деятельности. Занимаясь, ребенок реализовывает свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения. Расширяется простор и для творческой активности педагогов. Данная работа позволяет вовлечь родителей в совместный творческий процесс, сблизить их с детьми, раскрыть их творческий потенциал.
Модель трех вопросов
Тема «Путешествие по народному творчеству России и Кубани»
(о народном творчестве России и Кубани)
ФИ ребенка Что я знаю? Что я хочу узнать? Как узнать?
Могильный Костя Знаю потешки, считалки, загадки. Еще не решил От родителей, воспитателей, на праздниках и развлечениях.
Клещенок Артем
Умею играть в русские и кубанские народные подвижные игры. Знаю несколько считалок. Какие предметы использовались раньше в играх? От друга, педагога, от родителей, родственников, в играх.
Величко Максим Знаю некоторые сказки и сказочных героев, умею узнавать их в произведениях на картинках. Не знаю От бабушки, воспитателя, в книжках, видел картины, смотрел по телевизору и компьютеру.
Кулешов Дмитрий
Знаю русские народные праздники (как называется праздник, пою песни, исполняю частушки, читаю стихи). Не решил еще Концерты, музей, праздники.
Леденева Александра
Знаю, что носили раньше люди из одежды (народный костюм, головные уборы). Кто шил для них наряды, и где их покупали? Сходить в музей, из книг, из телевизора, от бабушки с дедушкой.
Проскурин Леонид Знаю, как бережно люди относились ко всем домашним предметам, как передавали знания своим детям.
Как содержать все предметы, чтобы они не старели и не портились? Посещение музея, рассматривание альбомов, мультиков, рассказов бабушек.
1. Подготовительный этап
Содержание работы:
1 Разработка идейного замысла: -изготовление альбома «Устное народное творчество Кубани».
-составление картотеки русских народных игр (старший возраст).
-составление картотеки дидактических игр по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста.
-составление картотеки пословиц, поговорок, потешек.
Ответственные: Кравцова. С. Е., Рябченко. О. Е. ,
Павлова. С. В., Климова. О. В, Сергеева. М. В.
2 Подбор информации, иллюстраций, детской литературы, предметов быта русской и кубанской старины. Ответственные: Кравцова. С. Е., Климова. О. В.
3 Привлечь родителей к активному взаимодействию по созданию выставок совместных творческих работ детей и родителей, также приобретение разноцветного песка для творческой деятельности детей. Ответственные: Кравцова. С. Е. Климова. О. В.
4 Подбор материала для консультаций и буклетов. Папок-передвижек. Ответственные: Кравцова. С. Е., Климова. О. В., Сергеева. М. В.
2 этап – основной
1 Встреча с Ейским казачим генералом Гетман. В. В. Ответственные: Рябченко. О. В, Кравцова. С. Е., Климова. О. В.
2. Экскурсии в городской краеведческий музей:
- Приобщение детей к музейной среде; знакомство детей с понятиями «музей», «коллекция»,
-выставка по народным промыслам «Золотой сундучок».
-выставка «Быт горожан 19 века»,
- Познакомить детей экспонатами музея; рассказать об устройстве русской избы, кубанской хаты.
Ответственные: Кравцова. О. В., Климова. О. В.
Рябченко О. Е.
3 Познавательные беседы «Русская народная игрушка».
Праздник «Любимая игрушка»
Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира. 23.11,
Ответственные: Кравцова. С. Е., Климова. О. В.
4 Беседа «…На досуге веселушка и накормит всех вокруг».
Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта. Ответственные: Кравцова. С. Е.
5 Чтение русских народных сказок и фольклорных произведений.
Знакомить детей с устным народным творчеством.
Ответственные: Кравцова. С. Е., Климова. О. В. ,Рябченко. О. Е.
6 Презентация «В чем ходили кубанские женщины».(Самая лучшая мама).
Ответственные: Климова. О. В.
7 Организация и проведение совместной встречи с Кадетским казачьим корпусом г. Ейска.
Ответственные: Кравцова. С. Е.
8 Художественная мастерская «Роспись ложки».(Федорына посуда).
Пробуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора. Ответственные: Климова. О. В.
9 Прослушивание аудио и видеозаписей песен Кубанского казачьего хора и русских народных песен. Вызвать у детей музыкальный интерес к культуре Кубани.
Ответственные: Климова. О. В., Павлова С. В.
10 Экскурсия в «Школу искусств» на выставку «Кубань глазами детей».
Приобщать дошкольников к ценностям эстетического наследия и богатства живописной народной культуры.
Ответственные: Кравцова. С. Е., Климова. О. В. ,
Рябченко О. Е.
11 Викторина: «Доскажи пословицу», «Подбери картинки к поговорке» (о дружбе, природе, хлебе, казаках, семье). «Здравствуй матушка весна».
Знакомство детей с устным народным творчеством.
Ответственные: Кравцова. С. Е., Климова. О. В. ,Рябченко О. Е.
12 Творческая мастерская «Что прячется в старинном сундуке».(Цветик семицветик).
Роспись национальной русской одежды.
Ответственные: Кравцова. С. Е., Сергеева. М. В.
13 Организация и проведение совместной встречи Ейским атаманом Глиняным С. В.
Воспитывать любовь и уважение к кубанским традициям и обычаям казаков. Ответственные: Климова. О. В.
14 Дидактическая игра «Покажи, что назову».
(Мы играем, мы считаем.)
Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в старину.
Ответственные: Климова. О. В.
15 Встреча с учениками музыкальной школы по классу народных инструментов.
(Волшебная музыка.)
Ответственные: Кравцова. С. Е. ,Павлова С. В.
16 «Кубанские подвижные игры».
Приобщать детей к русским народным играм.
Ответственные: Кравцова. С. Е., Климова. О. В., Павлова С. В.
3 этап — заключительный
- создание презентации из опыта работы над проектом,
-выставка детского творчества «Песочный вернисаж»,
-развлечение «Путешествие в мир русских народных сказок».
Ответственные: Климова. О. В., Рябченко О. Е., Кравцова. С. Е., Павлова С. В.
Методическое обеспечение:
1. Знай и люби свой край. – Васнева А., Г Краснодар, 2006
2 Воспитание у дошкольников любви к малой родине. – В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова., Традиция, Краснодар 2007.
3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста-
Ветохина А. Я., ДмитриенкоЗ. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В. и др. изд. Санкт –Петербург 2011год.
4. Ты, Кубань, ты наша Родина»- Материалы из опыта работы районных методических служб, дошкольных образовательных учреждений, педагогов детских садов. Издательство Департамента образования и науки Краснодарского края. Изд. Краснодар 2004г.
5. Путешествие по родному краю - И. П. Лотышев изд. Краснодар 2004г.
6. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине - В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова Изд. Краснодар 2007г.
7. Сказка о Екатеринодаре и о славных кубанских казаках - Степанова Л. Под ред. В Лавелиной. Изд. Краснодар 2007.
8. Краснодарский край - И. И. Степанов Изд. «Советская Россия» 1985г. М. В. Мирук, Т. А. Науменко. Введение в историю Кубани (Учебное пособие). – Краснодар, 2000г.
9. Н. А. Бондаренко. Культурное наследие кубанского казачества. – Армавир,2004г
10. Т. Ю. Иванова. Кубанские народные ремесла (Петриковская роспись) – Армавир, 2003г.
11. А. В. Маслова «Три века истории Кубани»;
12. Е. Н. Еременко «Кубановедение».
13. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.